Шпаргалка по "Логистика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:54, шпаргалка

Описание работы

Основные категории в курсе «логистика»
Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Осн.цель логистики – необходимо доставить нужный продукт нужного качества в нужном количестве в нужное время в нужное место нужному потребителю с нужными (мин-ми) затратами (правило 6 н).

Файлы: 1 файл

Основные категории в курсе.docx

— 848.69 Кб (Скачать файл)

От состояния и деятельности финансово-кредитных учреждений зависят возможности предприятий по привлечению заемного капитала и инвестиций, их стоимость.

Определенное влияние на развитие предприятия оказывает и циклическая динамика экономической системы и ее состояние в целом. При наиболее неблагоприятном варианте макроэкономические факторы (инфляция, нестабильность финансовых рынков и др.) могут привести к возникновению экзогенного (внешнего) кризиса предприятия.

Научно-технический прогресс и связанные с ним инновации – важный фактор обеспечения конкурентоспособности продукта предприятия и формирования потенциала его развития.

Международные события, в первую очередь, сказываются на условиях работы предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Кроме того, на международные события активно реагируют финансовые рынки, что в свою очередь может отразиться и на состоянии национальных рынков и косвенно на деятельности отечественных предприятий.

Фактор политической стабильности имеет значение для предприятий, имеющих рынки сбыта или ведущих операции за рубежом, а также определяет возможности привлечения иностранного капитала.

Социокультурная среда (целевые установки, жизненные ценности, традиции) оказывают влияние на формирование потребностей потребителей (цвет, форма, разнообразие товаров), характер взаимоотношений в коллективе и внутрифирменную культуру.

Для стабильно функционирования и развития п/п необходимо умение адаптироваться к воздействию внешних факторов, наиболее полно использовать благоприятные условия, нейтрализовать действие негативных факторов. Необходимо, чтобы стратегические цели развития п/п (организации) воспринимались внешней средой. В основе решения данных задач лежит оценка и анализ внешней среды.

Для характеристики внешней среды применяют следующие показатели:

- сложность - число факторов, на которые п/п следует реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора и моно говорить, в данном случае, о простой и сложной внешней среде предприятия; взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы; динамизм - темп изменения, скорость, с которой происходят изменения в окружении п/п. Подвижность внешней среды оценивается исходя из частоты, величины и регулярности изменений факторов; неопределенность (непредсказуемость будущего) - функции от кол-ва и надежности информации о конкретных внешних факторах. Чем выше неопределенность, тем с большим числом проблем приходится сталкиваться менеджерам предприятия; привычность событий - новизна возникающих изменений.

Анализ внешней среды предприятия можно проводить при помощи SWOT-анализа, PEST-анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии организации, метод «5 х 5», матрица Дж. Х. Вильсона «вероятность усиления фактора – воздействие фактора на организацию» и др.

 

    1. П/п как объект государственного регулирования

Гос-ное регулирование экономики представляет собой систему осуществляемых государственными органами мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на обеспечение удовлетворения общественных потребностей, реализацию программ социально-экономического развития и предотвращение негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов.

К п/п применяются  административные и экономические  методы гос. регулирования. К осн. формам административных (прямых) методов государственного  регулирования относят разрешение, запрет или принуждение к осуществлению отдельных видов деятельности

Экономические методы государственного регулирования являются косвенными по характеру воздействия на предприятия и реализуются через финансовую политику, важнейшими частями которой являются бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика. Бюджетно-налоговая политика в качестве основных инструментов влияния на экономическую активность использует налоги и государственные расходы. Денежно-кредитная политика по своей сути представляет контроль за денежным предложением в целях роста реального валового внутреннего продукта и полной занятости населения.

Организационно-правовая форма определяет порядок первоначального создания имущества предприятия,  процесс использования полученной прибыли, характер отношений между собственниками. Это форма юридической регистрации предприятия, создающая ему определенный правовой статус. Организационно-правовые формы определены Гражданским кодексом РБ. Некоторые организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов, учреждений.

Коммерческие предприятия свою деятельность могут осуществлять в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Посредством регулирования амортизационной политики предприятий (регламентации способов и методов начисления амортизации, возможностей применения ускоренной амортизации) государство оказывает влияние на процессы воспроизводства основных средств и нематериальных активов, темпы их обновления, структуру, создание внутренних источников финансирования.

Государственное регулирование оплаты труда персонала предприятий направлено на установление и обеспечение соблюдения минимальных гарантий по уровню заработной платы, обеспечение достаточного уровня жизни работников и их семей, сохранение покупательской способности населения. В качестве основных инструментов государственного регулирования оплаты труда выступают социальные нормативы в данной области (мин. заработная плата, мин. потребительский бюджет, прожиточный минимум) и тарифная система, обеспечивающая определение и дифференциацию уровня оплаты труда в зависимости от квалификации, условий, тяжести труда, степени ответственности при выполнении работ.

Ценообразование как инструмент государственного регулирования оказывает влияние на пропорции экономического и социального развития, определяет уровень конкурентоспособности продукции предприятий, формирование их дохода. Регулирование и контроль цен связано с ограничением монополистической деятельности и обеспечением выпуска социально значимых товаров и услуг.

Налоговые регуляторы в виде различных видов налоговых платежей, объектов налогообложения и субъектов платежей, источников и ставок налогов, льгот и санкций, сроков и способов уплаты непосредственно оказывают влияние на пропорции распределения доходов и прибыли предприятий, создание собственных источников роста и развития.

Государственное регулирование инвестиционной деятельностью предприятий, которое в РБ может осуществляться в форме прямого участия государства в данном процессе  путем создания благоприятных условий для него, направлено на обеспечение роста конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Формы как прямого, так и косвенного государственного регулирования инвестиционной деятельности позволяют расширить возможности предприятий по привлечению и осуществлению инвестиций в активы предприятия.

Особенности инновационной деятельности предприятий, связанные с неопределенностью результата, высокой степенью риска, значительными финансовыми ресурсами, обуславливают необходимость значительной государственной поддержки. На уровне государства определены приоритетные направления развития науки и техники, осуществляется финансово-кредитная и налоговая политика по стимулированию процесса создания и практического использования инноваций.

Особое место среди мер государственной поддержки предприятий занимает стимулирование их внешнеэкономической деятельности. Система тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли направлена на развитие экспортного потенциала и защиту отечественных предприятий, продвижение их товаров на внешние рынки.

При регулировании в области охраны труда и обеспечении экологической безопасности принадлежит использованию законодательных рычагов управления, системе соответствующих стандартов, налогов и экономических санкций, в совокупности направленных на сохранение жизни и здоровья персонала, экологизацию производства.

 

    1. Концентрация производства

Концентрация производства представляет собой процесс сосредоточения производства однотипных изделий на отдельном предприятии. Концентрация производства, являясь одной из форм его организации, непосредственно связана с понятием размера предприятии.

Для характеристики размера предприятия применяют следующие показатели:

-  численность промышленно-производственного персонала;

- стоимость  основных средств предприятия, используемых в предпринимательской деятельности;

- объем выпуска  продукции.

Численность персонала характеризует размер предприятия по количеству живого труда, стоимость основных средств - по затратам овеществленного труда в средствах производства. Эти показатели характеризуют лишь отдельные стороны процесса концентрации производства. Обобщающим показателем, характеризующим размер предприятия, является объем выпуска продукции в денежном выражении. Этот показатель отражает совокупные затраты живого и овеществленного труда.

Предприятия бывают мелкими, средними и крупными, в зависимости от численности персонала и годовых объемов выпуска продукции.

Особое влияние на концентрацию оказывает углубление специализации производства, а также централизация в разрезе отрасли производства стандартизированных деталей и узлов внутриотраслевого применения.

Одной из форм концентрации производства в промышленности является создание производственных объединений, которые представляют собой объединения предприятий и организаций в производственно-технический, научно-производственный или другой комплекс. В основе их организации могут лежать технологическая общность и однородность выпускаемой продукции, кооперирование и научно-технические связи.

Уровень концентрации в масштабе отрасли характеризуется удельным весом продукции крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли.

Концентрацию производства можно оценить следующей системой показателей.

Абсолютная концентрация производства определяется размером, например: агрегатная - размером турбин плавильных печей, технологическая - размером производств, заводская (организационно-хозяйственная) - размером предприятий.  Абсолютный размер предприятия можно оценить с помощью показателей:

- объем производства  продукции за год (в стоимостном  или натуральном выражении);

- среднегодовая  численность промышленно-производственного  персонала;

- среднегодовая  стоимость основных производственных  средств.

Кроме того, может быть использован, например, такой показатель, как энергетическая мощность.

Уровень относительной концентрации производства характеризуется удельным весом агрегатов, производств и предприятий различного размера в общем объеме выпуска продукции, в общей стоимости основных средств численности работников, а также удельным весом потребления электроэнергии.

В качестве показателя уровня концентрации в отрасли используют, и объем выпуска продукции за год, приходящейся на одно предприятие.

Каждый из названных показателей имеет как преимущества, так и недостатки. Например, среднегодовая численность промышленно-производственного персонала во многом определяется уровнем фондовооруженности, автоматизации производства. С этой точки зрения объем производства продукции за год наиболее точно характеризует размер производства. Средний размер предприятия обладает всеми недостатками средних показателей, поэтому применение метода группировки позволяет более точно охарактеризовать уровень концентрации, а средние показатели можно использовать в качестве дополнительных.

Группировка предприятий по разным группам (малые, средние, крупные) используется для характеристики динамики уровня концентрации в конкретной отрасли, а не для сравнения уровней концентрации в различных отраслях.

Таким образом, именно система показателей может охарактеризовать уровень и динамику концентрации производства.

Эффективность концентрации производства определяется улучшением технико-экономических показателей производства продукции в результате увеличения размера производства (предприятия). На крупных предприятиях эффект может быть получен за счет:

-увеличения  единичной мощности, что приводит  к росту производительности оборудования при снижении роста его стоимости;

- использования  прогрессивных технологий;

- проведения  научно-технических разработок в  собственных лабораториях, конструкторских и технологических бюро, опытных производствах, что позволяет в сжатые сроки обновлять выпускаемую продукцию высокой конкурентоспособности;

- «экономики  на масштабе производства», обусловленной  тем, что рост затрат на содержание административно-управленческого персонала, на освещение и отопление зданий и аналогических расходов происходит более медленными темпами, чем на основные производства, т.е. затраты на единицу продукции уменьшаются. В тоже время чрезмерное укрупнение предприятия может привести к ухудшению технико-экономических показателей выпускаемой продукции и состояния экономики данного региона. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости обоснования размера предприятия с учетом совокупности факторов, которые характеризуют технологические особенности, определяющие возможность доставки потребителям продукции и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Логистика"