Разработка цепи поставок процесса товародвижения на примере поставки алкогольной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка цепи поставок товародвижения на примере алкогольной продукции.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие основные задачи:
- исследовать и систематизировать сферы управления цепями поставок;
- исследовать рынок алкогольной продукции;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 МЕТОДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК 4
1.2 Каналы распределения 4
1.2 Логистика товародвижения 13
1.3 Цепь поставок. Характеристика и классификация 18
2 РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ 23
2.1 История российского рынка крепкого алкоголя 23
2.2 Обзор российского алкогольного рынка 29
3 РАЗРАБОТКА ЦЕПИ ПОСТАВОК ПРОЦЕССА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

КУрсовая УЦП.doc

— 580.00 Кб (Скачать файл)

Рынок услуг - сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы.

Существует ряд отличий  рынка услуг от товарного рынка. Общие особенности, возникающие при управлении цепями поставок на рынках любых услуг, основываются на отличиях в характеристиках между товарами и услугами. Среди таких отличий, возникающих при управлении цепями поставок на рынках услуг, наиболее важными являются следующие особенности:

  • неосязаемость услуг, т.к. поставщикам услуг сложно объяснить и дать спецификации видам сервиса, а покупателям также трудно их оценить;
  • покупатель зачастую принимает непосредственное участие в производстве услуг;
  • услуги потребляются в тот момент, когда они производятся, т.е. услуги не складируются и не транспортируются;
  • покупатель никогда не становится собственником, приобретая услуги;
  • услуга - это деятельность, и поэтому она не может быть качественно определена прежде, чем покупатель его купит.

Перечисленные особенности  оказывают влияние на общий вид  цепи поставок услуг. Так как предоставление услуги зачастую связано с материальным продуктом, то контрагенты слева от фокусной компании-производителя услуги (поставщики различных уровней) могут представлять разветвленную сеть, в то время как контрагенты справа от фокусной компании отсутствуют, так как услуги производятся и потребляются одновременно, они не складируются и не транспортируются.

  1. По территориальной принадлежности, т.е. в зависимости от того, ограничена ли цепь поставок территорией одного государства или нет, бывают национальные и международные цепи поставок. 
    Национальные цепи поставок ограничены территорией одного государства, все звенья такой цепи поставок находятся в пределах одной страны, включая поставщиков и потребителей. Это означает, что товары или услуги, произведенные контрагентами национальной цепи поставок, изготовлены из сырья и материалов, добытых или полученных на территории данной страны. Все потребители, в том числе и конечные, также находятся в данной стране.

Международные цепи поставок не ограничены рамками одного государства, различные звенья такой цепи могут находиться на территории одной и более стран. Глобальные цепи поставок являются разновидностью международных цепей поставок, так как в настоящее время большинство цепей поставок представляют собой географически разветвленную сеть, простирающуюся за пределами территории одной страны. На формирование и развитие таких цепей поставок особое влияние оказал процесс глобализации, который представляет собой создание единого мирового экономического пространства.

Признаками глобализации являются:

  • введение системы мировых валют;
  • установление системы ценообразования, отличной от национальных систем;
  • создание оффшорных зон, свободных от национального регулирования;
  • образование межгосударственных экономических союзов и ассоциаций и др.

В процессе глобализации цепи поставок выходят за рамки границ отдельных государств, национальная принадлежность и местонахождение продавцов и покупателей товаров и услуг утрачивают свое былое значение и не оказывают существенного влияния на формирование и развитие потоковых процессов, логистика приобретает международные масштабы. 
В общем виде глобальная цепь поставок имеет разветвленную сетевую структуру, звенья которой расположены в разных странах. При этом товар может производиться в местах, приближенных к источникам сырья и, как правило, в регионах с низкой оплатой труда. Далее товар транспортируется в распределительные центры, а оттуда поступает в страны, где через дистрибьюторские сети попадает к конечному покупателю. Таким образом, товаропоток может неоднократно пересекать границы государств, звенья глобальной цепи поставок располагаться на территории многих стран и даже континентов.

 

2 РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ

2.1 История российского рынка  крепкого алкоголя

 

История крепкого алкоголя в России началась не с изобретения  дистилляции, что принципиально  отличает русскую водку от всех прочих спиртных напитков. Дистилляция и  принципы получения спирта не были известны русским, по крайней мере, до середины XV века. Крепкие же алкогольные напитки, созданные на основе брожения ягодных соков с медом, существовали на Руси уже с конца IX века.

Только в первой половине XIX века в Германии и в Польше, входившей тогда в состав России, развернулось широкое производство товарного спирта на базе перегонки дешевого картофельного сырья. Недорогой немецкий шнапс и польский самогон быстро завоевали Европу и проникли в Россию. Так русские винозаводчики переняли иностранную рецептуру производства водки, отказавшись от старых традиционных способов очистки, крайне удорожавших продукт. Частное производство водки в России начало бурно развиваться, и с 60-70-х годов XIX века правительство уже с трудом контролировало качество крепкой продукции, особенно ее первичного сырья. Власти решили сократить число водочных заводов, и если в 1860 г. их было около 5000, то в 1870 г. – 4000, а в 1890 г. – 2050 завода. Затем была введена государственная монополия. Стоит отметить, что первая госмонополия на водку (кстати, весьма жесткая), была введена еще Иваном Грозным.

В 1884 г. в России был  создан особый «Технический комитет», контролирующий производство и качество водки. В его работе принимал участие Д.И. Менделеев, который предложил официально утвердить название "водка" для русского хлебного спирта. Методы производства монопольной водки, разработанные виднейшими русскими учеными-химиками, значительно превосходили те, которыми пользовались на частных заводах. Уже в 1880 г. правительство ввело на казенных заводах горячую очистку винного спирта – ректификацию. К началу XX века весь казенный спирт был ректифицированным, и от услуг частных фирм отказались вовсе. Испания, например, в то время закупала исключительно русский государственный чистый хлебный спирт для крепления своих знаменитых вин – Хереса и Малаги. Русскую водку и хлебный спирт ввозили также с конца XIX века для производства крепленых вин такие страны классического виноделия, как Греция, Турция, Египет, Болгария.

Однако можно сказать, что история экспорта русской водки в заморские страны, началась еще раньше, в 1791 г., когда царица Екатерина взяла за привычку высылать в западную Европу в подарок коронованным лицам изящные штофики с «горькой».

Новая история крепкого алкоголя в России, начавшаяся в 1917 г. не была особенно богата на события, как, в общем-то, и ассортимент алкогольной продукции тех лет: водка или коньяк из союзных республик.

По-настоящему значимые события для развития алкогольной  отрасли, последствия которых отражаются на этом рынке до сих пор, стали происходить, начиная с середины 80-х годов. 1984 г. – эпохальная веха для отечественного ликероводочного производства. Именно после этого года начался спад объемов алкогольного производства, который до настоящего времени сохраняется на значительно более низком уровне, чем в советский период.

В 1985 году принят антиалкогольный  указ, во многом благодаря которому мы имеем сегодня ту алкогольную  отрасль, которую имеем. Так, в конце 80-х гг. произошло существенное сокращение производства водки и ликероводочных изделий (ЛВИ). Ликероводочные изделия – это алкогольные напитки крепостью от 12 до 45% об., содержащие экстрактивные вещества пряно-вкусовых растений, которые придают им характерный вкус и аромат. К ним относятся: наливки, пунши, настойки (сладкая, полусладкая, полусладкая слабоградусная), горькие настойки, джины, десертные напитки, коктейли спиртные, аперитивы, бальзамы, ликеры, кремы, виски, в том числе Бурбон, ром, абсент, текила, кальвадос, саке. Весьма незначительно выросло производство коньяка и бренди, притом, что объем рынка последних существенно ниже рынка ЛВИ. Таким образом, в этот период алкогольный рынок пережил один из самых значительных кризисов последнего времени.

Особенность проводимой государственной  политики по регулированию алкогольной отрасли с 1989 по 1992 годы заключалась в создании административного дефицита крепкого алкоголя: правительством создавался искусственный потребительский ажиотаж.

Однако уже в 1990 происходит некоторая стабилизация на рынке, фиксируется рост производства и потребления спиртного. Напомним, в этот период (вплоть до 1992 года) алкогольная отрасль все еще принадлежала государству. В целом, российский алкогольный рынок стабильно развивался до 1993 г. – очередной исторической вехи новейшей истории. 1993 г. – первый год свободного рынка крепкого алкоголя и начало массового импорта спиртного. Однако в связи со сложной общественно-политической ситуацией в стране, рынок алкоголя регулировался в то время крайне неэффективно. Как следствие – ввоз большого количества дешевой, некачественной продукции из СНГ и стран ближнего зарубежья.

В 1994-1995 гг. отечественный  рынок в силу экономической специфики  того времени все еще нуждается  во «всём самом дешевом». Рост дешевого импорта послужил причиной спада отечественного производства и роста нелегальной, контрафактной продукции. 1996 г. эксперты выделяют как самый критический по количеству нелегальных производителей.

1992 – 1997 гг. – формирование и осознания места брендов на российском рынке. Период до 1996 г. был очень интересным с точки зрения становления алкогольного креатива в России. Как такового брендинга в российском производстве алкоголя практически не было, за исключением отдельных случаев: например, появившейся в продаже в 1995 г. водки «Чайковский» - первой российской водки класса «премиум». Т.о. 1995 г. – начало премиальной отечественной водки, появление первого конкурента импортным «Абсолюту» и «Финляндии».

В 1998 г. создается специальный  государственный орган по контролю над алкогольным рынком, а также начало борьбы с нелегальным производством и формирование государственной алкогольной политики. Однако отрасль не успела почувствовать отдачи от этих преобразований, так как последовал дефолт, после которого количество предприятий только Москвы и МО в последующие годы сократилось в 4 раза. 1998-2001 г. – новый этап становления российского алкогольного брендинга. В этот период, несмотря на дефолт и ликвидацию его последствий, наблюдается необычайно высокий рост активности российских производителей алкоголя. Кроме того, в период самых трудных испытаний для участников алкогольного рынка, был отмечен явный всплеск творческой активности создателей торговых марок. В 1999 г. госоргана, контролировавший алкогольный рынок, был расформирован. В этом же году о себе заявили заводы, которые сегодня являются лидерами - «Ост-Алко», «Топаз». На рынок выходит водка «Флагман», которая быстро завоевывает популярность. Пик своей популярности достигает «Гжелка».

Для российской премиальной водки 1999 год оказался ключевым. На рынке появляется «Юрий Долгорукий», а позже - «Русский стандарт», который вытесняет с рынка премиальную импортную водку, в связи с этим начинается резкий спад продаж импортной водки.

2000 г. ознаменован началом  работы акцизных складов. В это же время наблюдается становление рынка премиального алкоголя, а также развитие рынка коньяка и бренди: в последующие 5 лет его объем увеличился в 2 раза.

Всплеск легального производства ликероводочных изделий эксперты отмечают в 2001 г., основной причиной которого послужило начало госконтроля над отраслью. Другая причина такого положения вещей – преодоление кризиса, вызванного дефолтом 1998 г. Как следствие, начало формирования тенденций на рынке элитного алкоголя в связи с ростом доходов населения. Граждане стали готовы покупать дорогой алкоголь, но еще не могли определиться с выбором конкретной марки. Также одним из позитивных моментов этого года стал спад потребления «паленой» водки.

Последним наиболее удачным  для российской водки стал год 2002-й. Далее последовал спад отечественного водочного производства, который стал определенной тенденцией. Кроме того, в это время на наш рынок выходят самые сильные водочные бренды Украины, доля которых в последующие годы достигла 6%.

В 2003-2005 гг. наблюдается стремительное развитие рынка крепкого алкоголя. На водочном рынке – это рост популярности импортной водки, а также тенденция к увеличению потребления водки класса «премиум». Вырос также рынок коньяка и бренди, причем в этой сегменте укрепились позиции российских производителей. Увеличился объем рынка премиального алкоголя. Особенно быстрыми темпами он начал развиваться в регионах, хотя региональный рынок существенно меньше, чем московский и санкт-петербургский.

Год 2006-й вновь стал переломным для отечественного алкогольного рынка в связи с принятием нового алкогольного закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». В январе 2006 года вступил в силу закон, наделяющий региональные власти правом ограничивать продажу алкогольной продукции крепостью более 15 %. Этим же законом введён запрет на продажу самогона. С января 2006 года были упразднены акцизные склады и региональные специальные марки. Одновременно был введён запрет на розничную продажу алкогольной продукции индивидуальными предпринимателями. Через полгода, с июля 2006 года, в полном объёме была введена Единая государственная автоматизированная информационная система учёта оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции. В связи с этим был установлен полугодовой период для выведения из оборота продукции со старыми марками.

Информация о работе Разработка цепи поставок процесса товародвижения на примере поставки алкогольной продукции