Развитие лизинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

Рассматривая развитие отечественного рынка лизинговых услуг, можно выделить пять основных его периодов становления в зависимости от наиболее распространенных схем проведения лизинговой сделки.

Файлы: 1 файл

Развитие лизинга в России.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Лизинг  является одним из видов инвестиционной деятельности. Во многих странах мира, как экономически развитых, так и не обладающих сверхвысоким потенциалом, показатель удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды является важнейшим, определяющим макроэкономические пропорции. В США в течение нескольких лет этот показатель был на уровне 30%, в Великобритании достигал 36%, в Чехии - 28%. Россия пока значительно отстает (см . Табл.7).

Инвестиции  в основной капитал в 2001 году составляли 670 439 млн. руб. или 24,831 млрд. долл. (по курсу 27 руб./долл.). В том же году прямые иностранные инвестиции равнялись 4,26 млрд. долл. Итого в

2001   году прямые инвестиции, то есть знаменатель рассматриваемого показателя, составлял 29,09 млрд. долл. Объем лизинговых договоров -1,3 млрд. долл. Следовательно, удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций равнялся около 4,5%. По данным Госкомстата России, в

2002         году рост инвестиций в основной капитал составил к предыдущему году - 17,4%31. Используя этот показатель для расчета (при курсе 30 руб./долл.) в 2002 году объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику равнялся 4,43 млрд. долл. Таким образом, всего за год было инвестировано за счет внутренних и внешних источников в реальный сектор 32,53 млрд. долл. Следовательно, удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций составил 4,35%.

Из  приведенных выше данных видно, что  произошло некоторое снижение значения удельного показателя. Это обусловлено  ростом знаменателя, то есть более быстрыми темпами роста объемов инвестиций по сравнению со стоимостью заключаемых договоров лизинга.

Далее приведены показатели (см . Табл.8), характеризующие  рынок лизинговых услуг в России в течение последних шести  лет.

Как видно, стоимость увеличилась семикратно, а удельный вес лизинга в инвестициях  в основные фонды почти в одиннадцать  раз. Столь крупные изменения  обусловлены срабатыванием эффекта  прироста к малым величинам. Качественные изменения, вероятнее всего, произойдут после введения в действие новых законодательных актов, предоставляющих существенные преимущества лизингу в России.

В 2002 году, по данным ассоциации Рослизинг , было заключено свыше 16 тысяч договоров  лизинга, основное их количество приходится на Росагроснаб . Средняя стоимость договора составила 31 тыс. долл. В Германии этот показатель равняется 31 тыс. евро, то есть несколько меньший, чем в России. Однако в Германии более половины объема всего лизингового бизнеса страны приходится на лизинг автотранспортных средств, в основном на лизинг легковых автомобилей. Пользователем этой лизинговой услуги может быть любой гражданин. У нас же пока это ограниченный сектор рынка ввиду существующего запрета на использование предмета лизинга для непредпринимательской деятельности.

Данные  по большему массиву лизинговых компаний позволяют повысить уровень репрезентативности и, соответственно, объективности информации  о  структуре  российского  лизингового  рынка  и  его сегментах (см . Табл. 9). Большинство лизинговых компаний передавали в лизинг различное производственное и технологическое оборудование: металлургическое, горнодобывающее, химическое, для атомной промышленности, отопительное, полиграфическое, пищевое, автосервисное , упаковочное, лесозаготовительное, а также оборудование для геологической разведки, добычи и переработки нефти.

Доля  последней группы превысила более  чем на треть стоимость всего производственного и технологического оборудования. В этом сегменте лизингового рынка 99% стоимости всех заключенных договоров приходились на три компании - ЛК Лизинг (ЛУКОЙЛ), Сибирская лизинговая компания (ЮКОС), Геосинтез (государственное унитарное геологоразведочное предприятие).

Одним из самых динамично развиваемых  является рынок телекоммуникационного  оборудования и сре дств св язи. Здесь  доминирует компания РТК-Лизинг - 68,5% от стоимости всех заключенных договоров. Еще 25,5% приходятся на договоры компаний Промсвязьлизинг , Госинкор-лизинг , Раффайзен-лизинг . Лидером среди   лизингодателей   оргтехники   является   компания   Хъюлетт-Паккард - с показателем, соответствующим более 45% от стоимости всех соглашений в этом секторе рынка.

Основная  часть всего сельскохозяйственного  оборудования была поставлена в соответствии с договорами лизинга, которые заключало  в течение года ОАО Росагропром  и региональные агроснабы в республиках, краях и областях Российской Федерации. Во избежание повторного счета при сублизинговых операциях, в общий итог не включены объемы некоторых региональных агролизинговых компаний.

Автотранспортные  средства являлись предметом соглашения между лизингополучателями в  различных регионах страны и большим  количеством лизингодателей. Так, 55% всех грузовиков, прицепов, полуприцепов, самосвалов, автобусов поставили компании: ЮКОС-лизинг, Транслизинг , Volvo truck finance , Альфа-лизинг, Росдорлизинг , БалтОНЭКСИМ-Лизинг , Интранслизинг , Росагроснаб , региональные агроснабы .

На  рынке строительного оборудования, дорожно-строительной техники более 80% всех договоров (в стоимостном  измерении) заключили такие лизингодатели  как Росдорлизинг , Альфа-лизинг, Раффайзен-лизинг , Балтийский лизинг, Лизингстроймаш .

Компании Медлизинг принадлежит безусловное лидерство среди поставщиков медицинской техники - почти 96,5% от стоимости всех договоров.

Новым сегментом российского лизингового  рынка становится железнодорожная  техника - тепловозы, цистерны на платформах. Две компании С.А. Лизинг и Балтинвест накапливают опыт заключения лизинговых договоров с такими видами оборудования.

Всё лизинговое имущество делится на движимое и недвижимое. При этом удельный вес стоимости договоров  по движимому имуществу составлял  в 2002 году 92,1%, а недвижимому - 7,9%.

Структурно  недвижимость состояла из следующих  видов имущества: авиатехники (самолетов) - 90,9%; морских и речных судов -5,6%; зданий, сооружений, офисов - 3,5%.


Информация о работе Развитие лизинга в России