Договор транспортной перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Перевозки очень важная экономическая структура позволяющая перемещать материальные потоки из мест производства в места их необходимости. Так как этот процесс состоит из большого количества этапов и включает в себя индивидуальные нюансы, то для качественных и правомерных услуг перевозки требуется нормативно-правовая база поддерживающая контроль и законность данного процесса.

Содержание работы

Введение
1. Виды договоров перевозки
1.1 Договор перевозки груза
1.2 Договор перевозки пассажиров и багажа
1.3 Договор аренды транспортных средств(чартера, фрахтования)
2. Форма договора перевозки
3. Содержание договора перевозки
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по договорному праву.docx

— 41.67 Кб (Скачать файл)

Предмет договора аренды транспортного  средства с экипажем складывается из двух элементов:

— предоставление арендатору своеобразного имущества – транспортного  средства.

— оказание услуг по управлению транспортным средством и его  технической эксплуатацией.

 

 

 

Действующее законодательство Украины по временному критерию выделяет так называемые разовые и долгосрочные договоры перевозки.

Согласно пункту 3.9 Правил, перевозчики могут перевозить грузы по разовому договору, примерная форма которого указана в приложении к Правилам. Напомним, частью 4 статьи 179 ХК Украины установлено, что при заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание на основе примерного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию изменять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнять его содержание. Применение примерной формы договора является, таким образом, правом, а не обязанностью сторон.

При осуществлении систематических  перевозок грузов транспортом заключается  долгосрочный договор, который ХК Украины определяет статьей 307. В зависимости от вида транспорта, которым предполагается систематическая перевозка грузов, укладываются такие долгосрочные договоры: долгосрочный - на железнодорожном и морском транспорте, навигационный - на речном транспорте (внутреннем флоте), специальный - на воздушном транспорте, годовой - на автомобильном транспорте. Порядок заключения долгосрочных договоров устанавливается соответствующими транспортными кодексами, транспортными уставами или правилами перевозок.

До 23 марта 1998 года, согласно требованиям Правил, стороны обязаны были использовать форму Типового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом, условия которого можно было лишь конкретизировать. С отменой обязательности типовой формы субъекты хозяйствования получили право самостоятельно определять его условия, в том числе и касательно сроков. Поэтому название долгосрочного договора «годовым не влечет обязанности заключать его на такой срок.

  1. Форма договора перевозки

Общей формы для всех видов  перевозки в законодательстве не прописано, однако в каждом нормативно-регулирующем акте, зависимо от типа перевозки указывается надлежащая форма, в основном все договора перевозки заключаются в письменной форме. В частности если контрагентами являются юридические лица, законодательство обязывает любые договора заключать в письменной формы ст. 208 ГКУ. Хозяйственным кодексом Украины определено, что договор о перевозке груза заключается между заказчиком и исполнителем в письменной форме (договор, накладная, квитанция и т.п.). При пассажирских перевозках делиться на перевозки транспортом общего пользования и частные перевозки. В случае перевозки транспортом общего пользования договор относиться к разряду публичных, сторона перевозчик составляет договор в письменной форме, а пассажир в покупкой билета подтверждает свое согласие с условиями договора, эту форму так же можно отнести к письменной. Договор перевозки пассажиров в частном порядке может заключаться вустной форме на общих правах сделок, если это не противоречит ст. 208 ГКУ.

Согласно ч. 2 ст. 909 ГК, п.2 ст.307 ХК, Украины, договор перевозки груза заключается в письменной форме. При этом, для заключения договора применяется система единого документа. Так, в зависимости от вида документа различают: а) систему накладной, применим почти на всех видах транспорта, б) систему коносамента, которая применяется на морском транспорте в) систему чартера, которая применяется на морском и воздушном транспорте. В некоторых случаях системы могут быть комбинированные. Другие перевозочных документов также относятся дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозке в прямом смешанном сообщении и другие. Все они являются документами первичной отчетности и имеют доказательственное значение.

 Договор перевозки  железнодорожным, автомобильным  и речным транспортом оформляется  накладной, которая сопровождает  груз на всем пути его следования  и на станции назначения выдается  получателю вместе с грузом. Накладная  составляется отправителем, который  отвечает за все последствия  неправильности, неточности или  неполноты указанных в ней  сведений. Перевозчик имеет право,  однако не обязательства проверять достоверность этих сведений, а также периодически проверять количество и массу груза указываются в накладной. Договор считается заключенным с момента сдачи груза к перевозке вместе с накладной. Перевозчик оказывает на накладной соответствующую отметку, а в подтверждение приема груза к перевозке выдает грузоотправителю квитанцию. Форма накладной и порядок ее заполнения, а также форма квитанции утверждаются Министерством транспорта Украины.

 Юридическое значение  накладной состоит в том, что: а) она является обязательной письменной формой договора б) доказывает факт заключения договора и содержит его содержание в) легитимирует лицо на предъявления претензий и исков к транспортной организации в случае ненадлежащего исполнения договора перевозки. На железнодорожном транспорте накладная является одновременно договором на залог груза для обеспечения гарантии внесения надлежащей провозной платы и других платежей за перевозку. Залоговое право действует пока груз находится в ведении железной дороги. Если отправитель (получатель) не внесет железной принадлежащие ей платежи, железная дорога использует залоговое право и реализует груз после окончания предусмотренного Правилами предельного срока его хранения. Предельный срок хранения не должен превышать 30 суток (ст. 51 СЗ Украина).

 На автомобильном транспорте  основным документом, определяющим  взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями и автотранспортными  предприятиями и организациями  является товарно-транспортная накладная.  Она является единым для всех  участников перевозочного процесса  юридическим документом, который  предназначен для списания товарно-материальных  ценностей, учета на пути их  перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского  учета, а также для расчетов  за перевозку груза и учета  выполненной работы. Учет транспортной  работы и расчеты за перевозку  осуществляются исключительно на  основании путевых листов и  приложенных к ним товарно-транспортных  накладных или актов замера (взвешивания) (п. 1 Правил перевозок грузов автомобильным  транспортом в Украине; п. 47 САТ  УССР). Другие перевозочных документов  относят путевой лист, путевой  лист, передающую ведомость при  перевозке в прямом смешанном  сообщении и другие. Все они  являются документами первичной  отчетности и имеют доказательственное  значение. При этом, путевой лист  грузового автомобиля (документ  установленного законодательством  образца для определения и  учета работы автомобильного  транспортного средства) является  документом, без которого перевозка  не допускается. Кроме того, в  зависимости от вида груза  и его специфических свойств  к основным документам на перевозку  грузов автомобильным транспортом  прилагаются другие (ветеринарные, санитарные и качественные - сертификаты,  свидетельства, справки, паспорта  и т.п.), которые определяются правилами  перевозок указанных грузов.

 Товарно транспорта  накладную на перевозку грузов  автомобильным транспортом грузоотправитель  должен выписывать в количестве  не менее четырех экземпляров,  а также свидетельствует все  экземпляры подписью и при  необходимости печатью (Штампом). После принятия груза водитель (экспедитор) подписывает все ее  экземпляры. Первый экземпляр товарно-транспортной  накладной остается у грузоотправителя, второй - передается водителем (экспедитором) грузополучателю, третий и четвертый  экземпляры, заверенные подписью грузополучателя (в случае необходимости и печатью или штампом), передается перевозчику (ст. 11 САТ Украины).

 Подтверждением наличия  и содержания договора морской  перевозки, а также его письменной  формы, является: 1) рейсовый чартер - если договор предусматривает  условие предоставления для перевозки  всего судна, его части или  отдельных судовых помещений  (ст. 912 ГК Украины) 2) коносамент - если  договор не предусматривает такого  условия, 3) другие письменные доказательства (ст. 134 КТМ Украины).

 Коносаментом определяются  правоотношения между перевозчиком  и получателем груза. При этом  условия договора морского перевозку,  но не изложенные в коносаменте,  обязательные для получателя, если  в коносаменте сделана ссылка  на документ, в котором они  изложены. После приема груза  к перевозке перевозчик груза,  капитан судна или агент перевозчика  обязательства выдать отправителю  коносамент, который является доказательством  приема перевозчиком груза, указанного  в коносаменте. Коносамент передается  с соблюдением следующих правил: 1) именной коносамент может передаваться  по именным передаточными надписями  или в иной форме с соблюдением  правил, установленных для передачи  долгового требования, 2) ордерный  коносамент может передаваться  по именным или бланковым передаточными  надписями, 3) коносамент на предъявителя  может передаваться путем простого  вручения (ст. 140 КТМ Украины). Таким  образом, коносамент является  документом, удостоверяющим факт  заключения договора морской  перевозки груза, факт принятия  груза получателем, а также  товарораспорядительным документом (ценной бумагой). Коносамент как  ценная бумага имеет следующие  обязательные реквизиты: 1) наименование  суда, если груз принят к перевозке  на определенном судне; 2) наименование  перевозчика, 3) место приема или  погрузки груза 4) наименование  отправителя 5) место назначения  груза или, при наличии чартера,  место назначения или направления  судна, 6) наименование получателя груза (Именной коносамент) или определения, коносамент выдан " приказу отправителя " или наименование получателя определению, коносамент выдан " приказу отправителя ", или наименование получателя определению, коносамент выдан " приказу получателя " (ордерный коносамент), или определением, что коносамент выдан на предъявителя (Коносамент на предъявителя) 7) наименование груза, его маркировку, количество мест или количество и/или мера (масса, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем вид, состоянии и особых свойствах груза; 8) фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи или определения, фрахт полностью уплачен; 9) время и место выдачи коносамента; 10) количество составленных экземпляров коносамента, 11) подпись капитана или другого представителя перевозчика (ст. 138 КТМ Украины).

 Коносамент, подписанный  капитаном судна, считается подписанным  от имени перевозчика. Вместе  с передачей коносамента к  его новому держателю переходят  и права, связанные распоряжению  груза. Относительно отправителя,  заключившего договор морской  перевозки груза с перевозчиком, то он имеет право распорядиться  грузом до выдачи его получателю  или передачи коносамента получателю  или третьему лицу, о чем он  должен сообщить перевозчику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание договора перевозки

Договор перевозки как  и любой другой имеет определенное содержание в котором должны быть прописаны существенные условия  перевозки, а так же по желанию  могут быть указаны случайные  условия перевозки.

Существенными условиями  договора перевозки груза, как и  любого другого вида хозяйственного договора, предмет, цена и срок договора(п. 3 ст. 180 ХКУ).

Существенными условиями  договора перевозки, являются: цена, сроки договора и самой перевозки, наименование и местонахождение сторон, способ перевозки, предмет перевозки, другие условия которые будут прописаны сторонами в зависимости от специфики перевозки. Напомним, в соответствии со статьей 181 ХК Украины, если стороны не достигли согласия по всем существенным условиям хозяйственного договора, такой договор считается незаключенным (несостоявшимся).

В случае заключения разового договора перевозки, когда стороны  заранее знают, что, куда и за сколько  надо перевозить, сложностей не возникает. Но при намерении осуществлять систематические  перевозки зафиксировать в момент подписания договора все вышеперечисленные  существенные условия очень сложно исходя из их практической плоскости. Во избежание негативных последствий в виде признания договора незаключенным при каждой перевозке необходимо фиксировать указанные условия в отдельных приложениях либо в заявках к договору.

Договор также имеет обычные  условия — это те условия, которые  предусмотрены правовыми актами, законными, подзаконными нормативными актами. Они не нуждаются в согласовании и включаются в содержание договора автоматически в момент заключения договора данного вида. Стороны могут изменить обычные условия если иное не предусмотрено законом. Ниже приведены законы и нормативные акты регулирующие такие условия:

а) транспортные кодексы  (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания Украины);

б) законы (законы Украины  о транспортном-экспедировании, закон  Украины об автомобильном транспорте);

в) транспортные уставы (Устав  железных дорог Украины, Устав внутреннего  водного транспорта);

г) правила перевозки грузов (Общие правила перевозки грузов морем РД 31.10.10-89, утвержденные приказом Министерства морского флота СССР от 02.01.90 г.; Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в  Украине, утвержденные Министерством  транспорта Украины от 14.10.97 г. N 363; Правила  приема грузов к перевозке, Правила  выдачи грузов, Правила оформления перевозочных документов, Правила расчетов за перевозку, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 21.11.2000 г. N 644 и  др.);

д) другие нормативно-правовые акты (Инструкция по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов железными  дорогами Украины, утвержденная приказом Министерства транспорта и связи  Украины от 23.11.2004 г. N 1026; Правила  обслуживания железнодорожных подъездных путей, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины 21.11.2000 г. N 644).

 

 

 

 

Заключение

    Как мы смогли убедиться из всего вышесказанного, перевозки имеют большое количество видов и условий, так же разные перевозки часто регулируются отдельными правовыми актами, по этому стоит дифференцировать каждую перевозку отдельно. То же касается и договоров перевозки.

Так же, договор перевозки должен содержать обязательные атрибуты согласно Хозяйственного Кодекса Украины, так как является основным документом, которым руководствуются участники сделки.  Четко определять ответственность сторон с моменты принятия ответственности, порядок разрешения споров и конфликтных ситуаций, порядок подсчета и возмещения ущерба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

  1. Хозяйственный кодекс Украины - Одиссей 2012  - глава 20 ст. 179, 180, глава 32 ст. 307.
  2. Гражданский кодекс Украины – Одиссей 2012 - глава 64 – ст. 908, 909, 912, 913.
  3. http://uazakon.ru/gk/909/default.htm Гражданский кодекс Украины с комментариями – ст. 909.
  4. http://www.interlegal.com.ua/blog/?p=1659 – Виды договоров перевозки.
  5. http://gryzoperevozki.com.ua/viewpage.php?page_id=245 - Договор перевозки.
  6. http://pravo-ukraine.org.ua/resyrsi/kz/gku/734-statya-307-dogovor-perevozki-gruza - договор перевозки груза.
  7. Наказ Міністерства транспорту України ивід 14 жовтня 1997 року N 363 - Про затвердження Правил перевезень вантажів автомобільним транспортом в Україні п. 3.
  8. Закон Украины об автомобильном транспорте - глава 8 – ст. 48, 50.

Информация о работе Договор транспортной перевозки