Решения в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, связанных с логистическими решениями и методами их принятия. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность процесса принятия логистических решений;
2) рассмотреть виды подходов к принятию решений в логистике;
3) рассмотреть значение экспертных систем в процессе принятия логистических решений;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………................3
Глава 1. Теоретические основы принятия решений в логистике………….......4
1.1. Сущность процесса принятия логистического решения………….…...4
1.2. Виды подходов к принятию решений в логистике………………….....8
1.3. Экспертные системы в процессе принятия логистических решений...11
Глава 2. Методы принятия логистических решений….....................................14
2.1. Системный анализ.....................................................................................14
2.2. Кибернетический подход..........................................................................16
2.3. Исследование операций............................................................................19
2.3.1 Математические модели, этапы их построения и математический инструментарий……………………………............................................23
2.3.2 Типовые задачи исследования операций……………………......26
2.4. Прогностика..............................................................................................29
Заключение.............................................................................................................33
Список использованной литературы …………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая Логистические решения.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

Новаторство логистики состоит в изменении критериев хозяйственной деятельности предприятий, где главную роль играет управление методами товародвижения. Еще новаторство логистики заключается в применении вида комбинированного подхода к позициям движения товарных ресурсов в процессе воспроизводства. Управление материальным потоком, согласованность действий при фрагментарном способе управления явно недостаточны. При таком подходе не соблюдается нужная последовательность и не получается увязки действий различных подразделений предприятий.

Опираясь на комплексный подход, логистика предполагает согласованность методов, находящихся во взаимосвязи с материальными потоками, производством и маркетингом. И наряду со всем вышеперечисленным новаторство логистики состоит в использовании теории компромиссов в хозяйственной деятельности фирм. Новаторский подход логистики позволил отойти от автономного регулирования разными методами товародвижения и осуществить их объединение, что позволило получить такой результат деятельности, который превышал сумму отдельных эффектов.

2. Период традиционной логистики отличает создание логистической системы, заменившей процесс оптимизации перевозок на предприятиях. Данный период определяется наличием нескольких концептуальных подходов к созданию логистических систем, отличающихся сферой применения при гармонизации экономических интересов, а также критериев.

Внутрилогистический функциональный характер носили экономические интересы в рамках каждого концептуального подхода. И они не затрагивали производственную деятельность фирм. При первом подходе область действия гармонизации экономических процессов составляли затраты на определенные логистические операции одной фирмы с критерием минимума общих затрат на материальное распределение. Этот подход позволил добиться определенных результатов. Оказалось возможным сводить к минимальному пределу затраты на всю логистическую систему путем увеличения затрат на одни операции с целью снижения расходов на другие операции. Характерным примером такого подхода является увеличение затрат на транспортировку путем сокращения издержек на регулирование запасов складирования. Положительный экономический эффект при минимизации общих затрат дала ориентация на использование внутрифункциональных компромиссов (гармонизация экономических интересов). Ограничивает финансовые возможности предприятия затратный критерий, поскольку он не отражает влияния спроса на соотношение между прибылью и расходами. В результате сформировался переход к извлечению максимальной прибыли фирмы от логистической операции, который учитывает одновременно и спрос, и затраты. Однако и новый подход имел ряд ограничений. Выделение механизма логистики внутри производства ущемляло интересы предприятий-участников одного логистического процесса. Поэтому в конце периода традиционной логистики произошли изменения в ее концепции. Максимальная прибыль от логистических операций всех предприятий-участников процесса стала критерием формирования оптимальной системы управления и распределения. [9]

3. Начало 1980-х годов отмечено новым периодом в развитии логистики – периодом новой логистики (неологистики). Необходимость ее внедрения обосновывалась тем, что ни одна из зон, работающих внутри предприятия, включая логистику, как правило, не располагает должными ресурсами и возможностями для того, чтобы в одиночку достаточно быстро реагировать на изменения внешних условий и эффективно работать автономно. Требовались совместные усилия всех структурных частей организации для оптимизации реагирования. В работе были необходимы специфические знания и опыт менеджеров, которые рассматривали деятельность предприятий как единое целое. Концептуальный подход получил название комплексного, или подхода на основании всего предприятия. Функции логистики в рамках этого подхода рассматриваются как важнейшая подсистема общепроизводственной системы. Что означает: логистические системы создаются и управляются исходя из общей цели – достижения в работе всего предприятия максимальной эффективности. Внимание стало концентрироваться на межфункциональных компромиссах, не исключая производственные и другие, нелогистические подразделения. Минимизация издержек всего предприятия стала критерием такого подхода.

1.3. Экспертные системы в процессе принятия логистических решений

Принятие решений по управлению материальными потоками до начала широкого применения логистики в значительной степени основывалось на интуиции квалифицированных снабженцев, сбытовиков, производственников, транспортников. Развивая методологический аппарат, современная логистика, наряду с разработкой и использованием формализованных методов принятия решений, изыскивает возможности широкого применения опыта названной категории профессионалов. С этой целью разрабатываются так называемые системы экспертной компьютерной поддержки, позволяющие персоналу, не имеющему глубокой подготовки в логистике, принимать быстрые и достаточно эффективные логистические решения.

Под экспертными системами  в логистике понимают специальные компьютерные программы, помогающие специалистам принимать решения, связанные с управлением материальными потоками. [4]

Экспертная система может аккумулировать знания и опыт нескольких специалистов-экспертов, работающих в разных областях. Труд высококвалифицированных экспертов стоит дорого, однако, как правило, требуется не повседневно. Возможность получить совет экспертов по разным вопросам посредством обращения к компьютеру позволяет квалифицированно решать сложные задачи, повышает производительность труда персонала, и, в то же время, не требует затрат на содержание штата высокооплачиваемых специалистов.

Применение экспертных систем позволяет:

  • принимать быстрые и качественные решения в области управления материальными потоками;
  • готовить опытных специалистов за относительно более короткий промежуток времени;
  • сохранять «ноу-хау» компании, так как персонал, пользующийся системой, не может вынести за пределы компании опыт и знания, содержащиеся в экспертной системе;

К недостаткам экспертных систем следует отнести ограниченную возможность использования «здравого смысла». Логистические процессы включают множество операций с разнообразными грузами. Учесть все особенности в экспертной программе невозможно. Поэтому «здравым смыслом», дополняющим знания экспертной системы, должен обладать пользователь.

Экспертные системы  применяются на различных стадиях логистического процесса, облегчая решение проблем, требующих значительного опыта и затрат времени. Например, на складе при принятии решения о пополнении запасов, когда менеджеру необходимо оценить большой объем разнообразной информации: ожидаемые цены с учетом закупаемых товаров, тарифы на доставку, необходимость одновременного пополнения запасов по разным позициям ассортимента и т. д. Использование здесь экспертных систем позволяет принимать не только правильные, но и быстрые решения, что зачастую не менее важно.

В России пока наибольшее распространение получают экспертные системы по управлению централизованными складами, сервисному обслуживанию и ремонту техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы принятия логистических решений

Для принятия логистических решений используется ряд методов, применение которых позволяет прогнозировать материальные потоки, создавать интегрированные системы управления и контроля их движения, разрабатывать системы логистического обслуживания, оптимизировать запасы и решать ряд других задач. [1]

К основным методам принятия логистических решений относятся:

  1. методы системного анализа;
  2. методы теории исследования операций;
  3. кибернетический подход;
  4. прогностика.

Рассмотрим  данные методы подробнее.

2.1. Системный анализ

Системный анализ в узком смысле есть методология принятия решений, в широком смысле – синтез методологии общей теории систем, системного подхода и системных методов обоснования и принятия решений.

Рассмотрим основные задачи и функции системного анализа[8].

1. Задача декомпозиции означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов. В рамках данной задачи функциями системного анализа являются:

  • определение и декомпозиция общей цели, основной функции
  • выделение системы из среды
  • описание воздействующих факторов
  • описание тенденций развития, неопределенностей
  • описание как "черного ящика"
  • функциональная, компонентная и структурная декомпозиция.

2. Задача анализа - состоит в нахождении различного рода свойств системы, ее элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы. В рамках данной задачи функциями системного анализа являются:

  • функционально-структурный анализ
  • морфологический анализ (анализ взаимосвязи компонентов)
  • генетический анализ (анализ предыстории, тенденций, прогнозирование)
  • анализ аналогов
  • анализ эффективности
  • формирование требований к создаваемой системе

3. Задача синтеза состоит в том, чтобы на основе знаний о системе, полученных при решении первых двух задач, создать модель системы, определить ее структуру, параметры, обеспечивающие эффективное функционирование системы, решение задач и достижение поставленных целей. В рамках данной задачи функциями системного анализа являются:

    • разработка модели системы
    • структурный синтез
    • параметрический синтез
    • оценивание системы

Системный анализ основывается на множестве принципов, т.е. положениях общего характера, обобщающих опыт работы человека со сложными системами.

Одним из основных принципов  системного анализа является принцип конечной цели, который заключается в абсолютном приоритете глобальной цели и имеет следующие правила:

  • для проведения системного анализа необходимо в первую очередь сформулировать основную цель исследования;
  • анализ следует вести на базе уяснения основной цели исследуемой системы, что позволит определить ее основные свойства, показатели качества и критерии оценки;
  • при синтезе систем любую попытку изменения или совершенствования существующей системы надо оценивать относительно того, помогает или мешает она достижению конечной цели;
  • цель функционирования искусственной системы задается, как правило, системой, в которой исследуемая система является составной частью.

Основные отличия системного анализа от других методов:

  • альтернативы логистических систем оцениваются с позиций длительной перспективы;
  • отсутствуют стандартные логистические решения;
  • четко излагаются различные взгляды при решении одной и той же логистической проблемы;
  • применяется к проблемам, для которых не полностью определены требования стоимости или времени;
  • признается принципиальное значение организационных и субъективных факторов в процессе принятия логистических решений и, в соответствии с этим, разрабатываются процедуры согласования различных точек зрения;
  • особое внимание уделяется факторам риска и неопределенности, их учету и оценке при отборе наиболее оптимальных решений среди возможных вариантов.

2.2. Кибернетический подход

Кибернетический подход – исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью выявления прямых и обратных связей, изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков», т.е. систем, в которых исследователю доступна лишь их входная и выходная информация, а внутреннее устройство может быть и неизвестно.

У кибернетики и общей теории систем есть много общего. Например, представление объекта исследования в виде системы, изучение структуры и функций систем, исследование проблем управления и др. Но в отличие от теории систем кибернетика практикует информационный подход к исследованию процессов управления, который выделяет и изучает в объектах исследования различные виды потоков информации, способы их обработки, анализа, преобразования, передачи и т.д.

Информация о работе Решения в логистике