Производственная логистика в разрезе предприятия ЗАО "ЛМК"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ логистического процесса обеспечения предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать теоретические аспекты производственной логистики;
провести анализ логистического процесса на предприятии ЗАО «ЛМК».

Файлы: 1 файл

курсовая..doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

Современная производственно-хозяйственная деятельность предприятий характеризуется высокой динамичностью, связанной с постоянно изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности клиентов, непрерывным совершенствованием технических возможностей и сильной конкуренцией. Эффективную реализацию производственных процессов в развивающейся инновационной экономике способны обеспечить современные подходы к организации материальных и информационных потоков на основе концепции управления цепочкой поставок, позволяющие оптимизировать процесс товародвижения от источника сырья до конечного потребителя.

В этих условиях особую актуальность приобретает проблема теоретического обоснования формирования системы организации материальных и информационных потоков на предприятии на основе концепции управления цепочкой поставок и решения методических и практических задач ее реализации на предприятии. Все вышесказанное и определяет актуальность темы исследования.

Целью курсовой работы является анализ логистического процесса обеспечения предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать теоретические аспекты производственной логистики;
  2. провести анализ логистического процесса на предприятии ЗАО «ЛМК».

Объектом исследования является ЗАО «Липецкая Металлургическая Компания», которая обладает полным металлургическим циклом.

Предмет исследования – производственная логистика.

Структура работы представлена введением, 2-мя главами, заключением и списком использованных источников.

 

1. Теоретические аспекты производственной  логистики

1.1. Сущность и понятие производственной  логистики

 

Производственная логистика — это логистический процесс обеспечения качественного, своевременного, ритмичного и комплексного производства продукции в соответствии с планами и хозяйственными договорами, направленный на сокращение производственного цикла и оптимизацию затрат на производство.

Задачей производственной логистики является управление материальными потоками внутри производственного предприятия. В рамках производственной логистики участников логистического процесса, как правило, связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников закупочного и распределительного логистических процессов, связанных товарно-денежными отношениями)1.

Современное промышленное производство — это сложнейший механизм, включающий в себя, как собственно производственно-технологические подразделения, осуществляющие производство полуфабрикатов, деталей, компонентов, сборочных единиц из исходного сырья и материалов, а затем сборку готовой продукции из этих элементов, так и большое количество вспомогательных подразделений, которые часто объединяют единым названием «инфраструктура» производства.

Как в основных, так и во вспомогательных подразделениях любой промышленной фирмы реализуется определенный набор элементарных и комплексных управленческих решений, составляющих предмет внутрипроизводственного логистического менеджмента и направленных на достижение одной цели — выпуска готовой продукции в соответствии с заданным производственным расписанием при соблюдении стандартов качества и максимальной экономии всех видов ресурсов.

Обобщенно задачи производственной логистики можно сформулировать следующим образом1:

  • планирование и диспетчеризация производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;
  • разработка планов-графиков выпуска продукции, согласованных со службами снабжения (закупок) и сбыта;
  • установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
  • оперативное управление производством;
  • контроль количества и качества продукции;
  • участие в разработке и реализации производственных нововведений;
  • контроль себестоимости производства готовой продукции.

Производственная логистика должна максимально учитывать особенности предприятия и выпускаемой продукции, характер производственного цикла, тип производства, систему снабжения основного производства и подачи материальных ресурсов на рабочие места, систему норм, параметры эффективности использования ресурсов.

Логистические подходы к организации и управлению производством в корне изменили критерии и параметры управления. В качестве примера можно привести учет такого фактора, как соотношение спроса и предложения на выпускаемую продукцию.

Когда спрос превышает предложение, можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает максимальная загрузка оборудования. Причем чем крупнее будет изготовленная партия продукции, тем ниже окажется себестоимость единицы. Задача реализации на первом плане не стоит.

Ситуация меняется, когда предложение превышает спрос. В этом случае задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делают нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

Другим аспектом актуальности производственной логистики является организация производства в рамках кооперации по выпуску сложных изделий. В этом случае транспортно-перемещающие операции могут быть объектом как производственной логистики, если используются собственные транспортные средства для перемещения грузов, так и транспортной логистики — при использовании транспорта общего пользования.

Большую роль в построении производственных логистических подсистем играет катомизация производства, которая заключается в придании выпускаемой продукции свойств и параметров, соответствующих заказам конкретных потребителей1.

Особое внимание в производственной логистике уделяется нормам расхода, которые оказывают существенное влияние на стоимость продукции. Нормы расхода материальных ресурсов — это максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление единицы продукции определенного качества и выполнение технологических операций, в том числе логистических.

Современное производство может выжить в рыночных условиях лишь в том случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. Внедрение логистических подходов к организации производства приводит к переосмыслению промышленной политики, которая раньше была направлена на решение задачи расширения производства за счет наличия на складах запасов готовой продукции, комплектующих, сырья и материалов. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет создания запаса производственной мощности, универсальности оборудования и обслуживающего персонала, которые обеспечивают количественную и качественную/ассортиментную гибкость производства.

Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.

1.2. Этапы становления и развития

 

Логистика, как наука и практика возникла в начале XIX века. Процесс ее эволюции сопровождался рядом исторических, экономических, социальных и технических преобразований, приведших ее к бурному развитию в настоящее время.

Родоначальником логистики считается французский военный специалист барон де Джомени (1779-1869), который определил ее как «практическое искусство движения войсками»1. Он утверждал, что логистика включает широкий круг вопросов по планированию, управлению и снабжению, определению мест дислокации войск, путей передвижения, и строительства.

Логистика как сформировавшаяся наука получает развитие в военном деле с середины XIX зека. В широких масштабах ее практические принципы реализовались уже в XX столетии. Становление логистики в той форме, которая известна сегодня, произошло при организации военного снабжения в годы второй мировой войны. Именно способность быстро и эффективно оперировать перемещением военных сил и средств, людей, техники, боеприпасов, топлива, медикаментов, обмундирования, продовольствия привела страны антигитлеровской коалиции к победе.

Первый этап: 1950-1960 гг.

Послевоенный период характерен развертыванием США значительного числа военных баз на отдаленных зарубежных территориях. США пришлось решать задачи оперативного, маневренного и оптимального обеспечения контингента войск необходимыми людскими и материальными ресурсами.

Рассматривая развитие логистики, экономист Дональд Бауэрсокс отмечал, что она возникла как реализация ряда проблем маркетинга в 50-60-е годы. П. Друкер (консультант по менеджменту) сформулировал проблему организационной структуры логистики и предложил компаниям сфокусировать внимание на возможных решениях. В 1960 году он писал: «Сегодня мы знаем о логистике примерно столько, сколько современники Наполеона знали об Африке. Мы знаем, что она существует. Мы знаем, что она большая. И это все»2. В своей статье он отмечает, что логистика является последним барьером на пути управления к достижению более полной эффективности производственно-хозяйственной деятельности компаний.

На ранних этапах развития промышленности товары были однообразными, и основное внимание при их производстве уделялось функциональным качествам, т.е. практически они были идентичны. Но с развитием маркетинга компании становились все более искушенными в удовлетворении требований различных сегментов рынка. Появилось разнообразие в размере, цвете, упаковке и других деталях, что вызвало повышение уровня продаж.

Изменения в характеристиках товаров привели к тому, что их изготовители и продавцы стали оперировать значительным количеством вариаций принципиально однообразной продукции, что потребовало увеличения складских площадей. Одновременно возникла необходимость увеличения объема запасов, так как изготовители не были уверены в предпочтениях клиентов. Это привело к резкому возрастанию затрат и подтолкнуло компании к организации служб логистики. В дополнение к увеличившимся затратам на хранение выросли транспортные тарифы. Изменения создали предпосылки для развития логистики.

Утверждение концепции: 1960-1970 гг.

К 60-м годам логистика получила достаточное признание. Одним из факторов, повлиявших на ее дальнейшее утверждение, стала возрастающая заинтересованность в обслуживании покупателей или оказании им сервисных услуг, в олигополистических рыночных структурах. К примеру, в США в этот период рынок оказался разделенным между несколькими крупными компаниями3.

Более мелкие фирмы не могли конкурировать, отвоевывать свою долю рынка, так как крупные компании безболезненно воспринимали снижение цен, а при их повышении обычным результатом становилось сокращение дохода при том же объеме продаж. Тогда конкуренция сместилась в сторону улучшения сервиса. К примеру, сокращение времени цикла заказа повлияло на сокращение среднего запаса товаров, что, соответственно, вело к снижению затрат.

Последним фактором концептуализации логистики явилось развитие компьютерной техники и разработка различных моделей контроля запасов, что позволило более эффективно управлять системами логистики и снижать затраты по различным направлениям деятельности.

В этот период появились условия для разработки теоретического обоснования логистики, ее научных основ.

Изменение приоритетов и моделей: 1970-1980 гг.

70-е  годы были чрезвычайно важным  периодом в продолжавшемся развитии  логистики. В это время внимание  к ней привлекли такие факторы, как энергетический кризис, снижение деловой активности, увеличение процентных ставок и обострение международной конкуренции в сфере готового продукта (автомобили, телевизоры, стереоаппаратура, одежда и др.). Это заставило изготовителей улучшить контроль над затратами как в сфере производственно-хозяйственной деятельности, так и в сфере транспортного и складского хозяйства, стремиться к увеличению объема продаж посредством логистики. Еще одним фактором стала миграция населения как в отдельных странах (например, перемещение населения между штатами в США), так и между ними (перемещение населения из стран Восточной Европы и африканских).

Очевидно, что знание и учет этих факторов имело важное значение для оценки конкуренции на рынке и обеспечения производства трудовыми ресурсами. При этом необходимость регуляции транспортных потоков, процессов складирования заставила компании вновь обратить серьезное внимание на логистику.

Экономическое и техническое развитие: 1980-1990 гг.

Предыдущие этапы создали необходимые условия для формирования логистики и признания ее возможностей, но все же были только определенной подготовкой к процессу, который начался в 80-х годах. В течение этого десятилетия на развитие логистики оказали влияние, во-первых, глобализация бизнеса, во-вторых, изменение инфраструктуры, в-третьих, структурные изменения в бизнесе, в-четвертых, значительное развитие технологий.

Интернационализация бизнеса повлияла как на внутреннюю, так и на внешнюю деятельность компаний. Они стали использовать зарубежные источники материально-технического обеспечения, осваивать международные рынки, разрабатывать маркетинговые стратегии, предусматривать взаимные поставки сырья и материалов, совместное их складирование.

В этих условиях усложняется и становится более комплексной, как логистика в целом, так и отдельные ее составляющие. Так, например, чтобы осуществлять международные перевозки, потребовалось разработать сложную единую систему документации, общие стандарты4.

Внешний аспект глобализации бизнеса выразился в интеграции внутренних и внешних рынков и развитии отношений с поставщиками в перспективе на их полную интеграцию.

Значительные изменения, происшедшие в банковской сфере и информационных коммуникациях, также оказали на развитие логистики определенное влияние, что в частности проявилось в переходе к компьютерной сети и децентрализации компьютеров на фирмах. В 1980-1990 годы многие компании организовывали специальные службы логистики. Как видим, перемены дали импульс дальнейшему развитию систем логистики, которое набирает темп в наши дни.

Информация о работе Производственная логистика в разрезе предприятия ЗАО "ЛМК"