Роль железной дороги в транспортной подсистеме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 00:28, доклад

Описание работы

Железнодорожный транспорт среди всех видов наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует круглые сутки независимо от времени года и погоды, что особенно важно для России с ее различными климатическими зонами. Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов при сравнительно небольшой себестоимости и высокой скорости их доставки потребителю. Железнодорожный транспорт по сравнению с другими видами в меньшей степени воздействует на окружающую среду и имеет меньшую энергоемкость на выполнение перевозочной работы.

Файлы: 1 файл

Забелина.docx

— 16.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

В стране функционирует целая  транспортная система, обеспечивающая перевозки пассажиров и перемещение  грузов, тесно связанная и взаимодействующая  между всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным (речным и морским), воздушным, трубопроводным и др.

            Грузовые перевозки выполняются  всеми видами транспорта и  учитываются в тоннах перевозимого  груза (по отправлению) и в  тонно-километрах (по грузообороту). Пассажирские перевозки также  осуществляются практически всеми  видами транспорта; бывают дальние,  пригородные и городские пассажирские  перевозки. 

            Железнодорожный транспорт России  занимает ведущее место в транспортной  системе страны, выполняя около  85 % грузооборота и более 37 % пассажирооборота  транспорта общего пользования.  В 1998 г. железные дороги перевезли  834,8 млн т грузов, 1471,3 млн пассажиров. Грузооборот в том же году составил 1019,5 млрд т км, пассажирооборот -152,9 млрд пасс.-км. Железные дороги России по своей технической оснащенности и показателям перевозочной работы являются крупнейшей транспортной системой мира.

            Российские железные дороги включают  в себя 17 дорог, общая эксплуатационная  длина которых на 1.01.1999 г. составила  86,2 тыс. км. Железные дороги России  занимают первое место в мире  по протяженности электрифицированных  магистралей, второе место —  по эксплуатационной длине железных  дорог (после США), третье место  — по перевозкам грузов (после  Китая и США), грузообороту (после  США и Китая), перевозкам пассажиров (после Японии и Индии).Железные дороги включают в себя инженерные сооружения и различные технические устройства и средства, обеспечивающие своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в перевозках. Сюда входят:

            - железнодорожный путь;

            - подвижной состав (локомотивы и  вагоны);

            - сооружения локомотивного и  вагонного хозяйства;

            - сооружения и устройства сигнализации, связи и вычислительной техники;

            - электро и водоснабжение;

            - железнодорожные станции и узлы.

            Бесперебойная и безаварийная  работа такого многоотраслевого  хозяйства требует взаимоувязанной  и слаженной работы всех звеньев. 

            Железнодорожный транспорт среди  всех видов наиболее приспособлен  к массовым перевозкам, функционирует круглые сутки независимо от времени года и погоды, что особенно важно для России с ее различными климатическими зонами. Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов при сравнительно небольшой себестоимости и высокой скорости их доставки потребителю. Железнодорожный транспорт по сравнению с другими видами в меньшей степени воздействует на окружающую среду и имеет меньшую энергоемкость на выполнение перевозочной работы.

            Перевозка грузов по железным  дорогам экономически выгодна  на больших расстояниях. Это  объясняется более высокой долей  расходов, не зависящих от дальности  перевозок и удорожающих их  себестоимость на коротких расстояниях.  Средняя дальность перевозки  одной тонны груза на железнодорожном  транспорте на 1.01.1999 г. составила  957 км, а на автомобильном —  всего 21 км. При этом себестоимость  перевозки тонны груза по железным  дорогам более чем в пять  раз ниже, чем при перевозке  автомобильным транспортом. По  грузообороту железнодорожный транспорт  занимает первое место в единой  транспортной системе страны  и является основным видом  транспорта общего пользования  в системе народного хозяйства. 

            Железнодорожный транспорт является  наиболее универсальным видом  транспорта для обеспечения перевозок  в межрайонных и во внутрирайонных  сообщениях. Железные дороги по  сравнению с другими видами  транспорта в меньшей степени  воздействуют на окружающую среду  и имеют меньшую энергоемкость  перевозочной работы. Железнодорожный  транспорт наиболее приспособлен  к массовым перевозкам. Он функционирует  днем и ночью независимо от  времени года и атмосферных  условий.

Основные  преимущества:

• возможность массовых перевозок грузов и пассажиров и высокая пропуск-

ная и провозная способность железнодорожных линий, исчисляемая десятками

миллионов тонн грузов и  миллионами пассажиров в год в  каждом направлении;

• регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени

года и суток;

• более высокая скорость доставки грузов и, как правило, более короткий

путь перевозки по сравнению  с речным и морским транспортом, в том числе по

транспортным коридорам;

- большая эффективность при перевозках массовых грузов на средние и

дальние расстояния, особенно маршрутами;

• относительно невысокая себестоимость по сравнению с другими видами

транспорта (кроме трубопроводного);

• высокая безопасность движения и более низкий уровень ущерба окру-

жающей среде.

К недостаткам железнодорожного транспорта можно отнести:

• высокую стоимость сооружения железных дорог и относительно мед-

ленную отдачу авансируемого  капитала (средний срок окупаемости  капитало-

вложений – 6–10 лет);

• большой удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости

перевозок (до 70%), что ограничивает возможности управления затратами;

• большой расход металла, в том числе цветного (более 150 т на 1 км пути).


Информация о работе Роль железной дороги в транспортной подсистеме