Функциональные области логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 21:15, доклад

Описание работы

При формировании службы логистики в компании конструктивное значение имеет выделение функциональных сфер (областей) приложения логистических действий: операций и функций. Выделение функциональных областей привело к появлению понятий логистика снабжения (логистика закупок), производственная (промышленная) логистика и логистика распределения. В зарубежном логистическом менеджменте часто встречаются термин «логистика на входе», относящийся к логистическим функциям в снабжении (закупках), и термин «логистика на выходе», ориентированный на интеграцию логистических операций и функций в распределении.

Файлы: 1 файл

funktsionalnye_obl_logistiki.doc

— 624.00 Кб (Скачать файл)

Функциональные области  логистики

 

При формировании службы логистики  в компании конструктивное значение имеет выделение функциональных сфер (областей) приложения логистических действий: операций и функций.

Эти сферы обычно традиционно  задаются дифференциацией отдельных сторон бизнеса компании и ее партнеров: поставщиков, потребителей, логистических посредников.

В отечественной литературе функциональными областями логистики принято считать:

  • снабжение (закупки) МР и/или ГП;
  • поддержку производства (в широком смысле — все логистические операции и функции, обеспечивающие производственно-технологический цикл предприятия);
  • распределение.

Выделение функциональных областей привело к появлению понятий  логистика снабжения (логистика  закупок), производственная (промышленная) логистика и логистика распределения. В зарубежном логистическом менеджменте часто встречаются термин «логистика на входе», относящийся к логистическим функциям в снабжении (закупках), и термин «логистика на выходе», ориентированный на интеграцию логистических операций и функций в распределении.

Выделяют функциональные области логистики:

  1. Закупочная логистика — решает вопросы связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами. Проводиться анализ среди поставщиков, заключаются договора и контролируется их исполнение. Используется механизм взаимодействия на поставщика в случае нарушения условий поставки и принимаются оперативные меры по исправлению сложившейся ситуации. Область взаимодействия, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.

Функции логистических  закупок:

1. Определение потребности  в необходимых мат. ресурсах.

2. Получение и оценка  предложений.

3. Выбор поставщиков.

4. Согласование цены и заключение договоров.

5. Формирование заказов.

6. Контроль над количеством и  сроками поставок.

7. Входной контроль и размещение  мат. ресурсов на складе.

8. Управление запасами и контроль.

  1. Производственная логистика — решает задачи создания материальных благ или оказания материальных услуг. Основной объем работ выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники производственного процесса взаимодействуют между собой не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

Производственная  логистика — обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.

Материальный поток  на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными  потоками внутри предприятий. Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников закупочного и распределительного логистических процессов, связанных товарно-денежными отношениями).

  1. Распределительная логистика — решает задачи реализации готовой продукции. Для решения этих задач используют два варианта продвижения готовой продукции: реализацией занимаются сами производители и торгово-посреднические предприятия.

Распределительная логистика — обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса.

Под распределительной  логистикой понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Главным направлением в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов.

Распределительная логистика  отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями.

Важнейшие функции распределительной  логистики заключаются в следующем:

  • планирование, организация и управление транспортно-перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;
  • управление товарными запасами;
  • получение заказов на поставку продукции и его эффективная обработка;
  • комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;
  • организация рациональной отгрузки;
  • управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;
  • планирование, организация и управление логистическим сервисом.

Распределительная деятельность на предприятии требует существенных затрат (издержки) на их выполнение. Основная часть логистических затрат связана с выполнением ключевых логистических операций: складированием, переработкой, транспортировкой, экспедированием, подготовкой продукции к производственному потреблению, сбором, хранением, обработкой и выдачей информации о заказах, запасах, поставках и т.д.

Задачи распределительной  логистики

Учитывая специфику  предприятия и поставленные цели, задачи решаются на уровне предприятия и макроуровне.

На уровне предприятия  логистика решает следующие задачи:

  • планирование процесса реализации;
  • организация получения и обработки заказов;
  • организация сети складов;
  • выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
  • организация отгрузки продукции;
  • организация доставки и контроль транспортирования;
  • организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

  • выбор схемы распределения материального потока;
  • определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
  • определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории.

Для решения задач  по оптимизации распределения необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов.

Главным показателем  успешной деятельности компании является полученная прибыль. Основным направлением деятельности для увеличения прибыли считаются мероприятия связанные с:

  • создание единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя);
  • экономическое объединение производства и сбыта;
  • выработка оптимальных схем складирования и пополнения запаса.
  1. Транспортная логистика — решает вопросы управления материального потока на транспортных участках. Транспортные работы, выполняемые в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортные операции, осуществляемые логистикой можно разделить на две большие группы, выполняемых:
    • Специальными транспортными организациями (транспорт общего пользования)
    • Транспортом, находящимся в собственности производителя готовой продукции (нетранспортных предприятий)

Транспортная логистика  не имеет четких границ. Она может применяется при любых перевозках.

Транспортная логистика — перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками. Транспорт — связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющий передвижение материальных ресурсов. Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости составляет так называемая «цена перехода», то есть наценки каждого звена в цепи производитель — конечный покупатель. Наценка такого перехода может составлять 15 — 20%.

Движение материального  потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций могут доходить до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Результатом использования  транспортной логистической системы  для предприятия будет: высокая  вероятность выполнения «шести правил логистики» — нужный груз, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества, с минимальными затратами.

К основным задачам  транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.

Техническая сопряженность  в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.

Технологическая сопряженность  предполагает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.

Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.

Совместное планирование коммерческой деятельности участников логистической системы означает разработку и применение единых планов графиков. К задачам решаемым транспортной логистикой системы относятся:

  • создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
  • определение рационального маршрута доставки груза;
  • выбор типа и вида транспортного средства.

5. Логистика  запасов

Материальный  запас (МЗ) – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.

Понятие МЗ – ключевое в логистике. Сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке и при этом перемещается по материалопроводящей цепи. В процессе этого перемещения сырье, полуфабрикаты и готовые продукты периодически задерживаются, ожидая своей очереди вступить в ту или иную логистическую операцию.

Причины создания МЗ:

  1. возможность нарушения установленного графика поставок (негативное последствие – остановка производственного процесса);
  2. возможность колебания спроса (негативное последствие –неудовлетворенный спрос, потеря прибыли, имиджа);
  3. сезонные колебания производства некоторых видов товаров при относительно равномерном их потреблении, например, уборка и потребление картофеля (последствие – необходимость накопления товара для последующего равномерного распределения в течение года);
  4. Возможность равномерного выполнения операций производства и распределения (наличие запасов готовой продукции сглаживает колебание интенсивности производства, результат – равномерность распределения продукции; наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, результат – равномерность процесса производства).
  5. скидки за покупку крупной партии товаров;
  6. возможность получения прибыли за счет спекуляции при предвидении резкого повышения цен на товары;
  7. издержки оформления заказа: поиск поставщика, проведение переговоров, командировки, междугородние переговоры и т.п. (последствие – необходимость увеличить заказываемую партию, а значит, и запас);
  8. необходимость немедленного обслуживания покупателей (выдать товар из запаса быстрее, чем произвести или закупить, что повышает конкурентоспособность предприятия);
  9. минимизация простоев производства из-за отсутствия запасных частей (особенно для предприятий с непрерывным процессом производства);
  10. упрощение процесса управления производством (наличие производственных запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов, что снижает издержки на организацию управления этими процессами).

Информация о работе Функциональные области логистики