Логистические основы управления инфраструктурой товарных рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:25, реферат

Описание работы

Одной из важнейших подсистем современного рыночного хозяйства является его инфраструктура, от уровня развития которой зависит эффективность функционирования всех его структурных элементов и их общего взаимодействия. В современной казахстанской переходной экономике существует явное противоречие между предприятиями основной структуры и инфраструктуры рыночного хозяйства, что ощутимо проявляется в несоответствии их масштабов и активов, обеспеченности факторами производства и продуктивности, уровней специализации и концентрации, трансакционных и трансформационных издержек.

Файлы: 1 файл

LOGISTICHESKIE OSNOVI UPRAVLENIYa INFRASTRUKTUROY.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Логистические основы управления инфраструктурой товарных рынков

 

Б.У. Сыздыкбаева, к.т.н., доцент ТарГУ им.М.Х.Дулати

А. Онласинова, соискатель МКТУ им.А.Ясави

 

Одной из важнейших подсистем современного рыночного хозяйства является его  инфраструктура, от уровня развития которой зависит эффективность функционирования всех его структурных элементов и их общего взаимодействия. В современной казахстанской переходной экономике существует явное противоречие между предприятиями основной структуры и инфраструктуры рыночного хозяйства, что ощутимо проявляется в несоответствии их масштабов и активов, обеспеченности факторами производства и продуктивности, уровней специализации и концентрации, трансакционных и трансформационных издержек.

Эта ситуация сложилась и пока сохраняется довольно устойчиво, несмотря на включение разделов и блоков по формированию и дальнейшему совершенствованию инфраструктуры практически во все комплексные целевые программы и модели развития отечественной экономики разных уровней. Примером может служить Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года [1].

В Стратегии отражены сильные и слабые стороны территориального развития, задачи и стратегии действия в развитии различных видов инфраструктуры, но, к сожалению, имеющиеся результаты не способны удовлетворить требования казахстанской экономики. Проблем успешному развитию инфраструктуры достаточно. Основные из них - долговременное отставание данной сферы хозяйства, значительное разрушение старой инфраструктуры, слабая адаптация к новым условиям рыночного функционирования, отсталая материальная база, дефицит всех форм необходимого капитала и предпринимательского опыта, низкий уровень платежеспособного спроса на услуги и, конечно, недостаточность знаний об инфраструктуре как сложном системном явлении.

Доказательством последнего служит фрагментарное  описание инфраструктуры рыночного  хозяйства в учебной литературе по экономике, а также достаточно немногочисленные и, как правило, несистемные  научные исследования по этой проблеме.

Если проанализировать изданные в последнее время комплексные исследования известных авторских коллективов по социально-экономическому развитию Казахстана и ее регионов, то складывается такая же неоптимистичная картина, когда почти полностью отсутствуют разделы по инфраструктуре, а если и упоминаются какие-либо ее виды, то лишь в связи с другими вопросами. В лучшем случае справедливо подчеркивается необходимость опережающего развития инфраструктуры как «условия для более эффективного решения производственных, социальных и экологических проблем».

Особенно 

С точки зрения логистики; а) товарный рынок - это система, обеспечивающая физическое перемещение товаров по каналам товародвижения и обслуживающие эти процессы финансовые и информационные потоки; б)инфраструктура товарного рынка - комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений, задача которых сводится к рационализации товародвижения, рыночному регулированию товарно-денежного оборота. В центре внимания находится материально-техническая основа сферы обращения региона. Она создает предпосылки и условия для ускорения оборачиваемости средств в экономике, совершенствования рыночного процесса реализации вновь созданной стоимости, укрепления материально-технической базы сферы обращения, оптимизации коммерческо-хозяйственных связей. Благодаря инфраструктуре взаимоотношения субъектов рынка ведутся на стройной целенаправленной основе.

К логистическим операциям  на региональных товарных рынках относятся перемещение, преобразование, хранение, распределение материальных, финансовых и информационных потоков.

Логистика широко применяется  к управлению материальными, финансовыми и информационными потоками для интеграции отдельных агентов региональных рынков в единую систему, способную быстро и эффективно доставить необходимый товар потребителю и обеспечить финансовые платежи. Концентрируясь на материально-техническом аспекте товародвижения, логистика не рассматривает согласования различных экономических интересов агентов рынка, крайне важного для обеспечения единства региональных рынков.

Развитие концепции  пространственного распределения  товарных потоков в 80-90 гг. происходило в трех основных направлениях [2, с. 25]:

  • торгово-распределительная система региона в условиях возрастания конкуренции;
  • региональное программирование распределительной системы;
  • структура каналов распределения и разработка вертикальных, горизонтальных и многоканальных торгово-распределительных систем (внутрирегиональных и межрегиональных).

Процесс товародвижение на товарном рынке представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих физическое распределение товарной массы в рыночном пространстве, который включает в себя несколько этапов:

- выбор места хранения запасов готовой продукции и системы складирования;

- определение системы перемещения грузов (товаров) от цехов предприятия до мест упаковки (расфасовки) и на склады;

- внедрение автоматизированной системы управления запасами, особенно на складах, где хранятся массовая продукция и запасные части к машинам и оборудованию;

- выбор и внедрение автоматизированной системы обработки заказов;

- выбор способов и маршрутов транспортировки товаров до мест продажи;

  • выбор и организация мест продажи товаров;
  • все процедуры, связанные с предпродажным сервисом, включая упаковку, наладку и пуск, прежде всего машин, оборудования, сложной бытовой техники и других машиностроительных товаров культурно-бытового назначения.

Вышеперечисленные этапы товародвижения взаимосвязаны и взаимообусловлены, отсутствие любого их них приводит к разрыву цепочки распределения, снижает эффективность всей коммерческой деятельности.

Логистическая инфраструктура товарного рынка представляет собой  совокупность всех типов розничных и оптовых предприятий и организаций (торговых структур), входящих в эту отрасль видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обращения товаров, а также для торгового обслуживания всех групп населения.

Субъекты логистической инфраструктуры товарного рынка выполняют такие важные функции, как затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холодильниках, определение оптимальных объемов поставок, транспортировка и доставка продукции и информационное обеспечение продвижения товаров от производителей до потребителей. По многим позициям уровень развития логистической инфраструктуры товарных рынков в Казахстане в целом и в регионах не соответствует условиям свободного движения товаров, так как в ходе осуществления реформ нарушились процесс товародвижения и существовавшие между хозяйствующими партнерами связи, выросли издержки, цены и объемы нерациональных перевозок, нарушилась система оптовой торговли.

Развитие современной  логистической инфраструктуры торговли сдерживается многими причинами объективного и субъективного характера (недостаток финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, отсутствие сопряженности в работе торговых и транспортных организаций, нехватка складских площадей, отсутствие в регионах четких стратегий формирования структуры розничной и оптовой торговли и др.).

Организацию региональной логистики определяют субъекты, которые представлены тремя звеньями: распределительное (преимущественно каналы распределения у товаропроизводителей), оптовое и розничное.

Распределительное звено, взаимодействуя с товаропроизводителями, а точнее с их коммерческими службами, формирует товаропотоки на входе макрологистических систем региональной торговли. Распределительные звенья могут располагать собственной системой розничной торговли, хотя последняя при этом не будет оказывать существенного влияния на реализацию целей данной группы торговых посредников.

Совокупность входных  товароматериальных потоков логистики  обусловлена составом регионального производства, интенсивностью и структурой внешнеторговой деятельности экономических субъектов региона. В группу субъектов товарного предложения включены региональные товаропроизводители, а также вся совокупность экономических агентов, обеспечивающих поступление товаров на рынок региона. Субъекты спроса в данной модели ассоциируются с конечными и промежуточными покупателями, функционирующими на региональном рынке независимо от масштабов спроса и характера потребления. Сопряжение региональных входных и выходных потоков товароматериальных ценностей наиболее успешно реализуется субъектами логистики [3, с.109].

Логистизация региональных потоков направлена на эффективное  использование материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, сокращение объемов нерациональных, встречных и дублирующих потоков и, в конечном счете, должна способствовать более успешному решению актуальных социальных и экономических проблем региона. В настоящее время сложились все условия для организационного оформления логистических систем региона.

На региональном уровне целесообразно создание государственных логистических структур по координации товародвижения. Основными функциями этих структур должны быть:

  • прогнозирование развития товаропроводящих систем на региональном уровне и координация мероприятий по созданию макрологистических систем;
  • мотивация и инициирование внедрения новейших технологий в области логистики региона;
  • поддержка субъектов логистики, непосредственное участие в процессе региональных информационных систем, интегрированных в межрегиональные, межгосударственные системы баз данных;
  • нормотворческая деятельность в области регулирования товародвижения;
  • разработка методических указаний и рекомендаций по оптимизации региональных транспортных потоков, а также по применению и использованию рациональных схем организации товаропотоков;
  • мотивация рационализации параметров региональных транспортных потоков через систему гибких тарифов за перевозки;
  • формирование инвестиционной и инновационной политики в области региональной логистики;
  • территориально-отраслевая координация деятельности торгово-посреднических предприятий и организаций, транспортно-складских терминалов и других субъектов региональной логистики;
  • финансирование приоритетных с точки зрения региона научно-исследовательских проектов в сфере логистики;
  • организация совместно с учебными заведениями и центрами процесса подготовки и переподготовки кадров для региональных структур логистики [4, с. 55].

Целями развития оптовой  торговли являются: создание развитой структуры каналов товародвижения, способной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков; обеспечение экономии издержек обращения и высокой эффективности всей системы обращения товаров в стране; мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для финансирования процесса товародвижения.

Потребности регионального  рынка потребительских товаров  должны удовлетворяться двумя основными  типами оптовых организаций:

• крупными оптовыми структурами  общенационального (республиканского) масштаба. Эти организации должны обеспечить оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории или по ряду регионов страны. Они должны сформировать структуру каналов товародвижения для крупных отечественных производителей продукции и создать благоприятные условия для выхода на казахстанский рынок зарубежных поставщиков качественных товаров. Они должны выступать гарантом стратегической стабильности потребительского рынка в целом и решать многие проблемы развития внутренней торговли. Представляя собой внешний контур единой оптовой торговой системы страны, фактически должны образовать буферную зону на рынке услуг оптовой торговой деятельности. Это звено должно обеспечить устойчивость развития всей национальной оптовой торговой системы. Эти структуры могут стать основой формирования торгово-финансово-промышленных групп;

• оптовые предприятия областного (районного) масштаба. Эта структура представляет основу национальной оптовой торговой системы, ее внутренний контур (оптовые структуры регионального уровня). Оптовые предприятия регионального уровня (автономные или независимые структуры) должны закупать товары у оптовых предприятий республиканского уровня и непосредственно у товаропроизводителей и доводить их до предприятий розничной торговли своей зоны обслуживания. В зоне деятельности этих структур имеются сбытовые подразделения местных промышленных предприятий и оптовые структуры крупных розничных организаций. Главной задачей этого оптового звена является обеспечение товарами региональных товарных рынков и стимулирование формирования таких видов организаций, которые максимально удовлетворяли бы требования товаропроизводителей.

Наряду с независимыми оптовыми структурами в стране функционируют региональные оптовые торговые системы, которые создаются в виде сбытовых подразделений местных промышленных предприятий и оптовых структур местных крупных розничных организаций, в том числе и потребительской кооперации.

Из указанных видов  оптовых структур основными на потребительском рынке должны стать самостоятельные хозяйствующие субъекты, специализированные на оптовой торговой деятельности предприятия. Они представлены как специализированными на отдельных группах товаров, так и универсальными предприятиями, и могут использовать различные методы обслуживания клиентов и предоставлять им разные виды оптовых услуг.

Информация о работе Логистические основы управления инфраструктурой товарных рынков