Курс лекций по Коммерческой логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 01:22, курс лекций

Описание работы

Роль логистики в экономике России определяется системным взаимодействием пяти основных факторов: экономического, организационно-экономического, информационного, технического и специфического (для российских условий), связанного с регулированием хозяйственных процессов. Остановимся на каждом из перечисленных факторов.

Содержание работы

Лекция № 1. История развития логистики ……………………………………….……….. 4
Лекция № 2. Научные основы логистики …………………………………………………. 8
Лекция № 3. Закупочная логистика ……………………………………………………..... 13
Лекция № 4. Распределительная логистика ………………………………………..……. 22
Лекция № 5. Логистика запасов ………………………………………………………….. 34
Лекция № 6. Транспортная логистика …………………………………………………… 41
Список литературы …………………………………………………………….………….. 55

Файлы: 1 файл

Курс лекций по Коммерческой логистике.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

В логистических решениях принимают  участие: продуценты (изготовители товаров), поставщики, транспортные структуры, потребители, государственные структуры. Потребность в логистики возникает как в частном, так и в государственном секторе (табл. 1).

В частном секторе потребитель  предъявляет спрос на продукцию  изготовителя. Изготовитель выступает  в качестве поставщика. Он договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятие, а готовой продукции – с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки – это производный спрос. Правительство определяет общие правила функционирования рынка и частично обеспечивает деятельность транспортной инфраструктуры.

В государственном секторе правительство  выступает как заказчик, потребитель  и поставщик части продукции (например, в области военных нужд) [5].

 

 

Таблица 1

Ключевые проблемы логистики в частном и государственном секторах

 

Участники

логистических решений

Частный сектор

Государственный сектор

Поставщик -

обслуживающее агентство

Управление запасами, 
ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, планирование производства, размещение предприятия

Укомплектованность штата, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, предлагаемые услуги, размещение заказов

Транспортное агентство

Маршрутизация перевозок, уровень  обслуживания, цены, тип парка

 

Правительство

Налогообложение, цены на продукцию  и тарифы естественных монополий, стабильность финансовой системы, функционирование и развитие государственной инфраструктуры, правовое регулирование хозяйственных  отношений

Бюджетное финансирование, 
система формирования 
государственных заказов, 
контроль за их выполнением 
и регулирование


 

 

Лекция № 3. Закупочная логистика

 

 

1. Сущность, задачи и функции  закупочной логистики.

2. Механизм функционирования закупочной  логистики.

3. Решение задач закупочной логистики.

4. Показатели оценки выполнения  договорных обязательств по поставкам.

 

1. Сущность, задачи и функции  закупочной логистики

 

В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики  является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом.

1. Выдерживание обоснованных сроков  закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).

2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).

3. Соблюдение требований производства  по качеству сырья и комплектующих  изделий.

Основу экономической эффективности  закупочной логистики составляют поиск  и закупка необходимых материалов удовлетворяющего качества по минимальным ценам.

В условиях конкуренции (особенно на рынках промышленно развитых стран  запада) функции служб закупок  усложняются, так как необходимым  условием является наличие обширной информации о рынках [3].

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Структура информационного  обеспечения при исследованиях  рынка закупок.

 

Цель проведения исследований рынка  закупок сырья и материалов определяет  одновременно и тип рынков, которые  должны быть исследованы. Это:

- непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время  потребности в   сырье и материалах);

- опосредованные рынки (рынки,  используемые поставщиками);

- рынки    заменителей (полностью  или частично заменяемых продуктов);

- новые рынки.

Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, как предложение, спрос и рыночный баланс. Информация часто подается в трех аспектах:

а) современный анализ рынка («моментальный  снимок»);

б) динамика изменения конъюнктуры  рынка;

в) прогнозы изменения рынка.

Изучив рынок и остановившись  на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предприятия в конкретных поставках. Определение потребности основывается на стратегии управления запасами.

Определение потребности означает выявление продуктов и услуг  по качеству, количеству двумя методами:

1. Определение потребностей на  основе заказов, например в  машиностроении, происходит путем  разложения спецификаций на отдельные  комплектующие с учетом уже  имеющихся складских запасов.

2.    Метод определения потребности  на основе расходов или прошлого опыта. Прогнозируемая потребность в этом случае определяется   при   помощи   простейших   расчетных   методов, интуиции.

Важной функцией служб снабжения  различных фирм является выбор поставщика для компании. Такой выбор осуществляется в настоящее время в основном двумя методами:

Первый - анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика, исходя, прежде всего, из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие проблемы. Все вопросы обычно решаются с помощью современных средств связи, обмен официальной документацией сведен к минимуму.

Второй метод заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок компании, так и на уровне взаимодействия вышеназванною отдела с производственным и отделом контроля качества продукции. 

Существует и третий путь: отдел  закупок или торговый агент чаще всего обращается в фирму или бюро, выполняющее посреднические функции. Как правило, посредническая компания имеет достаточно обширную информацию о возможностях потенциальных поставщиков с точки зрения программы выпуска их продукции, ее качества, быстроты реализации полученных заказов.

 

2. Механизм функционирования закупочной  логистики

 

Традиционная система снабжения.

Традиционная система организации  материального снабжения основана на принципе наличия запасов. В этом случае требуется оформление документа  о получении необходимого для  производства материала из запасов  собственного склада. На складе подбираются нужные материалы и передаются системой транспортировки получателю либо доставляются прямо на рабочие места.

В случае, если требуемый предприятию  материал отсутствует на собственном  складе, делается запрос в орган  закупок. На основе запроса закупочный орган оформляет заказ и посылает его поставщику. Поставщик принимает заказ и обеспечивает отправку товаров. Предприятию - заказчику отправляются крупные партии материалов, как правило, автомобильным или железнодорожным транспортом. Заказанные грузы по их поступлении принимают на складе предприятия. Здесь проверяют качество материалов, их соответствие заявке по количеству и номенклатуре. После оформления соответствующих документов о поступлении товаров они доставляются на отдельные производства.

Вследствие значительной разветвленности  и многообразия возможных вариантов  хозяйственных связей, а также  естественного желания руководства  предприятий вести строгий учет и контроль за системой материально-технического снабжения своих подразделений  потоки документации, соответствующие переходу от одного структурного элемента к другому, состоят в большинстве своем из специально разработанных формуляров. Объем документооборота при традиционной системе снабжения можно проиллюстрировать на примере ФРГ, где отдел закупок или посредник передает поставщику 9-10 документов, а поставщик, выполняя заявку, передает потребителю до 14 документов.

Оформление и обработка многочисленных бланков занимают много времени, что приносит значительный ущерб  заказчикам, ожидающим материалы. Длительность цикла организации поставки ведет к возможным ошибкам в выполнении заказов. Некоторые ошибки обнаруживаются только тогда, когда материалы уже доставлены по назначению. Обработка этой многочисленной совокупности формуляров предполагает наличие соответствующего персонала и влечет значительные затраты.

Главный недостаток традиционной системы  закупок - это потребность в больших  запасах и комплексе складов  с присущими им административными  издержками и затратами труда.

Основные статьи издержек на содержание запасов и складов можно сгруппировать следующим образом:

1. Содержание складских помещений:

а) амортизация складских зданий;

б) амортизация складского оборудования;

в) затраты на профилактический ремонт;

г) расходы на отопление, электроэнергию и воду;

д) страхование зданий и земельный  налог;

е) арендная плата.

2. Затраты на обслуживающий персонал: 

а) заработная плата складских рабочих  и служащих;

б) расходы на социальные нужды  рабочих и служащих;

3. Затраты на транспортные средства:

а) амортизация;

б) расходы на топливо и энергию;

в) расходы на профилактический и  текущий ремонт;

г) страхование и налоги на транспортные средства.

4. Убытки от хранения запасов:

а) охрана складов и старение материалов;

б) коррозия и потери по другим причинам;

в) расхождения в результатах  инвентаризаций (ошибки учета отпуска  и

    приемки);

г) кражи;

д) пожары;

е) потери вследствие понижения цен;

ж) страхование запасов.

К основным статьям издержек на содержание запасов и складов относятся  также суммы оплаты заемных средств и потери процентов на капитал, которые можно было бы получить, если бы не пришлось снимать деньги со счетов банка на финансирование запасов, строительство складских помещений и их оснащение соответствующим оборудованием.

 

Системы оперативного снабжения.

В последние десятилетия разработан ряд систем снабжения ориентированных  на конкретную потребность производства:

система Канбан (карточка) - метод управления поставками в условиях поточного производства, разработанный в Японии и учитывающий потребность, которая исходит из конечного монтажа;

система планирования производственных ресурсов МРП (MRP) - метод снабжения, охватывающий 3 уровня: на первом уровне осуществляется программное планирование, на втором - распределение материалов, на третьем - управление закупками (т.е. фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система);

система "Точно в срок" - метод снабжения, с помощью которого в результате частых ("дробных") поставок резко сокращаются накопленные запасы;

система запросов - метод снабжения, при котором с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения;

система прогнозных показателей - система, при которой спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом;

система электронно-информационной коммуникации клиента и поставщика - метод снабжения, при котором запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении.

Наиболее перспективным и характерным  способом оперативного снабжения является система "Точно в срок". Она возникла в середине 50-х годов в Японии и получила сначала там широкое распространение, а затем в Европе и США. Суть оперативного снабжения заключается в закупке по долгосрочному контракту и поставке предметов снабжения, минуя промежуточные склады, прямо на производственные линии в сроки, максимально приближенные к моменту потребления, при их жестком соблюдении. Наибольшее распространение метод поставок "Точно в срок" получил в машиностроении при сборочном производстве.

 

3. Решение задач закупочной логистики

Информация о работе Курс лекций по Коммерческой логистике