Общая характеристика морского транспорта в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Основные грузы—минеральные строительные материалы (особенно в каботажном плавании).
Проблемы развития морского транспорта связаны, прежде всего, со значительным моральным и физическим износом судов и портового оборудования (особенно средств обработки грузов). Средний возраст судов торгового флота—более 15 лет, а некоторые порты западных стран запрещают вход судов с таким сроком эксплуатации. Портовая инфраструктура не рассчитана на новые технологии портовых работ, что существенно снижает производительность как портов (до 50 % от производительности портов западных стран), так и других видов транспорта (в особенности железнодорожного), связанных с обработкой грузов.

Содержание работы

Введение
Общая характеристика морского транспорта в Украине
Особенности производственного процесса на морском транспорте.
а) Хозяйственный механизм управления морским транспортом
б) Вспомогательное производство
Техническая база морского транспорта России и Украины после распада Советского Союза
Характеристики крупнейших портов Украины:
а) Одесский МТП
б) Южный МТП
в) Ильичевский МТП
г) Мариупольский МТП
д) «Трансинвестсервис»
Заключение
Список ссылок

Файлы: 1 файл

реферат ГП 1.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Введение
  2. Общая характеристика морского транспорта в Украине
  3. Особенности производственного процесса на морском транспорте.

а) Хозяйственный механизм управления морским транспортом

б) Вспомогательное производство

  1. Техническая база морского транспорта России и Украины после распада Советского Союза
  2. Характеристики крупнейших портов Украины:

а) Одесский МТП

б) Южный МТП

в) Ильичевский МТП

г) Мариупольский МТП

д) «Трансинвестсервис»

  1. Заключение
  2. Список ссылок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Морскому транспорту принадлежит третье место по грузообороту после трубопроводного и железнодорожного транспорта, однако, по количеству отправленных грузов он занимает незначительное место (около 1 %), как и речной транспорт. Доминирующие объемы перевозок осуществляются в заграничном плавании, причем доля таких перевозок за последние 10 лет стабильно возрастает и теперь составляет свыше 95 %. Основные грузы—минеральные строительные материалы (особенно в каботажном плавании). 
Проблемы развития морского транспорта связаны, прежде всего, со значительным моральным и физическим износом судов и портового оборудования (особенно средств обработки грузов). Средний возраст судов торгового флота—более 15 лет, а некоторые порты западных стран запрещают вход судов с таким сроком эксплуатации. Портовая инфраструктура не рассчитана на новые технологии портовых работ, что существенно снижает производительность как портов (до 50 % от производительности портов западных стран), так и других видов транспорта (в особенности железнодорожного), связанных с обработкой грузов. 
Подавляющая часть судов торгового флота — малотоннажные. Так, среднее водоизмещение украинских судов в 3—5 раз меньше аналогичного показателя в таких странах, как США, Япония, Греция, др.. Отметим, что структурные изменения флота в сторону увеличения среднего водоизмещения в перспективе обусловят необходимость решения ряда проблем, требующих значительных капиталовложений.

 

  1. Общая характеристика морского транспорта в Украине

 

Общая  длина  морской  береговой  линии  Украины  более  2000 км.  Регулярные  морские  перевозки  Черным  и  Азовским  морями  начались  в конце  XVIII  века.

С  1978  года  действует  одна  из  наибольших  в  мире  паромная  перевозка между  Ильичевском  и  болгарским  портом  Варна  протяженностью  435 км. Для  улучшения  связей  Украины с  Северным  Кавказом  сооружена железнодорожно  -  паромная  перевозка  через  Керченский  пролив.

Самыми  важными  морскими  портами  являются:  Одесса,  Измаил,  Ильичевск, Херсон,  Николаев,  Севастополь,  Ялта,  Феодосия,  Керчь  и другие. Через порты  Черного  и  Азовского  морей  совершаются  внешнеэкономические  связи страны.  Основные  экспортные  грузы  -  это каменный  уголь,  железная руда,  кокс,  черным  металлы,  лес,  сахар,  химические  продукты  и  другое;  импортные  -  машины,  оборудование,  минерально-сырьевые  ресурсы  и другие.

Основу  морского  транспорта  Украины составляют  Черноморское,  Азовское  и Украинскою - Дунайское  судоходства,  которые владеют транспортным  флотом суммарной  грузоподъемностью  5,2  млн.  т.  и  пассажирским  флотом  на  9,9 тыс.  мест.  На  территории Украины  расположено  18  портов.  Из  общего объема  вывезения  грузов  на  долю  минеральных  строительных  материалов приходиться  20  %,  руды  -  10  %,  зерна и его помолов -  14  %, нефти  и  нефтепродуктов  -  3,5  %,  угля  - 5 %.

После  развала  Союза  нашей  стране  достались  три  судоходные крупнейшие компании.  Но  богатым  наследством  Украина  распорядилась  бездарно.  Вся страна  знает  о  печальной участи  некогда мощного Черноморского морского  пароходства,  этого  государства  в  государстве.  Полнейший  крах налицо.  А  ведь  было  360  судов.  Правда,  на  базе  некоторых  из  них был  создан  ряд  маленьких  компаний.  Но  часть  из  этих  компаний  либо погибла,  либо  растеряла  доставшийся  им флот.  Сегодня  уже  никто  не скрывает,  что  крупнейшее  пароходство  было  уничтожено  сознательно  и целенаправленно.

  1. Особенности производственного процесса на морском транспорте.

Морской транспорт – внутренеорганизованная производственно-хозяйственная система. Состоит из взаимосвязанных подсистем, входит в систему более высокого порядка – ЕТС страны и в процессе функционирования взаимодействует с др. видами, внешними по отношению к ЕТС страны, системами в нутрии страны и в мировом судоходстве. 
Сложность внутренних и внешних связей системы «морской транспорт» определяет необходимость соответствующего хозяйственного механизма управления, отражающего специфику отрасли. 
 
Хозяйственный механизм управления морским транспортом учитывает следующие особенности:

  • территориальную разобщенность низовых производственных единиц – морских транспортных судов и, как следствие, необходимость развитой системы связи;
  • всемирную сферу деятельности морского транспорта, которая требует специальных методов учета и прогнозирования деятельности зарубежных предприятий и организаций;
  • недостаточную полноту и достоверность информации о грузах, подлежащих перевозке;
  • подверженность частым воздействиям непрогнозируемых факторов – политических, экономических, гидрометеорологических, военных.

Конечный результат  производственного процесса на транспорте – перемещение грузов и людей. 
Комплекс операций в результате, которого осуществляется перевозка и перегрузка грузов (пассажиров) – составляет на транспорте основное производство – основная эксплуатационная деятельность – рейс. 
 
Вспомогательное производство – часть производственной деятельности, необходимая для обслуживания основного производства.  
Для эффективного управления транспортным производством особое значение имеет организация его во времени – перемещение состоится только в том случае, если будет выполнена в определенной последовательности вся совокупность основных и вспомогательных операций – погрузка, оформление документов, движение и т.д. 
Предварительное выполнение и резервирование отдельных операций исключается. Жесткая последовательность большинства операций транспортного цикла приводит к тому, что при невыполнении какой-либо из них процесс перемещения останавливается.

 

  1. Техническая база морского транспорта России и Украины после распада Советского Союза

В Советском Союзе имелось 17 морских пароходств, эксплуатировавших 1600 судов и 64 морских порта с пропускной способностью 340 млн. тонн грузов в год, из которых 260 млн. приходилось на российские грузы. Надлежащее техническое состояние флота обеспечивали 30 судоремонтных заводов и 17 баз технического обслуживания. Все это громадное хозяйство было увязано в единую транспортную систему вместе с железнодорожным, автомобильным, авиационным, трубопроводным видами транспорта — при системе всеобщего планирования иначе и быть не могло.

В результате распада  СССР Россия, например, лишилась на юге практически всего сухогрузного флота. Украине, на первый взгляд, досталась неплохая доля: около 400 морских судов общим дедвейтом 5,2 млн. тонн и 18 крупных морских портов. Но бункероваться флоту приходилось теперь по мировым ценам, а пропускная способность украинских портов превышала внешнеторговые возможности страны. Система управления морским транспортом практически отсутствовала: внешнеторговые организации с их налаженными связями во всем мире также остались в Москве.

Тем не менее перспективы развития морского транспорта в Украине и в России в постсоветский период оценивались в начале достаточно высоко, в том числе и зарубежными экспертами. Бизнес зависит от бизнеса, а не от политики, считали они. Например, модернизация портов представлялась одной из самых больших возможностей для западных инвесторов.

 

  1. Характеристики крупнейших портов Украины

Предприятие

Грузооборот по рейтингу, тыс.т.

Позиция

по рейтингу

Грузооборот реальный, тыс.т.

Позиция в реальная

Одесский МТП

28007,1

1

28007,1

1

Южный МТП

17838,4

2

15661,1

3

Ильичевский МТП

16287,0

3

16287,0

2

Мариупольский МТП

13395,4

4

13395,4

4

ТИС («Трансинвестсервис»)

9886,4

5

12063,4

5


Одесский  морской порт — крупный торговый порт международного значения, расположен на северо-западном побережье Чёрного моря, в юго-западной части Одесского залива. Имеет один из крупнейших в Европе пассажирских терминалов. Признан базовым круизным портом Украины. Третий по грузообороту на Чёрном море.

Строительство порта  началось в 1794 году.

 

Сегодня в Одесском порту:

  • более 9-ти километров причалов,
  • реконструированный морской вокзал и стоящая в море гостиница,
  • около ста плавучих и портальных кранов,
  • портовые буксиры, несколько более крупных судов.

За 2009 год порт переработал более 34 млн тонн грузов

 

Порт Южный — незамерзающий глубоководный порт на северо-западном побережье Чёрного моря, вблизи от города Одесса. Входит в тройку самых крупных портов Украины по грузообороту вместе с Одесским портом и портом Ильичёвск. Наряду с Одесским припортовым заводом является градообразующим предприятием города Южное.

Основные направления  грузопотоков: Черноморский и Средиземноморский  бассейн, США, Латинская Америка, Ближний Восток, Юго-восточная Азия. В настоящее время порт находится в государственной собственности Украины; предприятие, управляющее портом, подчинено министерству транспорта и связи.

Номенклатура грузов

Навалочные грузы

Уголь, окатыш, ЖРК, разные виды руд, чугун в чушках, кокс, коксовая мелочь, бокситы, брикеты железняка, ферросплавы, зерно и другие.

Генеральные грузы

Металлопродукция и  полуфабрикаты: квадратная заготовка, холоднокатаные и горячекатаные  стальные рулоны, катанка, арматура, слябы, сталь, листовая в упаковке и россыпью, прочее.

Химические грузы и удобрения

Карбамид навалом, аммиак, метанол, карбамидно-аммиачная смесь, азофоска (комплексное удобрение «НПК»), селитра аммиачная, амофос, рутил, магнезия, сульфат аммония, фосфорит, поташ (карбонат калия) и другие.

Растительные масла

Сырое пальмовое масло, рафинированный отбеленный дезодорированый пальмовый олеин.

Ильичёвский морской торговый порт — один из самых «молодых» на Чёрном море. Строился в советское время с конца 1950-х (закончен в 1960-х) годов в основном для морского товарооборота со странами социализма.

Имеет железнодорожные  и автомобильные подходы, связанные  с магистралями страны. Действуют международные паромные переправы Ильичёвск — Варна (Болгария), Ильичёвск — Поти и Ильичёвск — Батуми (Грузия). В порту реализован международный транспортный проект по обработке регулярного контейнерного поезда «Викинг», следующего по маршруту Ильичёвск — Киев — Минск — Вильнюс — Клайпеда и в обратном направлении.

Погрузочно-разгрузочные комплексы порта, состоящие из 28 причалов общей длиной 5500 метров, оснащены современным перегрузочным оборудованием, включая портальные краны грузоподъёмностью от 5 до 40 тонн, тягачи, автомобильные краны и др.

В состав порта входит вспомогательный флот, включающий буксиры, плавучие краны грузоподъёмностью до 300 тонн, танкеры-бункеровщики, плавучий зерноперегрузчик, лоцманские катера, нефтемусороуборочные и другие плавсредства.

Порт имеет возможность  перегружать в год до 20 миллионов  тонн грузов, основную часть которых  составляет разнообразная металлопродукция, контейнеры, автомобили, тарно-штучные  грузы, тяжеловесное оборудование, минеральные удобрения, зерно, растительные масла, технические жидкости.

Мариу́польский  морско́й торго́вый порт — один из четырех крупнейших на Украине. Порт оснащен ледоколом и ледокольными буксирами, что делает его работу независимой от зимних погодных условий. В последние годы тут реконструированы морвокзал и прилегающие территории, оборудованы специализированные помещения для пограничной, таможенной, карантинной служб. В ближайшее время планируется открытие пассажирского и грузового сообщения с Турцией, Грецией, Италией и другими средиземноморскими странами.

Информация о работе Общая характеристика морского транспорта в Украине