Инжиниринг и реинжиниринг организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

В данной работе необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятия «инжиниринг» и «реинжиниринг»;
- Установить основные направления, и условия применения данных подходов;
- Выделить этапы и фазы применения данных направлений;
- Изучить инструментарий и методологию инжиниринга и реинжиниринга;
- На основе различных примеров рассмотреть и оценить результаты применения данных подходов;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Инжиниринг и реинжиниринг как формы управления и развития предприятия…………………………………………………………………….……6
1.1 Предприятие в структуре логистического менеджмента ....………….…..…..6
1.2 Инжиниринг организации………………………………………………..…….10
1.3 Реинжиниринг организации …………………………………………..………17
Глава 2 Применение инжиниринга и реинжиниринга организации…………………………………………………………..……………..25
2.1 Отечественный и Зарубежный опыт применения инжиниринга…………....25
2.2 Применение реинжиниринга на практике……………………………….……29
2.3 Взаимосвязь инжиниринга и реинжиниринга………………………………..34
Глава 3 Тенденции и оценка применения инжиниринга и реинжиниринга в организации…………………………………………………………………………37
3.1 Тенденции применения инжиниринга и реинжиниринга в организации…..37
3.2 Оценка применения инжиниринга и реинжиниринга в организации…..…..42
Заключение………………………………………………………………………….49
Библиографический список…………………………………………………..……

Файлы: 1 файл

Инжиниринг и реинжиниринг организации.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)


2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

 

Факультет коммерции и маркетинга

Кафедра коммерции и логистики

 

«ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ»

Зав. кафедрой _____________

«___»______________2011г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу дисциплины

«Логистика производства»

На тему: «Инжиниринг и реинжиниринг организации»

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1 Инжиниринг и реинжиниринг как формы управления и развития предприятия…………………………………………………………………….……6

1.1   Предприятие в структуре логистического менеджмента ....………….…..…..6

1.2   Инжиниринг организации………………………………………………..…….10

1.3   Реинжиниринг организации …………………………………………..………17

Глава 2 Применение инжиниринга и реинжиниринга организации…………………………………………………………..……………..25

2.1 Отечественный и Зарубежный опыт применения инжиниринга…………....25

2.2 Применение реинжиниринга на практике……………………………….……29

2.3 Взаимосвязь инжиниринга и реинжиниринга………………………………..34

Глава 3 Тенденции и оценка применения инжиниринга и реинжиниринга в организации…………………………………………………………………………37

3.1 Тенденции применения инжиниринга и реинжиниринга в организации…..37

3.2 Оценка применения инжиниринга и реинжиниринга в организации…..…..42

Заключение………………………………………………………………………….49

Библиографический список…………………………………………………..……52


Введение

Каждая фирма стремится получить конкурентное преимущество, которое складывается за счёт формирования связей и управления ими со всеми её субъектами системы и затрагивающей все сферы деятельности предприятия, что представляет его как логистическую систему. Соответственно  можно сказать, что особую роль в деятельности предприятия играет логистический менеджмент,  способствующий адаптации фирмы к запросам потребителей. При рассмотрении функционирования любого предприятия в первую очередь можно говорить о том, что деятельность предприятия представляет собой совокупность бизнес-процессов, то есть совокупность действий  и решений, направленных на достижение определенных целей. При этом всегда стремятся организовать деятельность фирмы так, чтобы можно было получить наилучший результат. Для этого нередко требуется соответствующим образом, наиболее эффективно организовать бизнес-процессы на предприятии. То есть эффективность деятельности компании (и, следовательно, прибыльность, конкурентоспособность и стоимость компании) в значительной степени определяется эффективностью реализации бизнес-процессов в этой компании.  Собственно для наиболее качественного управления деятельностью предприятия и процессами в нем могут использоваться такие подходы как инжиниринг и реинжиниринг, которые являются частью стратегического управления предприятием, а соответственно и частью логистического менеджмента.  В нынешних условиях, когда можно наблюдать сильное развитие информационных и других технологий, фирмы, стремясь повысить свою конкурентоспособность, вынуждены искать способы быстрого и в то же время качественного перестроения функционирования процессов на предприятии с возможностями увеличить эффективность его деятельности в несколько десятков, а может и сотен раз. Таким образом, можно выделить одну из основных отличительных черт функционирующих сегодня организаций, состоящую в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях и опережающее формирование конкурентной экономической среды, требует ускоренной адаптации их функционально-структурной организации к условиям, требованиям и запросам субъектов рыночных отношений. Направления инжиниринга и реинжиниринга и применяются в данных ситуациях. Собственно данные методы (инжиниринг и реинжиниринг)  и будут рассмотрены  в рамках данной работы.

Основной целью работы является исследование методов управления процессами на предприятии, позволяющих повысить эффективность функционирования данной организации.

В данной работе необходимо решить следующие задачи:

- Определить понятия «инжиниринг» и «реинжиниринг»;

- Установить основные направления, и условия применения данных подходов;

- Выделить этапы и фазы применения данных направлений;

- Изучить инструментарий и методологию инжиниринга и реинжиниринга;

- На основе различных примеров рассмотреть и оценить результаты  применения данных подходов;

- Выделить положительные и отрицательные стороны подходов инжиниринга и реинжиниринга.

В рамках направлений инжиниринга и реинжиниринга рассматривается функционирование предприятия, а именно совокупность процессов, составляющих деятельность предприятия, и взаимосвязи между ними.

Основным предметом исследования в данной работе являются подходы инжиниринга и реинжиниринга и их влияние на функционирование предприятия.

При рассмотрении подходов инжиниринга и реинжиниринга сначала необходимо проанализировать данные направления в целом как формы логистического менеджмента. Об этом первая глава данной работы. Здесь рассматриваются соотношение понятий предприятие и логистический менеджмент,  основные направления подходов инжиниринга и реинжиниринга, условия применения, принципы, на  которых они основываются, и используемые при этом методы. Затем, во второй главе, анализируются  примеры практического применения данных направлений, результаты их использования, а также взаимосвязь инжиниринга и реинжиниринга.  И в третьей главе оцениваются результаты, эффективность и возможные тенденции применения данных подходов.


  Глава 1. Инжиниринг и реинжиниринг как формы управления и развития предприятия.

1.1    Предприятие в структуре логистического менеджмента.

Основное звено рыночной экономики – предпринимательская фирма, оснащённая для выполнения корпоративной эмиссии и достижения поставленных задач мощным хозяйственным, механизмом, базирующимся на достижениях маркетинга и менеджмента, а также логистики. Весь комплекс организационно-хозяйственной деятельности предприятия строится исходя из указанного целеполагания, так как такой подход  и определяет её успех в конкурентной борьбе. Конкурентное преимущество  предприятия определяется организацией всей системы  создания ценности  как логистической системы, включающей связи и управление ими со всеми её субъектами  и охватывающей все сферы деятельности предприятия. Данная концепция позволяет определить  и сформулировать  не только источники и типы конкурентного  преимущества  фирмы, но и роль конкуренции в его достижении, как определяющую  конкретную логистическую структуру цепочки и всей системы создания ценности. В современной экономике  представляют достаточно сложную систему взаимодействия человека, фирмы, общества и природы. Каждая из связей этой системы является предметом изучения самостоятельной общественно-экономической дисциплины (связь «человек-фирма» рассматривается в рамках менеджмента). Но в этой схеме имеется особая сфера, являющаяся предметом изучения отдельной науки – логистики: «совокупности материальных, транспортных, финансовых, денежных, трудовых, информационных и прочих потоков, посредством которых осуществляется взаимодействие между субъектами системы»[1].

В связи с достаточно интенсивным развитием логистики и соответствующим развитием  системы профессионального бизнес-образования,  являющегося частью инфраструктуры  управления, можно наблюдать повышение интереса к такому логистическому подходу как Логистический менеджмент. «Логистический менеджмент трактуется в двух смыслах:

      Во-первых, как совокупность средств  и форм управления снабжением, производством и сбытом для достижения стратегических, тактических и оперативных  целей и задач фирмы;

      Во-вторых, как инструмент управления взаимоотношениями  внутри персонала фирмы с внешними партнёрами по бизнесу и с потребителями продукции»[2].

То есть в первом смысле логистический менеджмент на предприятии представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учёта и анализа) с элементарными и комплексными логистическими активностями  для достижения целей формируемой логистической системы фирмы. Во втором смысле логистический менеджмент – это управленческий персонал фирмы.

Особенностью логистического менеджмента является то, что как по стратегическим так и по тактическим (оперативным) целям и задачам он связан со всеми функциональными областями менеджмента (инвестиционного, инновационного, информационного, производственного, финансового, кадрового) в процессах управления закупками материальных ресурсов, производством и сбытом готовой продукции. Логистический менеджмент в значительной степени  воздействует на состояние финансово-экономического  и правового обеспечения  форм взаимодействия в рыночных условиях; и наоборот возникают новые требования  к коммуникационному обеспечению хозяйственных связей, к рынку транспортных услуг, организации и функционированию складского хозяйства, развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятиях. Основная цель логистического менеджмента состоит в адаптации производственной или торговой фирмы к запросам потребителей. Эта цель поясняется следующими подцелями:

      Гарантия оптимальности движения потока материалов и товаров, обеспечивающей надежность поставок при минимальных затратах и рациональном использовании существующих мощностей;

      Создание системы контроля, раскрывающей нерациональные процессы  и формирующей новые цели предприятия на основе сопоставления расходов и доходов (т.е. анализа затрат и результата);

      Создание функционально непротиворечивой организационной структуры предприятия.

Владение инструментарием логистического менеджмента в практике бизнеса  позволяет фирмам значительно сократить материальные запасы в снабжении, производстве и сбыте, процессе их транспортировки, ускорить оборачиваемость капитала, снизить себестоимость  продукции, обеспечить удовлетворение потребностей получателей в качественной продукции и услугах.

При построении современных микрологистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления компанией и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента. Современная система менеджмента фирмы представляет собой композицию организационной структуры управления с функционально-ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т.п.), объединенными стратегическими, тактическими и другими целями.

С точки зрения логистики осуществление функций стратегического (тактического, оперативного) и функционального менеджмента должно способствовать продвижению логистической миссии фирмы, согласованной с маркетинговой и производственной стратегиями. Современная концепция развития фирмы и её рыночного поведения получила название стратегического управления, основой которого является и чётко структурированное, формализованное стратегическое планирование, и организация системы управления фирмой и механизма взаимодействия  её отдельных  звеньев таким образом, чтобы обеспечить как разработку  долгосрочной стратегии конкурентной борьбы, так и создание этой стратегии в текущие  производственно-хозяйственные планы, подлежащие конкретной реализации. Концепция стратегического управления  стала достаточно востребованной  спецификой хода экономического развития. Ранее традиционный подход предусматривал конкретную изначальную заданность и неизменность целей и задач фирмы, соответственно стабильность и необходимость выполнения  этих целей и задач в течение определенного периода. Главным критерием успеха фирмы по такому направлению был непрерывный рост производства, при этом основные резервы носили  внутрипроизводственный характер. Это превращало фирму  в закрытую  систему и способствовало  кризису управляемости хозяйственных систем, и ограничивало возможности их развития.  Стратегический же менеджмент рассматривает фирму как открытую  систему, ориентируется на поиск резервов повышения конкурентоспособности не только внутри фирмы, но и вне организации. Т.е.  экономический успех  связывается с успешностью адаптации фирмы к динамичному  изменению экономической, социальной, правовой, политической, научно-технической внешней среды.

В современной теории и практике менеджмента есть концепция  «самообучающейся (саморегулирующейся) организации», согласно которой фирма, которая стремится  сохранить  свою конкурентоспособность в долгосрочном плане, должна своевременно и адекватно реагировать на изменения внешней среды. Модель организации как «открытой системы» подразумевает  равновесие между организацией и её внешним окружением. А так как внешняя среда постоянно  меняется, организация вынуждена наблюдать за этими изменениями и вовремя на них реагировать. Организационные изменения предпринимательской структуры в условиях  динамичного внешнего окружения являются  сложным процессом, требующим  учёта многих внутренних и внешних факторов. Одним из подходов к управлению сложными  изменениями на корпоративном уровне  является «организационное развитие». «Организационное развитие - это всеобъемлющая, последовательная и многоуровневая стратегия, нацеленная на средне- и долгосрочные перспективы  и использующая различные методы, в том числе:

      Методы поведенческих наук;

      Рациональные и интуитивные методы;

      Ориентацию больше на процесс, чем на цель;

      Подходы, основанные на максимальном участии  персонала развивающейся корпорации»[3].

Организационное развитие ориентировано на среднесрочные и долгосрочные перспективы, использует  выводы и методы поведенческих наук, направлено на процесс изменения, на активное вовлечение персонала в процесс, при этом применяются разнообразные методы. Организационное развитие базируется на концепции «трёх стояний»: будущее состояние (цель организации), настоящее состояние (реальное положение организации) и переходное состояние.

Одним из центральных направлений организационного развития является организационный инжиниринг, и отдельно выделяется его подразделение реинжиниринг бизнес-процессов. 

1.2 Инжиниринг организации.

В составе  «организационного развития», как правило, выделяют направление, ориентированное на рациональные подходы к организационной проблематике. Это направление – организационный инжиниринг. «Инжиниринг в  традиционном понимании  – это инженерно-консультационные услуги, связанные с подготовкой  производственного процесса, или услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции»[4].

Инжиниринговые услуги оказываются специализированными инженерно-консультационными фирмами, а из-за большого разнообразия работ и услуг, которые относятся к инжиниринговым, эти фирмы могут специализироваться по разным направлениям. Выделяют несколько основных видов инжиниринговых фирм:

      инженерно-консультационные, оказывающие услуги без последующих поставок оборудования;

      инженерно-строительные, которые предоставляют весь комплекс услуг, связанных с созданием промышленных и других объектов на условиях «под ключ»;

      консультационные – представляют услуги по управлению предприятиями, компьютерными технологиями, организации производства, сбыта, финансов;

      инженерно-исследовательские, специализация на разработки технологических процессов и технологий производства новых материалов.

Чтобы успешно функционировать в современных условиях, фирма должна адапти­роваться и постоянно приспосабливаться к изменяющемуся окруже­нию. Для этого и необходим инжиниринг бизнеса. Компания должна быть организована таким образом, чтобы находить и выявлять постоянные изменения во внешнем мире. «Компания не может быть стабильной, она должна изменяться по­стоянно, чтобы удовлетворять запросы потребителей, не уступать сопернику в условиях жесткой конкуренции, усовершенствовать свои внутренние процессы, развивать диапазон предлагаемых товаров и услуг и ставить перед персоналом реальные цели, предоставляя для их достижения творческую свободу действии в рамках некоторого "остова", обеспечивающего фокусирование внимания на тех бизнес-процессах, которые ориентированы на клиентов»[5].

Информация о работе Инжиниринг и реинжиниринг организации