Программа развития логистических систем в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:30, доклад

Описание работы

Эволюция логистических систем за рубежом доказывает, что они становятся одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе не только для отдельных организаций, но и страны в целом. В Республике Беларусь сложилась несколько иная ситуация. В силу объективных причин исторического, политического, экономического характера имеет место определенное технологическое отставание в области логистики.Для преодоления отставания возникла необходимость в разработке программы развития логистической системы страны, в которой наибольшее внимание будет уделено управленческому, экономическому и финансовому аспектам.

Файлы: 1 файл

Programma_Razvitia_Logist_Sist_Do_2015.docx

— 27.95 Кб (Скачать файл)

Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года (далее – Программа) разработана государственным научным учреждением «Институт экономики Национальной академии наук Беларуси» во исполнение протокола заседания рабочей группы по разработке проекта программы развития в Республике Беларусь логистической системы на период до 2015 года

При разработке Программы  использованы проекты концепций  создания логистических систем Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства торговли и государственного объединения  «Белресурсы», а также материалы государственного научного учреждения «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики», Белорусского республиканского союза потребительских обществ, республиканского унитарного предприятия «Белтаможсервис» и других заинтересованных.

Предполагается, что реализация Программы будет осуществляться за счет средств инновационных фондов республиканских органов государственного управления и иных государственных  организаций, подчиненных Правительству  Республики Беларусь, собственных средств  организаций, средств инвесторов, включая  иностранных, республиканского бюджета  в пределах средств, выделяемых на содержание высших учебных заведений

Целями Программы являются:

    1. разработка основных направлений развития логистической системы Республики Беларусь;
    2. создание организационной схемы размещения логистических центров;
    3. формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в создание объектов и инфраструктуры логистической системы.

К основным задачам Программы  относятся:

    1. анализ состояния складской инфраструктуры;
    2. классификация логистических центров;
    3. разработка основных направлений создания и развития транспортно-логистических центров, оптово-логистических центров торговли потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения;
    4. предложение механизма создания льготного режима для потенциальных инвесторов и системы критериев их выбора;
    5. разработка методических подходов к управлению логистической системой, нормативного правового и информационного ее обеспечения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Каждый из объектов логистической  системы призван обеспечить преобразование грузопотоков, переработку и перемещение  товаров от товаропроизводителей товаропотребителю.

Для достижения цели формирования стройной структуры логистической  системы на территории страны логистические  объекты необходимо дифференцировать по уровню обслуживания товаропотоков и работы транспортных систем.

Предполагается, что основными  логистическими объектами системы  станут различные логистические  центры. Создание логистических центров  предполагается осуществлять с использованием двух основных подходов:

    1. создание логистического центра «с нуля» – с поиском (приобретением) на рынке земельного участка и дальнейшим строительством комплекса;
    2. модернизация (переоборудование) существующей промышленной или складской недвижимости в современные логистические центры.

ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ  ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Субъекты предпринимательской  деятельности, оказывающие логистические  услуги в принадлежащих им транспортно- или оптово-логистических центрах, должны соблюдать следующие специальные требования к осуществлению логистической деятельности в транспортно- и оптово-логистических центрах:

    • соответствие процесса оказания логистических услуг требованиям нормативных правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, пожарной безопасности и охраны труда;
    • комплексность оказания услуг;
    • наличие стратегии развития субъекта предпринимательской деятельности, предусматривающей применение логистической концепции организации управления деятельностью;
    • использование автоматизированных систем складского учета товарно-материальных ценностей;
    • сбор в электронном виде данных о движении материальных потоков;
    • наличие у лица, ответственного за осуществление логистической деятельности, соответствующего высшего образования, или диплома о переподготовке на уровне высшего образования, подтверждающего освоение содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, по специальности «Логистика», или высшего образования и свидетельства о повышении квалификации, подтверждающего освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по соответствующему профилю образования.

Кроме того, названные субъекты должны соблюдать следующие требования к транспортно- и оптово-логистическим центрам:

    • соответствие имущественного комплекса требованиям национальных технических нормативных правовых актов;
    • наличие средств механизации для осуществления погрузочно-разгрузочных работ и транспортно-складских операций;
    • наличие подъездных путей для одного или нескольких видов транспорта;
    • наличие складов не ниже класса «В» общей площадью не менее 1000 кв. метров;
    • наличие охраняемой территории для парковки автомобильных грузовых транспортных средств;
    • наличие зоны для выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
    • наличие видеонаблюдения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ  ЦЕНТРОВ

Одной из важнейших задач  транспортно-логистических центров  является разработка, организация и  реализация рациональных схем товародвижения на территории республики и других государств на основе организации единого  технологического и информационного  процесса, объединяющего деятельность поставщиков и потребителей материальной продукции, различных видов транспорта, банков, таможенных и страховых организаций.

Программа ориентирована  на стимулирование процессов создания транспортно-логистических центров  общего пользования. Транспортно-логистические  центры общего пользования могут  осваивать:

    • неохваченные в настоящее время транспортно-логистическим обслуживанием экспортно-импортные грузы, предъявляемые для перевозки небольшими партиями;
    • транзитные грузопотоки, которые тяготеют к терминальной обработке на территории республики и перевалке с автомобильного транспорта на железнодорожный транспорт и наоборот;
    • контейнерные грузы.

Суммарный объем работы транспортно-логистических центров  общего пользования может составить 25–30 млн. тонн грузов в год.

Транспортно-логистические  центры общего пользования могут  быть территориального и регионального  назначения. Территориальные транспортно-логистические  центры предназначаются для обслуживания перевозок, обработки грузов по месту  нахождения клиентов и осуществления  транспортно-экспедиционных услуг.

Для комплексного обслуживания клиентов на территории транспортно-логистического центра общего пользования могут  располагаться взаимодействующие  по технологическому процессу структуры, к которым относятся:

    1. транспортно-экспедиционные организации;
    2. филиалы транспортных организаций, банков, страховых компаний, а также при необходимости организаций, оказывающих дополнительные услуги участникам транспортной деятельности;
    3. гостиничный комплекс с блоком общественного питания, сервисного и бытового обслуживания.

На территории транспортно-логистического центра общего пользования необходимо по опыту западноевропейских государств создать соответствующие условия  для оказания банковских, почтовых, гостиничных, бытовых услуг и  технического сервиса транспортных средств.

Для совершенствования  организации перевозок внешнеторговых и транзитных грузопотоков необходимо предусмотреть размещение региональных транспортно-логистических центров  общего пользования в первую очередь  в свободных экономических зонах  «Минск», «Брест», «Витебск», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест», «Могилев». Учитывая, что не все свободные экономические зоны располагают значительными свободными территориями (60–100 га) для строительства транспортно-логистических центров общего пользования с возможностью использования железнодорожного и воздушного транспорта для организации смешанных перевозок грузов, предстоит обеспечить при необходимости подготовку и внесение в установленном порядке предложений по изменению границ свободных экономических зон с учетом планируемого строительства транспортно-логистических центров общего пользования.

УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Общее управление логистической  системой Республики Беларусь осуществляет создаваемая Правительством Республики Беларусь межведомственная комиссия для  координации работы республиканских  органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома по выполнению Программы  развития логистической системы  Республики Беларусь на период до 2015 года (далее – межведомственная комиссия), состав которой утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Межведомственная комиссия в соответствии с целями, задачами и механизмами реализации Программы  рассматривает:

    1. предложения юридических и физических лиц, подавших заявки на участие в создании объектов логистической системы, по форматам и специализации соответствующих объектов;
    2. проекты инвестиционных соглашений об участии в реализации Программы путем создания объектов логистической системы;
    3. иные вопросы координации участников Программы.

В дальнейшем возможно создание Ассоциации логистических центров, целью которой будет оказание комплексных услуг по логистике, поставке внешнеторговых и транзитных грузов, поставке товаров на внутренний рынок, привлечению в эту сферу  услуг отечественных и иностранных  инвестиций, росту экспорта транспортных услуг, координации деятельности ее членов, а также представлению  и защите их общих интересов.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ  ОБЪЕКТОВ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ПРЕФЕРЕНЦИИ ПРИ ИХ СОЗДАНИИ

Создание логистических  центров будет основываться на тех  государственных мерах, которые  направлены на создание благоприятного инвестиционного климата, формирование экономической среды, способствующей привлечению инвестиций в развитие логистической системы

Также будут приняты  меры по совершенствованию системы  ценообразования, в том числе  расширению сферы свободного ценообразования, что предполагает отмену предельных торговых надбавок к отпускным ценам  организаций-изготовителей.

В Республике Беларусь уже  действует ряд льгот и преференций, предусмотренных декретами Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 1, 1/9241) и от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 53, 1/13491), которые могут быть использованы для развития логистической системы.

При реализации инвестиционного  проекта по инвестиционному договору, заключенному с Республикой Беларусь, инвестор и (или) организация, в установленном  порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, имеют права на льготы, предусмотренные Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 188, 1/10912).

Информация о работе Программа развития логистических систем в РБ