Инжиниринг и реинжиниринг организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

В данной работе необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятия «инжиниринг» и «реинжиниринг»;
- Установить основные направления, и условия применения данных подходов;
- Выделить этапы и фазы применения данных направлений;
- Изучить инструментарий и методологию инжиниринга и реинжиниринга;
- На основе различных примеров рассмотреть и оценить результаты применения данных подходов;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Инжиниринг и реинжиниринг как формы управления и развития предприятия…………………………………………………………………….……6
1.1 Предприятие в структуре логистического менеджмента ....………….…..…..6
1.2 Инжиниринг организации………………………………………………..…….10
1.3 Реинжиниринг организации …………………………………………..………17
Глава 2 Применение инжиниринга и реинжиниринга организации…………………………………………………………..……………..25
2.1 Отечественный и Зарубежный опыт применения инжиниринга…………....25
2.2 Применение реинжиниринга на практике……………………………….……29
2.3 Взаимосвязь инжиниринга и реинжиниринга………………………………..34
Глава 3 Тенденции и оценка применения инжиниринга и реинжиниринга в организации…………………………………………………………………………37
3.1 Тенденции применения инжиниринга и реинжиниринга в организации…..37
3.2 Оценка применения инжиниринга и реинжиниринга в организации…..…..42
Заключение………………………………………………………………………….49
Библиографический список…………………………………………………..……

Файлы: 1 файл

Инжиниринг и реинжиниринг организации.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

 

При этом можно отметить, что в Санкт-Петербурге по данным за 2010 год действует около 70 компаний, оказывающих инжиниринговые услуги.  И число таких компаний продолжает увеличиваться. В настоящий момент промышленный инжиниринг в нашей стране развивается все более быстрыми темпами. Большинство производителей заинтересовано в грамотном подборе, поставке, внедрении и эксплуатации оснащения. Данный интерес обусловлен, в первую очередь, желанием видеть свое производство конкурентоспособным. На конкурентоспособность же предприятия влияют многие факторы, в том числе, уровень автоматизации. Чем выше этот уровень, тем меньше зависимости от человеческого фактора, что, в свою очередь, ведет к повышению качества выпускаемой продукции. Самодиагностика оборудования, резервирование ответственных узлов, возможность быстрой перестройки оборудования под изменившиеся условия или задания, уменьшение временных затрат на поиск неисправностей и ремонт, а значит сокращение простоя оборудования — вот далеко не полный перечень задач, связанных с повышением уровня автоматизации производства, которые решают инжиниринговые компании.

Многие компании прибегают к реинжинирингу для достижения тех или иных целей на том или ином уровне развития предприятия в разные периоды времени, особенно в кризисные. Рассматривая реинжиниринг бизнес-процессов, можно выделить несколько тенденций. Например:

                   Ориентация на процесс. Все достижения стали возможными благодаря рассмотрению процесса в целом, который выходил за организационные границы.

                   Ломка правил. При реинжиниринге своих бизнес-процессов каждая из компаний отбрасывает сложившиеся традиции, пересматривает представления о специализации, последовательности и времени выполнения операций.

                   Творческое применение информационных технологий.
Фактором, дающим возможность компаниям разрушить старые правила и создать новые модели процессов, являются современные информационные технологии. Эти технологии действуют в качестве конструктивного фактора, позволяющего организациям вести работу радикально иными, чем раньше, способами.

Одна из причин развития реинжиниринга бизнес-процессов как стратегического инструмента — это рас­тущая роль новых технологий практически в каждой сфере деятельности организации, а также растущая мощь этих технологий. Технология дает возможность работать по-новому, а, следовательно, порождает новый подход к проектированию процессов. Реинжиниринг с момента своего возникновения тесно взаимодействует с информационными технологиями, которые, в свою очередь, дают возможность преобразования процессов, составляющих суть реинжиниринга. Это взаимодействие представляет собой симбиоз: без реинжиниринга информационные технологии почти не приносят результатов, а без информационных технологий реинжиниринг почти невозможен. Новая технология используется, прежде всего, для автоматиза­ции процесса, а не для его изменения. Автоматизация некоторого этапа процесса означает, что этот этап впредь не будет выполняться вручную, хотя сам по себе этап остается. Компьютеры можно применять как инстру­менты анализа. Их вычислительная мощь может ис­пользоваться, чтобы производить расчеты, анализиро­вать данные, помогать в принятии решений. Происходит автоматизация не столько руч­ного, сколько интеллектуального труда. Второй вариант использования — контроль: штриховые коды можно внести в память компьютера и контролировать товары в процессе их транспортировки. Кроме того, Новая технология может также устранить посредников: людей, которые раньше играли роль по­средников в процессе, теперь заменяет прямая компью­терная связь. Виртуальные магазины в Интернете, уст­раняющие продавца, традиционно игравшего роль по­средника между покупателем и производителем, — это реальность сегодняшнего дня. Новая волна реинжиниринга на основе Интернета разрушает стены, разделяющие компании. Процессы не останавливаются у дверей фирмы. Разработка, планирование, прогнозирование продукции и множество других процессов объединяют разные по своему характеру компании; в этих процессах задействована работа и клиента, и поставщика. Интернет облегчает реинжиниринг этих межкорпоративных процессов, позволяя компаниям обмениваться информацией друг с другом. Внедряются Системы электронного обмена данными, которые позволяют не­скольким пользователям работать с одной и той же ин­формацией, хранящейся в базе данных. Они дают воз­можность обмениваться информацией через компьютер, отказавшись от письменных или телефонных средств коммуникации. Используются экспертные системы (построенный по принципу меню набор инструкций, который позволяет пользователю решить сложную задачу.), позволяющие позволяют неспециалистам и специалистам широ­кого профиля заменить собой экспертов и узких спе­циалистов, уменьшая тем самым количество людей, за­нятых в процессе, а следовательно, снижая число за­держек и ошибок, возникающих в ходе взаимодействия между людьми. Но внедрению информационных технологий должна предшествовать коренная перестройка внутрифирменного управления, а на смену пониманию компьютерной службы предприятия, как одной из его функциональных структур, должно придти встраивание информационных технологий во все обновленные бизнес-процессы.

Можно  утверждать, что на данный момент при нынешнем уровне развития информационных технологий реинжиниринг своей актуальности не теряет, может даже процветает, т.к. реинжиниринг уже породил такие явления, как назначение одного человека для выполнения всех шагов по обработке запроса клиента; выполнение заказов согласованной межфункциональной группой; создание продукции по фактическим заказам, а не по прогнозам спроса; покупки недорогих деталей напрямую конечными пользователями, а не через централизованный отдел закупок, и многое другое.

3.2             Оценка применения инжиниринга и реинжиниринга в организации.

Инжиниринг может  часто проявляться  в виде различного рода консультаций, экспертиз проектов, технического обучения и других научно-технических услуг, то есть представляет собой большое разнообразие научно-технических работ, способствующих разработкам и поставкам новой модернизированной продукции на производство, а также обеспечению наиболее выгодного выполнения других этапов инновационного процесса. Можно выделить некоторые преимущества инжиниринга:

      Снижение сроков осуществления проекта за счет быстрого получения специальных знаний и опыта в области техники, технологии, организации и управления производством и сбытом и, вследствие этого, снижение производственных затрат на единицу продукции и повышение эффективности капиталовложений;

      Возможность объективной оценки ситуации, сложившейся в компании, так как консультант из инжиниринговой компании является лицом, независимым от администрации заказчика;

      Возможность борьбы с ростом численности штатных сотрудников фирмы, который часто нежелателен из-за постоянно присутствующего риска ухудшения конъюнктуры на рынке.

Также можно выделить и некоторые недостатки, проявляющиеся в функционировании некоторых инжиниринговых фирм:

      Большие, по сравнению с местными инжиниринговыми компаниями, затраты фирмы-клиента на контракты с зарубежными инжиниринговыми компаниями;

      Трудности и издержки работы иностранных специалистов, связанные с недостаточным знанием местных традиций, обычаев, культуры и так далее.

Стоит отметить, что инжиниринг способствует установлению международных коммерческих связей в сфере науки и техники, основное направление которой — предоставление услуг по доведению научно- исследовательских и опытно-конструкторских разработок до стадии производства.

Реинжиниринг же не применяется в тех случаях, когда необходимо улучшение либо увеличение показателей деятельности компании на 10—100%, в этом случае используются более традиционные методы, применение которых не сопряжено со значительным риском. Реинжиниринг целесообразен только тогда, когда требуется достичь резкого (скачкообразного) улучшения показателей деятельности компании (500—1000% и более) путем замены старых методов управлении новыми.  Реинжиниринг необходим и целесообразен для:

1.                  Компаний, находящиеся на грани краха в связи с тем, что цены на товары заметно выше и (или) их качество (сервис) заметно ниже, чем у конкурентов. Если эти компании не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся.

2.                  Компаний, не имеющие в текущий момент затруднений, но предвидящие неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных, например, с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением экономического окружения и так далее.

3.                  Компаний, не имеющие проблем сейчас, не прогнозирующие их в обозримом будущем. Это компании-лидеры, проводящие агрессивную маркетинговую политику, не удовлетворяющиеся хорошим текущим состоянием и желающие с помощью реинжиниринга добиться лучшего.

Реинжиниринг начинается с перепроектирования бизнес-процессов. Можно выделить характерные свойства, присущие перепроектиро­ванным бизнес-процессам, то есть процессам, сформированным в ходе проведения реинжиниринга:

1) Несколько работ объединяются в одну. Наиболее характерным свойством перепроектированных процес­сов является отсутствие сборочного конвейера, на каждом рабочем месте которого выполняются простые задачи.  Вместо этого ранее различные работы (задания) интегрируются. При переходе от традиционной организации работ к выполнению процесса одним человеком уменьшается количество людей и ускоряется выполнение процесса при­мерно в 10 раз («горизонтальное сжатие процесса»), при этом уменьшается количество ошибок и отпадает необходимость держать специальную группу людей для устранения этих ошибок. Улучшается управляе­мость за счет уменьшения количества людей и четко распределенной ответственности между ними.

2)Исполнители принимают самостоятельные решения. В ходе реинжиниринга компании осуществляют не только гори­зонтальное, но и вертикальное сжатие процессов. Вертикальное сжа­тие происходит за счет того, что в тех точках процесса, где при тра­диционной организации работ исполнитель должен обращаться к управленческой иерархии, принимающей решения, исполнитель принимает решение самостоятельно. В результате уменьшаются временные задержки, снижается стоимость, ускоряется реакция на запросы клиента и увеличиваются полномочия исполнителей.

3)Шаги процесса выполняются в естественном порядке. Реинжиниринг процессов освобождает от линейного упорядоче­ния работ, свойственного традиционному подходу, позволяя выпол­нять работы в их естественном порядке (т.е. там, где это возможно, выполнять работы параллельно), что ускоряет выполнение процесса. Также умень­шается время, которое тратится на устранение несоответствий между предыдущими и последующими шагами процесса.

4)Процессы имеют различные варианты исполнения. В современном разнообразном мире с изменяющимся рынком необходимо, чтобы процесс имел различные версии в зависимости от ситуаций, входов и состояния рынка. Новые (перепроектированные) процессы, имеющие различные версии, начинаются с некоторого проверочного шага, определяющего, какая версия процесса наиболее подходит текущей ситуации. Поэтому новые процессы в отличие от традиционных являются ясными и простыми, так как каждый вари­ант ориентирован только на одну соответствующую ему ситуацию (случай).

5) Работа выполняется там, где это наиболее целесообразно. Реинжиниринг сдвигает работу между границами подразделений, что устраняет излишнюю интеграцию и приводит к повышению эффективности процесса.

6)Уменьшение проверок и управляющих воздействий. Проверки и управляющие воздействия непосредственно не про­изводят материальных ценностей. Поэтому задача реинжиниринга осуществлять их только в той мере, в которой это экономически целесообразно. Реинжиниринг предлагает более сбалансированный подход. Вме­сто проверки всех выполняемых работ перепроектированный про­цесс часто агрегирует эти работы, делает отложенные проверки и управляющие воздействия, что заметно сокращает время и стои­мость проверок.

7)Минимизация согласований. Еще один вид работ, не производящих непосредственных ценно­стей для заказчика, - согласования. Задача реинжиниринга - минимизировать согласования в ходе ис­полнения процесса путем сокращения внешних точек контакта.

8)"Уполномоченный" менеджер обеспечивает единую точку контакта. Механизм "уполномоченного" менеджера применяется в тех слу­чаях, когда шаги процесса либо сложны, либо распределены таким образом, что интеграция их силами небольшой команды невозмож­на.

9)Преобладает смешанный централизованный (децентрализованный) подход.

Основные последствия реинжиниринга бизнес-процессов:

1) Переход от функциональных подразделений к командам процессов. Реинжиниринг предлагает альтернативный подход, состоящий не в разделении людей по подразделениям, а в объединении людей в команды процессов, т.е. в группы людей, выполняющих совместно законченную часть работы - процесс. Команды процессов заменяют старые функциональные подразделения.

2) Работа исполнителя изменяется от простой к многоплановой. Член команды в отличие от сотрудника традиционного подразделения, отвечающего за отдельные задания (части процесса), несет совместно с другими членами команды ответственность за весь процесс, что требует умения не только выполнять свое задание, но и понимать весь процесс в целом и уметь при необходимости выполнять не одно, а несколько заданий. При этом устраняются излишние проверки, согласования, ожидания, вызванные преодолением границ между подразделениями традиционной компании.

3) Требования к работникам изменяются: от контролируемого исполнения предписанных заданий к принятию самостоятельных решений. Сотрудники не должны следовать предписанным правилам, а должны предлагать свои правила, то есть члены команды уполномочены принимать самостоятельные решения.

4) Изменяются требования к подготовке сотрудников: от курсов обучения к образованию. Компании должны заботиться не только о проведении обучающих курсов, но и о непрерывном образовании своих сотрудников.

5) Изменяется оценка эффективности работы и оплата труда: от оценки деятельности к оценке результата. Жалованье сотрудника определяется не столько временем, проведенным на работе,  важностью выполняемой работы,  трудовым стажем, количеством подчиненных, занимаемой должностью, сколько эффективностью его работы, оцениваемой по конечному результату.

6) Критерий продвижения в должности изменяется: от эффективности выполнения работы к способности (умению) выполнять работу. Наградой за эффективность работы является премия, а не продвижение по службе. Продвижение по службе - это функция от способностей сотрудника, а не от эффективности его работы,

7) Изменяется цель исполнителя: от удовлетворения потребностей начальника к удовлетворению потребностей клиентов. Реинжиниринг требует от исполнителей убежденности, что они работают для клиентов, а не для своих начальников (боссов).

8) Функции менеджеров изменяются от контролирующих к тренерским. Функции менеджеров изменяются, их задача состоит теперь не в выдаче управляющих и контролирующих воздействий, а в помощи членам команды решать проблемы, возникающие у них в ходе выполнения процесса. Таким образом, менеджер выполняет функции тренера, который непосредственно не участвует в работе команды, но помогает команде выполнить ее работу с минимальными непроизводительными затратами.

9) Организационная структура компании изменяется от иерархической (многоуровневой) к более "плоской". После проведения реинжиниринга значительно сокращается работа, выполняемая менеджерами (т.е. уменьшается требуемое количество менеджеров), и меняется ее характер (от контролирующей к тренерской).

10) Административные функции изменяются от секретарских к лидирующим. В перепроектированной компании успешное выполнение работы в основном зависит от членов команды, а не от функциональных менеджеров. Следовательно, администрация должна исполнять функции лидера, способствующего словом и делом укреплению убеждений и ценностей исполнителей.

Реинжиниринг далеко не всегда бывает успешным. В среднем не менее 50-70% организаций, которые занимаются реинжинирингом, не достигают желаемых результатов. «Реинжиниринг подобен шахматам. Ключ к успеху – в знаниях и способностях, а не в удаче»[15]. Главное в стратегии управления реинжинирингом — знать правила и избегать глобальных ошибок. В этом случае высока вероятность успеха.

Информация о работе Инжиниринг и реинжиниринг организации