Логистика как фактор конкурентоспособности коммерческих предприятий на примере ЗАО «Техсервис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в выделении основных принципов эффективного использования логистики в рамках коммерческих предприятий, изучении логистических концепций и факторов повышения конкурентоспособности предприятий. Также предполагается обобщение научных подходов в построении концепции логистического управления на предприятии. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в сфере формирования конкурентной среды коммерческих предприятий. Объектом исследования выступает конкретное предприятие – ЗАО «Техсервис» города Комсомольска-на-Амуре.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1 Организация логистических систем коммерческих предприятий…… 5
1.1 Влияние логистики на конкурентоспособность предприятия…… 5
1.2 Логистические концепции и факторы повышения конкурентоспособности предприятия………………………………………….. 7
1.3 Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия………………………………………… 13
2 Логистический менеджмент как источник повышения конкурентоспособности предприятия………………………………………… 16
3 Оценка эффективности логистической системы ЗАО «Техсервис»……………………………………………………………………... 21
3.1 Характеристика предприятия и его логистической системы на примере складской логистики………………………………………………..... 21
3.2 Анализ складской логистики предприятия………………………. 23
3.3 Рекомендации по совершенствованию логистической системы предприятия…………………………………………………………………….. 28
Заключение………………………………………………………………. 32
Список использованных источников…………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ОКЛ.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный  технический 

университет»

 

 

 

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра «Маркетинг и коммерция»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы коммерческой логистики»

Логистика как фактор конкурентоспособности  коммерческих предприятий на примере ЗАО «Техсервис»

 

 

 

Студент группы

                                                                                               

Руководитель                                                                    

Нормоконтролер                                                              

 

 

 

 

2012

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………… 3

1 Организация логистических  систем коммерческих предприятий…… 5

1.1 Влияние логистики  на конкурентоспособность предприятия…… 5

1.2 Логистические концепции  и факторы повышения конкурентоспособности  предприятия………………………………………….. 7

1.3 Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия………………………………………… 13

2 Логистический менеджмент как источник повышения конкурентоспособности предприятия………………………………………… 16

3 Оценка эффективности логистической системы ЗАО «Техсервис»……………………………………………………………………... 21

3.1 Характеристика предприятия  и его логистической системы  на примере складской логистики………………………………………………..... 21

3.2 Анализ складской логистики предприятия………………………. 23

3.3 Рекомендации по  совершенствованию логистической системы предприятия…………………………………………………………………….. 28

Заключение………………………………………………………………. 32

Список использованных источников…………………………………... 34

 

 

Введение

 

На сегодняшний день в условиях развитой рыночной конкуренции  в эффективном управлении предприятием логистике принадлежит стратегически важная роль.

Как известно, под логистикой понимают эффективное управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с оптимальными затратами всех ресурсов для полного удовлетворения требований потребителей. Поэтому большинство компаний отводят немаловажную роль в построении эффективной логистической системы на предприятии в целях использования ее как мощного фактора конкурентоспособности.

Актуальность темы курсовой работы состоит в выделении основных принципов эффективного использования логистики в рамках коммерческих предприятий, изучении логистических концепций и факторов повышения конкурентоспособности предприятий. Также предполагается обобщение научных подходов в построении концепции логистического управления на предприятии.

Предметом исследования являются организационно-экономические  отношения в сфере формирования конкурентной среды коммерческих предприятий.

Объектом исследования выступает конкретное предприятие  – ЗАО «Техсервис» города Комсомольска-на-Амуре.

Цель курсовой работы – анализ эффективности построенной  логистической системы предприятия  ЗАО «Техсервис» на основе закупочной логистики с использованием логистического инструментария.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

1 обоснование необходимости  разработки механизма использования  логистической системы на предприятии;

2 обобщение и уточнение  теоретических подходов в вопросах  анализа закупочной логистики  предприятия;

3 определение роли и места логистического управления в коммерческом предприятии;

4 определение современных  тенденций и перспектив использования  логистики как инструмента повышения  конкурентоспособности;

5 разработка методики  изучения логистической системы  с использованием логистического инструментария;

6 проведение анализа  производственной деятельности  предприятия на основе изучения  логистической системы и логистического  управления;

7 формирование и разработка конкурентных преимуществ предприятия на основе проведенного анализа.

Проведенные исследования базировались на современных методах  системного, логического и экономического анализа. Также в работе использовались формулы, применяемые в логистике  для изучения закупок и запасов  на предприятии.

В качестве методической базы использовались различные учебники по логистике, методические пособия и Интернет-ресурсы.

 

1 Организация логистических  систем коммерческих предприятий

1.1 Влияние  логистики на конкурентоспособность  предприятия

 

 

 Современное состояние логистики в России характеризуется рядом противоречивых моментов. С одной стороны, на фоне значительного роста интереса к логистике, как со стороны фирм, так и отдельных правительственных институтов объективно существует и недостаточное восприятие ее в целом в обществе. Для большинства образованного населения логистика все еще представляется чем-то загадочным, как в свое время, генетика или кибернетика. К сожалению, многие высшие руководители компаний и чиновники различного ранга весьма смутно представляют себе потенциальные возможности логистики в плане улучшения бизнеса, повышения конкурентоспособности российских фирм, решения макроэкономических и социальных задач.

 Между тем, опыт промышленно развитых зарубежных стран показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе, и этим объясняется тот факт, что все больше специалистов, добившихся успеха в этой области, продвигается на высшие должности в руководстве компаний. Как известно, под логистикой понимают эффективное управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с оптимальными затратами всех ресурсов для полного удовлетворения требований потребителей. Для этого логистика охватывает и объединяет в единый процесс такие разнообразные виды деятельности, как производство, информационный обмен, транспортировку, управление закупками и запасами, складирование, грузопереработку, упаковку и другие [1, с. 147].

 Стратегические интересы компаний побуждают топ-менеджеров по логистике к преодолению межфирменных границ для налаживания эффективных взаимосвязей внутри логистической цепи в рамках внешней интеграции. Наиболее яркое проявление современной логистики заключается в том, что она обеспечивает комплексный результат за счет внутренней и внешней интеграции одной из ключевых сфер компетентности любой фирмы [2, с. 411].

Компании во всем мире воздействуют на экономику посредством  улучшения координации своих  действий в отношениях с поставщиками и в сфере сбыта. Улучшение  взаимодействия с поставщиками может  минимизировать стоимость товарно-материальных запасов, а лучшая координация спецификаций свести к минимуму потребность дальнейшей доработки продукции поставщика, более высокая координация в ценообразовании может сделать компанию и ее поставщиков более конкурентоспособными и рентабельными. Экономия может быть достигнута на другом конце логистической цепочки – в процессе распространения. Различия в эффективности распространения могут значительно повлиять на общее ценовое преимущество компании. Высокие издержки по хранению материальных запасов, контрастирующие с низкими издержками на нецентрализованный транспорт, дают возможность многим компаниям уменьшить издержки распространения путем централизации этих запасов. Деньги, сэкономленные за счет уменьшения капитала, связанного в децентрализованных материальных запасах, более чем компенсируют высокие издержки по их быстрой доставке грузовым или авиатранспортом [3, с. 130].

Рассмотрение логистики  в качестве фактора повышения  конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению и плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. В связи с этим актуализируется задача нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм [4, с. 97].

Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся  издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность. Но менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения фирм конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей [5, с. 87].

 

1.2 Логистические  концепции и факторы повышения  конкурентоспособности предприятия

 

 

Деятельность предприятий  и организаций в области логистики для достижения конкурентных преимуществ складывается из нескольких правил, которые получили название «шесть правил логистики»:

1 Груз (нужный товар);

2 Качество (необходимого качества);

3 Количество (в необходимом количестве);

4 Время (должен быть доставлен в нужное время);

5 Место (в нужное  место);

6 Затраты (с минимальными затратами).

Цель логистической  деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.

Логистическая деятельность должна носить интеграционный характер, иначе достижение этих шести правил не возможно. Необходима интеграция всех субъектов участвующих в логистической цепочке в логистическую систему [6, с. 201].

Западными учеными и  специалистами было разработано  множество логистических концепций, успешно применяемых на многих известных  предприятиях и корпорациях, которые  дали значительные конкурентные преимущества выпускаемым ими товарам и позволили стать предприятиям ведущими в своей отрасли производства.

Логистическая концепция «JUST-IN-TIME» (точно в срок). Эта концепция является наиболее широко распространенной. Лозунгом концепции является потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать процесс, что все материалы и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. Для этого нужна оперативная передача данных между подразделениями и координация поставщиков деталей. Применение данной концепции позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себестоимость производства, практически сократить страховые запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала фирмы [7, с. 300].

Логистическая концепция «REQUIREMENTS/RESOURCE PLANNING». На данной концепции основаны такие логистические системы в производстве и снабжении, как MRP I / MRP II – «Materials/manufacturing requirements/resource planning» (Системы планирования потребностей в материалах/производственного планирования потребностей ресурсов), и в дистрибьюции – DRP I / DRP II – «Distribution requirements/resource planning» (Система планирования распределения продукции/ресурсов).

Основными целями MRP систем являются:

1 удовлетворение потребностей в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;

2 поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов, готовой продукции;

3 планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

В процессе реализации этих целей MRP система обеспечивает приток планового количества материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.

MRP II является эффективной плановой техникой, позволяющей проводить логистическую концепцию интеграции функциональных сфер бизнеса при управлении материальными потоками. Преимущества MRP I перед MRP II системами являются лучшее удовлетворение потребительского спроса путем сокращения продолжительности производственных циклов, лучшей организации поставок, более быстрой реакции на изменения спроса.

Система DRP имеет такой же принцип работы, что и MRP, но в каналах дистрибьюции готовой продукции. Система DRP сложнее, так как базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. Система планирует и регулирует уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.

Среди преимуществ DRP систем можно отметить:

1 уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции;

2 уменьшение уровней запасов за счет точного определения величины и места поставок;

3 сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов;

4 уменьшение транспортной составляющей издержек за счет эффективной обратной связи по заказам;

5 улучшение координации между дистрибьюцией и производством [8, с. 132].

Логистическая концепция «LEAN PRODUCTION». Сущность данной концепции выражается в творческом соединении следующих основных компонентов:

Информация о работе Логистика как фактор конкурентоспособности коммерческих предприятий на примере ЗАО «Техсервис»