Курс лекций по Коммерческой логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 01:22, курс лекций

Описание работы

Роль логистики в экономике России определяется системным взаимодействием пяти основных факторов: экономического, организационно-экономического, информационного, технического и специфического (для российских условий), связанного с регулированием хозяйственных процессов. Остановимся на каждом из перечисленных факторов.

Содержание работы

Лекция № 1. История развития логистики ……………………………………….……….. 4
Лекция № 2. Научные основы логистики …………………………………………………. 8
Лекция № 3. Закупочная логистика ……………………………………………………..... 13
Лекция № 4. Распределительная логистика ………………………………………..……. 22
Лекция № 5. Логистика запасов ………………………………………………………….. 34
Лекция № 6. Транспортная логистика …………………………………………………… 41
Список литературы …………………………………………………………….………….. 55

Файлы: 1 файл

Курс лекций по Коммерческой логистике.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

Распределительная логистика представляет собой ту часть логистики, которая  интерпретирована в сферу распределения, иначе ее называют маркетинговой  логистикой. Это словосочетание очень  точно отражает особенности логистики  на послепроизводственном этапе в современных условиях - этапе, на котором товары находятся в сфере внимания маркетинга - это звено:

Т' – Д'

Маркетинг и логистика не просто дополняют друг друга, а тесно  взаимосвязаны и взаимозависимы.

Отличие заключается  в том,  что данный участок для маркетинга является приобретенным, в то время, как для логистики распределение рассматривается как составная часть более общего процесса - управления сквозным материальным потоком.

Маркетинг был востребован практикой  в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров, исторически в более ранний период, чем логистика.

Логистика дополняет и развивает  маркетинг, увязывая потребителя, транспорт  и поставщика в мобильную, согласованную  систему с единой техникой и технологией.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, то есть отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Кроме того, логистическая интеграция позволяет выполнить последнее, шестое, условие, то есть обеспечить поставку требуемого товара с минимальными затратами, так как себестоимость проходящего по цепи товара будет низкой только в том случае, если эта цепь логистически организована.

Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения: «При эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы». Однако методы технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения является основным предметом изучения не маркетинга, а логистики.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие  на покупателя и т.д. логистика в  первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроизводственным цепям, а также систем контроля за их прохождением.

Объект изучения в распределительной логистике - материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения - рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.

Процессы распределения можно  рассматривать с позиции микро- и макрологистики.

Макрологистика является важнейшей  составной частью макрологистической проблематики. На данном уровне требуется решить множество задач. Однако важнейшими из них являются две:

- определение оптимального количества  распределительных центров и  их размещение на обслуживаемой  территории;

- формирование рациональных логистических цепей с целого  производственного управления потоковыми процессами.

Предназначение микрологистики в  сфере распределения состоит  в обеспечении на локальном уровне планирования, организации, управления и контроля процессом перемещения  готовой продукции, информации (финансовых потоков - денежной наличности и т. д.).

Логистика на данном уровне означает применение наиболее эффективных способов работы по физическому перемещению, основанных на достоверной, полной и  актуальной информации, отражающей требования заказчиков.

На микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

- планирование процесса реализации;

- организация получения и обработки  заказа;

- выбор вида упаковки, принятие  решения о комплектации, а также  организация

  выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

- организация отгрузки продукции;

- организация доставки и контроль  за транспортированием; 

- организация послереализационного  обслуживания.

 

2. Логистические каналы и логистические  цепи в распределительной логистике

 

Логистический канал - это частично упорядоченное множество различных  посредников, осуществляющих доведение  материального потока от конкретного  производителя до его потребителей [2].

Множество является частично упорядоченным  до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь (рис. 3). Например, принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения, Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и так далее – это выбор логистической цепи. Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

На уровне макрологистики логистические  каналы и логистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы.


 

 

 

 

 


а)

 



 

 

 

б)

Условные обозначения:

Т1   •   • • Тn  -  множество транспортно-экспедиционных  фирм, оказывающих комплекс услуг по доставке товаров;

 Д1 • • • Дm - множество дистрибьюторов.

 

Рис. 4. Преобразование логистического канала в логическую цепь:

а) логистический канал; б) логистическая  цепь.

 

В распределительной логистике  выбор каналов и цепей продвижения материального потока является сложным управленческим решением, которое самым непосредственным образом влияет на все другие решения, связанные с управлением потоковыми процессами.

На практике в большинстве случаев  логистические каналы и цепи формируются не на основе прямых хозяйственных связей, хотя такая цель всегда является желанной, а с участием торговых посредников, использование которых может быть не менее выгодным как для продуцентов, так и для потребителей. В этом случае им приходится контактировать с ограниченным числом деловых партнеров. Еще одним преимуществом является обеспечение широкой доступности товарного потока на пути его движения до обусловленного рынка (рис. 5).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Варианты выбора логистических  каналов.

 

Однако при формировании логистических  каналов необходимо помнить, что  привлечение посредников (не только торговых, но и транспортных), как  правило, удлиняет логистические цепи.

Необходимость привлечения посредников  при формировании логистических  каналов и цепей обуславливается причинами:

1. Необходимость иметь в наличии  определенных финансовых, материальных, квалификационных и др. ресурсов (чем выше требования к эффективности  управления, тем больше средств  и ресурсов может понадобиться).

2. Наличие знаний в области конъюнктуры рынка по структуре товарных   потоков, методам реализации и способам распределения.

Логистическая цепь, в сущности, представляет собой путь движения товарного потока, проходящего нередко через многие юридически независимые структуры. На этом пути товарный поток не только трансформируется, но по отношению к нему может неоднократно меняться также право собственности.

Возможность выбора логистического канала является существенным резервом повышения  эффективности логистических процессов.

Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также оптимизации всего логистического процесса на макроуровне является наличие на рынке большого количества посредников. В частности, оптимизация канала распределения, а затем и логической цепи, возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функцию опта. В работе [1] приведены данные по численности оптовых предприятий на 1000 чел. населения в некоторых странах (табл. 4).

Актуальность создания сети оптовых посредников для стран СНГ очевидна.

Правовое обеспечение экономической  деятельности должно облегчать формирование и реализацию хозяйственных связей, информационные сети - делать возможным  быстрый обмен информацией, финансовая система - обеспечивать быстрое прохождение финансовых средств.

Решение перечисленных задач является функцией государства, которое должно создать условия, способствующие развитию и оптимизации систем распределения  материальных потоков.

 

                                  

 

 

Таблица 4

Различия в обеспеченности оптовыми предприятиями.

 

Государство

Число оптовых предприятий на 1000 чел. населения

Япония

3,4

США

1,9

Страны СНГ

0,05


 

В настоящее время Правительством Российской Федерации ведется целенаправленная работа по формированию инфраструктуры товарного рынка, под которой понимается система организаций, обеспечивающих взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующая свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сферы потребления. При этом особое внимание уделяется формированию следующих подсистем:    

-   торговых посредников и  складского хозяйства;

-   информационного обеспечения;

-   тароупаковочной индустрии;

-   транспортного обеспечения;

-   финансово-кредитной;

-   нормативно-правового обеспечения.

При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения - транзитной или складской, прямой или эшелонированной. При выборе логистической цепи - выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т. д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и другие.

Создание эшелонированных (многоуровневых) логистических систем, в которых  управление материальными потоками осуществляется через посреднические структуры, целесообразно в ситуациях когда:

- товарный рынок раздроблен  до такой степени, что мощности  материальных потоков недостаточны, чтобы покрыть расходы на прямой  сбыт.

В этом случае оптовые посредники, работающие с широким ассортиментом материальных потоков от разных производителей в один комплексный материальный поток:

- посреднические структуры располагают  потенциальными возможностями по  более качественному удовлетворению  требований потребителей по вопросам закупочной (заготовительной) логистики - организации закупок, быстрой доставки, организации некоторых форм послепродажного и предпродажного обслуживания;

- товарные запасы посреднических  звеньев в логистических каналах  и цепях оказываются ближе  к потребителю, чем запасы продуцента материальных (товарных) потоков;

- разница между стоимостью выпускаемой  изготовителем продукции и ценой  продажи слишком мала, чтобы содержать  собственные структуры, обеспечивают  сбыт (складские, транспортные), и  создать логистическую систему с прямыми связями;

- логистические услуги посреднических  звеньев помогают потребителям  в большей степени сократить  расходы на материально-техническое  обеспечение, а также объемы  обрабатываемой учетной документации;

- потребителю более удобно регулировать споры и недоразумения с посредником, который им дорожит, чем с производителем, у которого потенциальных потребителей может быть значительно больше.

Ценность посреднических звеньев в логистических каналах  и цепях во многом зависит от того, как к конкретному посреднику относятся потребители, в состоянии ли посредник наладить логистическое обслуживание таким образом, чтобы потребителям продукции было удобно обращаться именно к нему.

Использовать прямые логистические  каналы и цепи целесообразно, когда:

- формируется материальный  поток большой мощности (при больших  объемах грузовых партий);

- в логистическую систему  поступили конкретные индивидуальные  заказы, которые отвечают всем  ее транспортно-перемещающим требованиям  (нормам);

- параметры (мощность, напряженность) материального потока оправдывают затраты на его продвижение;

- число пунктов назначения (заказчиков) велико и они поглощают  все материальные потоки, генерируемые  производителем; 

Информация о работе Курс лекций по Коммерческой логистике