Исторические предпосылки и этапы развития логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Современной наукой выделяются три этапа становления и развития логистики:
Первый этап — 1960-е годы, характеризуется использованием логистического подхода к управлению материальными потоками в сфере обращения. Основная особенность первого эта-•па — интеграция транспортно-складского процесса. В этот этап начинают реализовываться два ключевых положения:
• существующие отдельно потоки материалов, их хранение, транспортировка, складирование взаимосвязываются единой системой управления;
• в основе интеграции отдельных функций физического распределения материалов и готовой продукции лежит экономический эффект.

Файлы: 1 файл

0201249_77137_istoricheskie_predposylki_i_etapy_razvitiya_logistiki.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

КФ РМАТ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Предмет: «ЛОГИСТИКА»

Тема: «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Голубкова Н.В.

 

 

 

 

 

Калуга, 2008 г.

В генезисе логистики XX в. выделяются несколько временных этапов. Логистика как наука и как инструмент бизнеса в невоенной области стала формироваться в начале 1950-х годов, прежде всего в США. В этот период идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками еще не была востребована в силу низкого уровня развития экономики, технологий и менеджмента, хотя отдельные логистические функции уже активно применялись в производстве, на транспорте, складах, портах и т.п.

Современной наукой выделяются три этапа становления и развития логистики:

Первый этап — 1960-е годы, характеризуется использованием логистического подхода к управлению материальными потоками в сфере обращения. Основная особенность первого эта-•па — интеграция транспортно-складского процесса. В этот этап начинают реализовываться два ключевых положения:

• существующие отдельно потоки материалов, их хранение, транспортировка, складирование взаимосвязываются  единой системой управления;

• в основе интеграции отдельных функций физического  распределения материалов и готовой продукции лежит экономический эффект.

Задачи оптимизации  физического распределения материального потока решались и прежде. Например, оптимизация размещения товаров, комплектующих деталей на складах, оптимизация транспортных маршрутов и графиков движения транспорта. Но эти задачи традиционно решались обособленно, что в принципе не могло дать должного экономического эффекта.

На первом этапе  становления логистики как научного направления транспортно-складской процесс приобретает тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единой системе, единой технологии и единому графику. Тара, в которой перевозится груз, выбирается теперь с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, вид перевозимого груза (контейнеры, зерно, лес и т.п.) определяет выбор транспорта (контейнеровозы, закрытые и открытые вагоны и др.).

Второй этап в развитии логистики приходится на 1980-е годы XX в. В этот период в орбиту логистической интеграции включается и производственный процесс: производственный цех, склад готовой продукции, транспорт. Все они начинают работать как единый слаженный механизм.

Характерные черты  второго этапа:

• рост стоимости  физического распределения;

• необходимость  участия менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;

• планирование в области развития логистики;

• использование  компьютеров для контроля за логистическими процессами;

• резкое сокращение неликвидных запасов сырья, приборов, оборудования на складах, в цехах, в  отделах;

• рационализация мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока от производителя до потребителя.

Как видим, из перечисленных  характерных черт второго этапа здесь к складированию и транспортированию подключается планирование, используется профессионализм менеджеров. Компьютерная техника позволяет в конечном счете сократить ненужные запасы, улучшить использование имеющегося оборудования и транспорта, сократить финансовые расходы.

Третий этап относится к настоящему времени. Его характерные особенности:

• совокупность участников логистического процесса Приобретает целостный характер: сырье — транспорт — производство— продукция — транспорт — потребитель;

• современные  коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя;

• к участникам логистического процесса все в большей степени начинают присоединяться отрасли, занятые оказанием услуг: страхование, торговля недвижимостью, туризм: ,

• совершенствуется и  развивается методологический аппарат  логистики;

• появляются фундаментальные  изменения в организации и  управлении рыночными процессами во всей мировой экономике.

Принципиальная  новизна третьего этапа — это интеграция логистики в макрологистическую систему, обеспечивающую оптимизацию сквозного материального потока: производитель— потребитель.

Предпосылками дальнейшего  развития логистики являются внутренние и внешние факторы, а также  совершенствование логистического метода.

К внутренним факторам следует отнести в первую очередь развитие конкуренции, вызванное переходом к рыночной форме хозяйствования в нашей стране. До начала 1990-х годов у нас не придавалось серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения планировались, как правило, правительством. Производство, оптовая и розничная торговля функционировали без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары и изделия так или иначе попадали в потребление по заранее определенному маршруту и назначению. Система управления процессами товародвижения была слабой, нерациональной (например, перевозки материальных ценностей производились без учета целесообразности и наличия в месте потребления).

Такое невнимание к сфере  управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался за счет централизованного планирования, расширения и совершенствования производства.

Начало 1990-х годов характеризуется переориентацией сферы производства на сферу услуг. Предприниматели стали все больше уделять внимания не только самому товару, но и качеству услуг: своевременной поставке товара в нужное время и в нужное место. Улучшение работы в сфере услуг, не требуя капитальных дополнительных вложений на выпуск новых товаров, тем не менее оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность производителя за счет снижения транспортных расходов, повышения надежности поставок, уменьшения числа посредников, увеличения оборота средств.

Денежные средства, вложенные  в сферу распределения, стали  влиять на положение поставщика товара на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистических организованных материалопроводящих звеньях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказывается ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Кроме того, использующие логистические методы поставщики могут гарантировать поставку товара точно в срок, в нужное место и с необходимым качеством, что для потребителя представляет гораздо большую ценность, чем даже некоторое повышение цены товара.

Внутренним  фактором, способствующим развитию логистики в нашей стране, стал также энергетический кризис, вызванный повышением тарифов на энергоносители. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок материалов, товаров и т.п., что возможно лишь за счет согласованных действий всех участников совокупного логистического процесса.

К внешним факторам развития логистики следует отнести прежде всего глобализацию экономических и энергетических систем (введение единой европейской валюты (евро), решения ОПЕК по продаже нефти и др.); усиление межгосударственной конкуренции; выдающиеся достижения научно-технического прогресса (НТП): глобальные спутниковые системы, интернациональная компьютерная сеть Интернет и др.; создание сверхбыстродействующих универсальных компьютеров, баз и банков данных; создание современных информационных технологических систем и сетей по продаже авиа-железнодорожных билетов, бронирования мест в гостиницах, отелях и др. Использование новейших технологий по управлению информационными потоками предусматривает передачу-прием нужных сообщений в кратчайшие сроки без потерь и искажений между заинтересованными организациями и лицами. Развитие логистического метода идет теперь по следующим направлениям:

• совершенствованию  методов решения логистических  задач;

• моделированию в логистике;

• использованию принципов  системного подхода;

• использованию новейших технологий по управлению информационными потоками на всем пути прохождения материальных и финансовых потоков.

В качестве примера пользования  новыми прогрессивными методами решения логистических задач с использованием новейших технологий по обработке и передаче информационных сообщений (данных) рассмотрим автоматизированный процесс идентификации продукции, товаров и т.п. со специальными штриховыми кодами.

Суть данного метода состоит в автоматизированном сборе информации об объекте материального потока (продукт, товар, изделие, дата изготовления, срок реализации и т.п.) за счет сканирования (считывания) и расшифровки штриховых кодов с помощью компьютеров.

Принцип идентификации  штриховых кодов рассмотрим на примере построения и использования кода ЕАN -13, как наиболее часто используемого в логистических операциях.

Штриховой код означает совокупность определенного набора штрихов и пробелов (определенная последовательность вертикальных черных и белых полос). В свою очередь, каждому набору соответствует определенная цифра, присваиваемая коду его разработчиком (ассоциацией ЕАN). Так, первые три цифры означают код страны. Принято называть эту часть кода флагом (есть таблица с указанием кодов (флагов) для большинства цивилизованных стран мира). Следующие четыре цифры — индекс изготовителя товара. Совокупность кода страны и кода изготовителя является уникальной комбинацией цифр, которая однозначно идентифицирует предприятие, производящее маркируемый товар. Последующие пять цифр предоставляются изготовителю продукции для ее кодирования по своему усмотрению. При этом кодирование можно производить от пяти нулей до пяти девяток. Последняя, тринадцатая цифра кода является контрольной. Она рассчитывается по специальному алгоритму на основе двенадцати предшествующих цифр. Неправильная расшифровка одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ЭВМ, рассчитав по двенадцати цифрам контрольную, обнаружит ее несоответствие контрольной цифре, нанесенной на товаре. Прием сканирования не подтвердится, и считывание кода придется повторить. Отсюда следует, что контрольная цифра обеспечивает надежное действие штрихового кода, а также является гарантией устойчивости и надежности всей системы.

Как показывают исследования, введенные с клавиатуры компьютера данные о товаре содержат в среднем одну ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до одной ошибки на три миллиона знаков, т.е. на четыре порядка! Если принять во внимание, что американская ассоциация менеджмента определила среднюю стоимость работ по выявлению и устранению последствий одной ошибки в 25 долл. (а согласно другим исследованиям — 100 долл.), то получаемый экономический эффект от применения штрих-кодов не нуждается в комментариях.

Технология автоматизированного  счета данных и штрихового кодирования довольно проста, в основе которой лежат известные физические законы преобразования световой энергии в электрическую. Так, изображение штрихового кода, представляющего собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами и нанесенных на предмет, являющийся объектом учета в логистической системе, подвергается сканированию. При этом небольшое светящееся пятно или луч лазера от сканирующего устройства движется поперек штрих-кода, пересекая попеременно темные и светлые полосы (аналогично видеопередающей камере телевидения).

Отраженный от светлых и темных полос световой луч улавливается светочувствительным устройством и преобразуется в дискретный (цифровой) электрический сигнал. Варианты полученного сигнала зависят от интенсивности отраженного сигнала, его длительности и т.п. ЭВМ (компьютер), расшифровав поступивший электрический сигнал в соответствии с заложенной в него программой, преобразует его в цифровой код.

Сам по себе цифровой код информации о свойствах товара не несет. Тринадцатизначное число является лишь адресом ячейки (файла) памяти в ЭВМ, которая содержит об этом товаре все сведения. Совокупность этих сведений образует так называемую базу данных о товаре или продукте. В последующем данные базы данных могут использоваться пользователем компьютера визуально, с использованием монитора, могут быть распечатаны на принтере на бумажный носитель или передаваться по материалопроводящей цепи с помощью средств электронной связи в локальном, региональном или глобальном масштабе. Страны с развитой экономикой и передовыми телекоммуникационными системами более 40 лет назад начали внедрять автоматизированные системы управления (АСУ) в различных сферах хозяйствования на основе использования компьютеров,

Сегодня сотни тысяч  складов и магазинов в развитых странах оборудованы системами  для считывания кодов, их хранения в базах данных и передачи по цифровым каналам связи. Процесс применения штрихов в логистической системе можно проиллюстрировать на работе крупного книжного магазина.

На готовые книги  различными способами наносится  штриховой код, соответствующий коду цифровому (существуют различные технологии печати штрихового кода, в том числе мастер-фильмы (фотопленочные шаблоны), офсетная литография, точечно-матричная печать и др.). Если между ЭВМ поставщика и ЭВМ получателя товара имеется электронная связь, то информация (сообщения) о кодах товаров, его количестве, а также база данных о самом товаре передается автоматически (информационный поток). Если такой связи нет, то информация передается на магнитных дисках (дискетах) или на бумажных носителях после распечатки. Получателем товара производится сканирование штрих-кода с помощью контактного сканер-карандаша, портативного лазерного сканера или стационарного сканерного устройства. Полученные данные по результатам сканирования перегружаются в складскую ЭВМ, где сверяются с данными о товаре, поступившими по сети электронной связи или на магнитном диске (дискете). При продаже книг в магазине кассир считывает штриховой код с выбранной покупателем книги. Около двух секунд уходит на сканирование и идентификацию ее товарного кода. После этого кассовый компьютер, отыскав в своей памяти цену и другие реквизиты изделия, выдает их на экран и печатает чек (название магазина, например «Библио-Глобус», адрес: Мясницкая 6, тел: 928-35-67 или 924-46-80, фамилию автора, адрес в Интернете, цену книги). В момент выдачи чека кассовым компьютером главный компьютер секции принимает в свою память информацию о том, что данный товар продан. Получение товаров со склада и их реализацию этот компьютер сопровождает арифметической увязкой массивов в картотеке наличия. Таким образом, система перманентно обеспечивает не только суммовой, но и количественный учет товаров, что практически невозможно оперативно обеспечить без кодирования товаров.

Информация о работе Исторические предпосылки и этапы развития логистики