Развитие лизинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

Рассматривая развитие отечественного рынка лизинговых услуг, можно выделить пять основных его периодов становления в зависимости от наиболее распространенных схем проведения лизинговой сделки.

Файлы: 1 файл

Развитие лизинга в России.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Развитие лизинга в России

Рассматривая развитие отечественного рынка лизинговых услуг, можно выделить пять основных его периодов становления  в зависимости от наиболее распространенных схем проведения лизинговой сделки.

На первом этапе  (1994 — 1996гг.) использовались в основном следующие схемы проведения лизинговых сделок (см . Рис.15 и Рис. 16):

Данные схемы проведения лизинговых сделок позволяли лизингодателю, кредитору и лизингополучателю и их дочерним, зависимым компаниям экономить собственные средства при покупке основных средств.

 

 

На втором этапе, с конца 1996 года и до кризиса 17 августа 1998 года, на 80% использовалась схема раздельного финансового лизинга.

 

Использование данной схемы лизинга, принятой за основную в ряде крупнейших лизинговых стран, отражало некоторую  политическую и экономическую стабильность того периода нашей страны, а именно:

•         прошедшие накануне выборы в Государственную Думу и выборы Президента РФ обозначили расстановку сил на политической арене и курс развития страны на ближайшие 4-е года;

•         ставка рефинансирования была относительно не высока и постепенно снижалась до лета 1998 года;

•         курс доллара не имел резких скачков, его быстрый рост ограничивался введенным валютным коридором и соответствующей политикой ЦБ РФ;

На третьем этапе  функционирования лизинга в РФ, после кризиса 1998 года, на 80% используются схемы финансового лизинга с совмещением обязательств лизингодателя и лизингополучателя, а также с совмещением обязатель ств кр едитора и лизингополучателя (рис 15 и Рис. 16).

Несмотря на то, что по закону о  лизинге в данный период не допускалось совмещение обязательств: лизингодателем и лизингополучателем по договору лизинга; кредитором и лизингополучателем предмета лизинга, данные схемы реализуются на дочерних и зависимых компаниях, принадлежащим субъектам лизинговой   сделки.   Таким   образом    лизингодатель,   кредитор   и лизингополучатель экономят оборотные средства дочерних и зависимых компаний.

Однако с октября 1999 года замечается незначительный, но тем не менее  заметный рост числа лизинговых сделок по г. Москве, заключенных по классической схеме финансового лизинга.

На четвертом этапе  (со 2-й половины 2000г. и до января 2002г.) отмечается постепенное возвращение к схеме использования раздельного финансового лизинга, наиболее популярного в большинстве стран мира (см . Рис. 17). Данный факт свидетельствует о некотором потеплении инвестиционного климата в России и увеличении кредитного рейтинга страны в целом.

На пятом этапе  (с 01 января 2002г.) начинается новейшая история российского лизинга как одного из наиболее прогрессивных методов обновления основных фондов предприятий. В первую очередь это связано с относительной стабилизацией российской экономики, началом роста промышленного производства и изменениями в законодательных актах, регулирующих лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

В настоящее время лизинг получил  максимально возможные льготы для развития в России в связи с тем, что:

•         Вступившая в силу 2-я часть НК РФ подтверждает законность ускоренной амортизации лизингового имущества, лишает предприятия возможности относить инвестиционные затраты на себестоимость своей продукции, оставляя данную возможность только за платежами по лизинговым договорам.23

•         Принят Федеральный закон от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О лизинге. Поправки к закону носят конструктивный характер и либерализуют сферу лизинговых операций24.

•         На данном этапе развития лизинга отменен запрет на совмещение обязательств по договору лизинга, что дает новый толчок для развития финансового лизинга в нашей стране. Тем самым все приведенные выше схемы функционирования финансового лизинга имеют право на законное сосуществование. Теперь субъекты лизинговой сделки вправе выбрать наиболее привлекательную для них схему работы.

Современный российский лизинг достаточно быстро интегрируется в мировую  финансовую систему. Анализ лизинговой деятельности в США, Японии, Великобритании, Германии показал, что ряд ведущих  российских лизинговых компаний не просто позаимствовали, но и удачно адаптировали применительно к нашим условиям опыт стран с развитыми лизинговыми отношениями. Для отечественных лизингодателей открылся доступ к относительно недорогим кредитным ресурсам, к товарным кредитам. На российском рынке стали применяться различные виды лизинга - финансовый, оперативный, возвратный, компенсационный, раздельный. Появилось разнообразие схем финансирования и предоставления гарантий участникам лизинговых операций. С периодичностью раз в квартал у нас и за рубежом проводились конференции, посвященные развитию российского лизинга, резко возросло количество публикаций, посвященных различным аспектам лизинга.

Курсы Forex - это чудесная перспектива для Тебя подготовиться к удачной работе на бирже Форекс!

Число компаний, получивших лицензии на право осуществления лизинговой деятельности, превысило 250025. Правда, далеко не все из них успели стать весомыми лизингодателями, однако намерение заняться лизинговым бизнесом они обозначили.

Основными причинами, которые  сдерживают развитие лизинговой отрасли, являются26:

•         Финансовая слабость лизинговых компаний, которые во многом зависят от банков-учредителей. Последние часто используют лизинговые компании как одну из форм кредитования предприятий. Это сказывается на проведении самостоятельной стратегии развития лизинговой компании и большой зависимости от своих учредителей. При ухудшении финансового положения банка сразу же лихорадит лизинговую компанию.

•         Дороговизна кредитных ресурсов и как следствие жесткие требования по обеспечению сделки, когда помимо залога предмета лизинга требуется дополнительное ликвидное обеспечение и/или поручительство третьих лиц.

•         Отсутствие вторичного рынка оборудования.

•         Не всегда благоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства.

•         Недостаточная квалификация кадров.

Несмотря на это, лизинговая деятельность является перспективным видом бизнеса, и это связано со следующими обстоятельствами:

Мировым опытом, который показывает, что  на долю лизинга в новых инвестициях  в оборудование приходится 15 - 20%, а  в некоторых странах, как США, Великобритания, Ирландия, более 30%.

>      Лизинг является одним из основных источников активизации инвестиционной деятельности, что особенно важно для нашей экономики.

>      Разработан и утвержден ряд законодательных и нормативных актов, регулирующих лизинговую деятельность, постепенно формируются благоприятные условия для его развития.

>      Переориентацией банков с рынка ценных бумаг на инвестиции в производство. При этом лизинг является более привлекательным финансовым механизмом, чем кредит, т.к. используется исключительно для покупки оборудования, которое к тому же выступает обеспечением сделки.

>      Большим потенциальным спросом на лизинговые услуги, связанным с потребностью предприятий в обновлении основных фондов и возможностью их осуществить без ощутимых первоначальных затрат.

В настоящее время в РФ действует  порядка 57-ми лизинговых компаний, постоянно работающих на рынке лизинговых услуг и заключающих договоры в течение последних двух лет. По этим лизингодателям в 2002 году имел место прирост по сравнению с 2001 годом на 8,9%. Для сравнения, рост промышленного производства по стране составил в пересчете в долларовом измерении 7,2%28. Отобранные для сопоставления компании по стоимости заключенных договоров лизинга (т.е. условно по объемам нового бизнеса), охватывали 52,2% всего российского лизингового рынка.

Объективность показателей, характеризующих российскую лизинговую индустрию по результатам 2002 года, определить достаточно сложно. Данные о деятельности многих лизинговых компаний приходится собирать долго и скрупулезно, а затем, устраняя нестыковки и разрозненность, формировать общую картину. К сожалению, органы государственной статистики не проявляют каких-либо особых усилий в налаживании сбора и обработки информации о развитии лизингового бизнеса.

Приведенные ниже расчеты по 2002 году строились, прежде всего, на основе обобщения материалов о деятельности 93 лизингодателей, сформированных на основе сообщений руководителей компаний, публикаций в открытой печати, информации, помещенной на сайтах лизинговых компаний и банков, данных Государственной регистрационной палаты, материалов ассоциации Рослизинг , Группы по развитию лизинга Международного Валютного Фонда ( IFC ), администраций     отдельных     регионов,     журналов     Лизинг-ревю, Технологии лизинга и инвестиций, Лизинг-курьер . Все эти данные обобщались, сопоставлялись с информацией предыдущих лет.

Анализ  результатов 1/3 от числа реально  действующих на рынке по итогам 2002 года компаний и заключавших в  течение года договоры лизинга движимого  и недвижимого имущества, на которые  приходилось около 2/3 стоимости заключенных в течение года новых договоров лизинга, представлен в Таблице 5.

Большинство лизингодателей (50 из 93, то есть 53,8%) - это  небольшие лизинговые компании, либо компании, клиентами которых являются малые предприятия, либо компании, только начавшие лизинговый бизнес и проработавшие неполный год. В то же время ведущие двадцать компаний, заключившие в течение года договоры на 10 и более миллионов долларов (то есть значительные не только по российским, но и по восточно-европейским масштабам), удерживают 53,6% объема всего российского рынка лизинговых услуг. А первые три компании, заключившие в совокупности договоры на 345,7 млн. долл., могут претендовать на место в первой и второй сотне крупнейших лизингодателей Европы.

В 2002г. возросла по сравнению с предыдущим годом на 8,4% абсолютная численность  лизингодателей, работающих в России. Как видно, этот показатель близок по величине приросту стоимости заключенных договоров.

К январю 2000 года в Российской Федерации  лицензии на право осуществления  лизинговой деятельности получили более 2000 резидентов и 130 нерезидентов. Вместе с тем, по данным Государственной  регистрационной палаты, только четверть из всех получивших лицензию в действительности занимались лизинговой деятельностью и при этом заключили один и более договоров лизинга. Так, в Иркутской области из 9 компаний, имевших в 2001 году лицензии, реально работали 4, в Санкт-Петербурге -и з 40 только 10 компаний. В Воронежской области из 6 лицензиатов лишь двоих можно было признать практикующими, в Челябинской области из 12 только 3 и т.д. Большое количество компаний лишь номинально числятся лизингодателями. Полученные ими лицензии в большей мере свидетельствуют не о самой деятельности, а скорее о потенциальной заинтересованности в использовании лизинговых схем.

Таким образом, реально действующих  на рынке лизинговых компаний насчитывалось 415. До двух третей от этого числа, то есть 277 компаний, заключали договоры в 2002 году. Оставшаяся 1/3 от числа реально действовавших компаний в течение года договоры лизинга не заключали, но имели реализацию, то есть продолжали получать лизинговые платежи по ранее заключенным договорам.

Необходимо учесть, что некоторые  лизинговые компании или банки, холдинги в течение 2000-2001 годов создавали  сразу по несколько лизинговых компаний. Во многом это было обусловлено вполне объективными причинами - диверсификацией рисков, снижением кредитной нагрузки на одного заемщика в банке и тем самым соблюдением нормативов, устанавливаемых Банком России.

В настоящее время заключено  договоров лизинга оборудования для аграрного сектора и авиатехники с совокупным объемом примерно в 171 млн. долл.

В течение 2001г. было заключено много  соглашений о намерениях осуществить  лизинг авиатехники между производителями, лизингодателями и эксплуатантами . Однако реализованы были лишь несколько  проектов. В частности, на 4 года в лизинг компании Красноярские авиалинии были переданы два самолета Ту-204, изготовленные на Ульяновском авиационном промышленном комплексе АВИАСТР. Авиакомпания ТРАНСАЭРО взяла в оперативный лизинг самолет А-310-300 у западноевропейского консорциума AIRBUS INDUSTRIE .

В начале 2002 года консалтинговой компанией  Гарантинвест в ходе исследования была учтена деятельность более 180 лизингодателей, заключавших в 2001 году договоры на российском рынке лизинговых услуг. На основании  этого исследования был сформирован рейтинг 50 ведущих лизинговых компаний на российском рынке по показателю стоимости заключенных в течение года договоров лизинга (см . Табл. 6).

Лизингодатели расположились в  диапазоне от почти 144 до 2 млн. долл. У десятой в табели о рангах компании - 30 млн. долл., у двадцатой -10 мнл ., у тридцатой - 5 млн. долл., у сороковой - свыше 3 млн. долл.

В состав первых пятидесяти компаний вошли следующие лизинговые компании (с учетом места их регистрации): 34 компании из Москвы; 5 из Санкт-Петербурга; по одной компании из Саранска, Перми, Екатиринбурга , Башкортостана, Воронежа, Южно-Сахалинска, Томска, Новокузнецка, а также две компании их Швеции и одна из Германии.

 

Этими лизингодателями были заключены  в течение 2001 года договоры лизинга  на сумму в 886,8 млн. долл., что соответствует 62,7% российского рынка. Из приведенных выше 50 крупнейших компаний 22 входили в состав ассоциации Рослизинг .

Всего лизингодатели заключили в России договоры лизинга на 1086 млн.д олл., или в среднем по 5,7 млн.долл. каждый. Это 76,7% от общего стоимостного объема всего российского лизингового рынка. Остальные договоры на сумму 329 млн. долл. (23,3%) приходились на 87 лизингодателей, то есть в среднем по 3,8 млн. долл. на одну лизинговую компанию. Причем, более половины из этих компаний - нерезиденты, работающие на нашем рынке и получившие лицензии на право осуществления лизинговой деятельности в Российской Федерации.

Для ответа на вопрос о репрезентативности данного рейтинга следует обратиться к статистике лизингового бизнеса  в ведущих странах мира.

По  данным Ассоциации лизинга оборудования США, указывается, что в 1999 году общий объем лизинга в США, т.е. заключенных договоров лизинга, составлял 226 млрд. долл. Общий объем лизинга по обследованным отчетам респондентов составлял более 142,5 млрд.д олл29. Таким образом, оценка стоимости всех заключенных на рынке США лизинговых договоров строилась на основе данных по 63,1% от стоимости заключенных договоров.

Информация о работе Развитие лизинга в России