Эволюция концептуальных подходов к логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:56, реферат

Описание работы

Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.

Содержание работы

Введение 3
Дологистический период…………….………………………………………4
Период классической логистики.……………………………………………5
Период неологистики.………………………………………………………..6
Заключение………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Реферат 'Эволюция концептуальных подходов к логистике'.docx

— 77.70 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт экономики и  управления

Кафедра менеджмента и  маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Логистика»

 

на тему: «Эволюция  концептуальных подходов к логистике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы Кп-514 ИЭ                                                                               Карпов Г.Р.

 

Принял:

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

Содержание

 

 

 

 

 

Введение 3

  1. Дологистический период…………….………………………………………4
  2. Период классической логистики.……………………………………………5
  3. Период неологистики.………………………………………………………..6

Заключение………………………………………………………………………….13

Список использованной литературы……………………………………………...14 

Введение

Внедрение логистических  подходов в управлении товародвижением  приобрело большую актуальность на современном этапе развития  экономики. Это связано с интенсификацией  и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением  горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями  сопряженных отраслей. Возросли возможности  для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной  самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного  экономического стимулирования.

На основе логистических  подходов экономические методы должны получить воплощение в практике производственных структур – у изготовителей и производственных потребителей, а также в системе коммерческо-посреднических организаций и предприятий. С помощью этих методов обеспечивается экономическая заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении эффективности конечных результатов хозяйственной деятельности за счет экономии и прибыли от логистических операций и услуг.

Логистические методы строятся на основе концептуальных подходов,  поэтому для эффективного применения методов необходимо знать сущность современных концептуальных подходов и их эволюцию.

В зарубежной литературе выделяются три периода развития систем товародвижения материальной продукции: дологистический период, период классической логистики и период неологистики. Каждый из периодов характеризуется соответствующими концептуальными подходами к созданию и управлению названных систем и адекватными им критериями.

 

 

 

  1. Дологистический период

В дологистический период, до 50-х годов, управление материальным распределением носило фрагментарный характер. Транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривались как две не связанные одна с другой сферы деятельности. На практике это означало, что транспортный отдел нередко рассматривался как инородный, даже «паразитирующий» элемент в организационной структуре. Ответственность за данный участок деятельности в масштабах фирмы возлагалась на одно из низших звеньев управленческой вертикали.

Происходившее в дологистический период быстрое развитие нерельсового транспорта, особенно автомобильного, заметно повысило роль в товародвижении. Предпочтение стало отдаваться оптимизации перевозок. В качестве критерия эффективности последних выступали минимальные транспортные затраты за перевозку собственным подвижным составом. Вследствие этого функцию управления грузопотоками сначала выполняли специалисты по тарифам и маршрутам, а затем в их обязанности был включен выбор вариантов транспортного обслуживания и различных дополнительных услуг.

Начиная с 40-х годов, работа управляющего грузовыми перевозками  стала более разносторонней. Это  наряду с изложенными выше фактами  заложило фундамент для развития логистики. В своей основе логистика  не является феноменом совершенно новым  и неизвестным практике. Проблема наиболее рационального движения материалов, сырья и готовой продукции  всегда была предметом пристального внимания. Новизна логистики заключается, во-первых, в смене приоритетов  в хозяйственной практике фирм, где  центральное место стало занимать управление процессами товародвижения. Во-вторых, новизна логистики состоит  в использовании комплексного подхода  к вопросам движения материальных ценностей  в процессе воспроизводства. При  фрагментарном способе управления материальными потоками координация  действий явно недостаточна, не соблюдается  необходимой последовательности и увязки в действиях различных подразделений фирм. Логистика же, опираясь на комплексный подход, предполагает согласование процессов, связанных с материальными потоками, производством и маркетингом. В-третьих, новизна логистики заключается в использовании теории компромиссов в хозяйственной практике фирмы. Все это вместе взятое позволило отойти от обособленного управления различными функциями товародвижения и осуществить их интеграцию, что дало возможность получать такой общий результат деятельности, который превосходил сумму отдельных эффектов.

  1. Период классической логистики

Отличительная черта периода  классической логистики, начавшегося  в начале 60-х годов, состоит в  том, что вместо организации оптимальных  перевозок на фирмах стали создаваться  логистические системы. В этот период можно выделить три концептуальных подхода к их созданию, отличавшихся сферой применения компромиссов (гармонизацией экономических интересов) и критериями. Область действия компромиссов при первом подходе составляли затраты на отдельные логистические операции одной фирмы, а критерием был минимум общих затрат на материальное распределение. Такой подход позволял добиться определенных результатов. Увеличивая затраты на одни операции с целью большего снижения расходов на другие операции оказывалось возможным сводить к минимуму издержки на всю логистическую систему. Характерный пример такого подхода – увеличение затрат на транспортировку и их сокращение на управление запасами и складирование.

Ориентация на минимизацию  общих затрат дала положительный  экономический эффект на основе использования  внутрифункциональных компромиссов. Однако время показало, что затратный критерий ограничивает финансовые возможности фирмы, поскольку не отражает влияние спроса на соотношение ее доходов и расходов. В результате наметился переход к иному критерию (извлечение максимальной прибыли фирмы от логистических операций), который ориентирован одновременно и на затраты, и на спрос. Но и новый подход имел определенные ограничения.

Акцент на внутрифирменные  функции логистики при сравнительно небольшом внимании к аналогичным  функциям, выполняемым другими фирмами  – участницами одного и того же логистического процесса, ущемлял интересы последних. Поэтому в конце периода классической логистики произошли изменения в ее концепции. Критерием формирования оптимальной системы управления распределением стала максимальная прибыль от логистических операций всех фирм-участниц. Акценты были перенесены на межфирменные компромиссы в сфере логистики.

  1. Период неологистики

Началом 80-х годов можно  датировать новый период в развитии логистики – период неологистики. В этот период логистика характеризуется расширением сферы действия компромиссов. Необходимость такой экспансии обосновывалась тем, что ни одна из функциональных зон внутри фирмы, включая и логистику, обычно не располагает достаточными ресурсами и возможностями для того, чтобы «в одиночку» должным образом реагировать на существенные изменения внешних условий и самостоятельно эффективно работать. Для более эффективного реагирования требовались совместные усилия всех структурных подразделений фирмы или предприятия. Кроме того, необходимо было использовать знания и опыт менеджеров, рассматривающих деятельность фирмы как единое целое.

Концептуальный подход к  развитию систем логистики, воплощающий  эту идею, получил название «комплексный», или «подход на основе всего предприятия». В рамках этого подхода функции  логистики рассматриваются как  важнейшая подсистема общефирменной  системы. Это означает, что логистические системы должны создаваться и управляться исходя из общей цели – достижения максимальной эффективности работы всей фирмы. Поэтому внимание стало фокусироваться на межфункциональных компромиссах фирмы, включая собственно производственные и другие неологистические ее подразделения. Критерием такого подхода стала минимизация издержек всего предприятия. Еще одним доводом в пользу развития межфункциональных компромиссов послужила взаимозависимость расходов на логистические, производственные и другие операции фирмы, поскольку какое-либо изменение в одном из этих видов деятельности непременно оказывает влияние на другие, но необязательно благоприятное. Очень часто попытка максимально снизить издержки за счет любого элемента может привести к более высоким общим затратам. Например, низкие издержки на транспортировку грузов могут оказаться дорогостоящим делом для фирмы в целом. Такое положение может возникнуть, если транспортное подразделение добивается достижения этой цели, принося в жертву скорость и в особенности надежность доставки. Поэтому предложение об изменении одного из видов деятельности необходимо рассматривать в увязке с общей суммой затрат на обращение и производство.

Критерий минимума общих издержек товародвижения и производства требует нахождения отдельных компромиссов между интересами всех структурных подразделений фирмы в целях достижения наилучшего соотношения между издержками и полученными результатами. Однако интересы различных отделов, естественно, разные. Например, руководители отдела маркетинга заинтересованы в увеличении доли рынка и в связи с этим в высоком уровне запасов. Со своей стороны, отдел производства, стремились избежать возможных срывов поставок, также выступает за высокий уровень запасов, но при такой политике одновременно снижается другой показатель уровня обслуживания – выполнение индивидуальных заказов. Финансовые и контролирующие подразделения стремятся к сокращению объема запасов, а транспортный отдел требует большего объема однократно поставляемых грузов. Отдел хранения запасов заинтересован в их сокращении, но следование этому ведет к снижению степени надежности работы всей сети сбыта, производства и в конечном счете ослабляет конкурентные позиции фирмы.

Специалисты же в области  логистики, как менеджеры по управлению материальными потоками, занимают компромиссную  позицию и пытаются найти и  удерживать оптимальный баланс затрат, запасов и качества обслуживания. Большая работа проводится ими по координации различных функций. Например, своевременная отгрузка, к которой стремятся многие компании, требует координации действий в сфере производственной и

маркетинговой логистики. Поскольку  одна и та же задача может быть выполнена  различными путями при неодинаковых затратах и уровнях эффективности, то более точная и обоснованная оценка взаимосвязей и расходов средствами логистики может оказать решающее воздействие на прибыльность компаний. Как можно установить оптимальное  соотношение интересов различных  подразделений фирм и достичь  на этой основе минимальных общих  затрат, показано на рис. 1

Рис. 1. Зависимость затрат на выполнение заказа от разового объема поставок:

a — общие затраты на выполнение заказа; b — затраты на хранение;

с —  затраты на транспорт; q — размер партии; s — затраты.

Поскольку удельный вес затрат на хранение и  транспорт в общей структуре  затрат велик, то минимум общих затрат на выполнение заказа находится над  точкой пересечения линий b и с.

В более сложных логистических  моделях для разрешения противоречий учитываются и другие требования. При этом исходят из особенностей выпускаемой продукции, типа предприятия, отрасли и тактики фирмы.

В свою очередь в стратегических и тактических  планах должно быть обосновано, какую территорию и соответственно какой сектор рынка можно охватить поставками при различной комбинации складирования и способов перевозки в установленное время.

Зависимость затрат на размещение продукции (перевозку  и хранение) от времени выполнения поставок показана на рис. 2. Из приведенного рисунка следует, что для достижения минимального времени поставок наиболее целесообразно их осуществлять через сеть промежуточных складов, расположенных вблизи заказчиков, где для этого создаются необходимые запасы. При складской форме поставок затраты падают до определенного момента в связи с увеличением времени поставок, а затем, с удлинением цикла поставок, затраты практически не меняются. Транзитная форма поставок характеризуется более тесной связью затрат с возможным временем поставок, причем до определенного момента более эффективной оказывается складская форма, а при несрочных или ритмичных поставках — транзитная форма.

Рис. 2. Зависимость затрат на размещение от времени выполнения поставок:

a — прямые поставки; b — складские поставки; t — время поставки;

s — затраты на размещение. Размещение — это транспортировка

и хранение товаров

 

С середины 80-х годов в  западных странах наметился новый  подход к развитию логистики, который  можно охарактеризовать в целом  как логическое и естественное продолжение  вышеуказанного комплексного подхода. Его специфика – в выходе логистической системы за пределы экономической среды и учете социальных, экологических и политических аспектов, критерий – максимальное соотношение выхода и затрат. Новый подход получил название «концепция общей ответственности».

Информация о работе Эволюция концептуальных подходов к логистике