Анализ логистических издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 12:52, реферат

Описание работы

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. Логистика - это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими.

Содержание работы

Введение
1 Экономический анализ логистических затрат
1.1 Логистические издержки
1.2 Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации
2. Экономический анализ логистических затрат на примере предприятия

Файлы: 1 файл

Экономический анализ логистических затрат.docx

— 48.36 Кб (Скачать файл)

Первоначально к логистическим издержкам относили совокупность затрат на операции по перемещению товаров (расходы на транспортировку, складирование, обработку заказов и т.д.). Затем логистические издержки стали рассматриваться как оптимизация затрат на перемещение готовой продукции, включая ее хранение и содержание запасов, упаковку и поддерживающую деятельность (запасные части, послепродажный сервис).

В связи с интеграцией логистических функций многие компании в своей логистической деятельности приняли на вооружение концепцию "полных издержек распределения". В их состав включили расходы по обеспечению производства материальными ресурсами, объясняя это тем, что решения, относящиеся к уровню обслуживания, существенно влияют на размер товарно-материальных запасов, которые необходимо, поэтому включить в систему логистики.

Анализ соотношения расходов, связанных, с одной стороны, с материально-техническим обеспечением производства, а с другой - с распределением готовой продукции различных отраслей промышленности, показал, что, вторые могут быть в два-три раза больше первых.

В дальнейшем произошел отказ от изолированного рассмотрения мероприятий по рационализации сферы обращения и производства, и в коммерческую практику фирм стал внедряться метод суммарных издержек. Другими словами, стал проводиться анализ общей величины затрат, получивший название "принцип одного зонтика".

Комплексный подход к развитию логистики изменил концепцию трактовки ее издержек. Учет расходов стал осуществляться не по функциональному принципу, а с ориентацией на конечный результат, когда первоначально определяются объем и характер работы ЛС, а затем затраты, связанные с ее выполнением. В этих условиях получил развитие новый подход к исчислению издержек, заключавшийся в разработке "миссий", т.е. определении целей, которые должны быть достигнуты ЛС в рамках определенной ситуации "продукт - рынок". Миссия может быть определена с точки зрения типа обслуживаемого рынка, вида продукции и ограничений но обслуживанию и издержкам.

В настоящее время в соответствии с внедрением понятия "миссия" одним из базовых принципов учета логистических издержек стало требование обязательного отражения материальных потоков, пересекающих традиционные функциональные границы, возникающие при выполнении отдельных операций, поэтому издержки по обслуживанию потребителей на рынке должны быть идентифицированы. Это дает возможность осуществить раздельный анализ издержек и доходов по типам потребителей и сегментам рынка или каналам распределения. Такая система учета издержек позволяет определять общие затраты па логистику в соответствии с ее целями, а с другой - как сумму расходов, связанных с выполнением традиционных функций логистики.

Логистические издержки в масштабе отдельно взятой бизнес-структуры обычно исчисляются в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции и др., в процентах от стоимости чистой продукции; а в общенациональном масштабе - в процентах от валового национального продукта.

Логистические издержки в практической деятельности выступают как инструмент управления. Определение состава логистических издержек и анализ затрат способствуют принятию экономически обоснованных хозяйственных решений на всех уровнях управления. Уровень логистических издержек влияет на экономическое положение предприятия и его конкурентоспособность. Снижение логистических издержек, рост на этой основе прибыли повышает финансовые возможности предприятия, расширяет его хозяйственную самостоятельность. В коммерческой практике экономически развитых стран учет логистических издержек интегрирован с их нормированием, планированием и анализом в единую информационную систему, позволяющую оперативно выявлять и устранять нарушения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия закупки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных каналов сбыта.

Классификация логистических издержек по одному признаку или нескольким признакам одновременно может осуществляться и в методических целях - для разъяснения их существа, и в практических - для организации учета и анализа логистических издержек, а также для калькулирования себестоимости.  
Таблица 1 – Факторы, влияющие на формирование логистических издержек

Логистические функции и операции

Факторы формирования логистических издержек

Количественные факторы

Качественные факторы

Поступление, обработка и оформление заказа

Величина и другие условия заказа Количество заказов Доля затрат на один заказ

Масштаб применения современных информационных технологий

Логистические функции и операции

Факторы формирования логистических издержек

Количественные факторы

Качественные факторы

Планирование производства

Изменение объемов хозяйственной деятельность

Материалоемкость продукции

Требования к качеству продукции

Концентрация, специализация, координация и интеграция Инновационные технологи и

Закупка и поставка продукции

Размер и частота заказа

Производственная программа

График запуска-выпуска продукции

Цены на сырье и материалы, эффект масштаба в закупках

Ограниченность собственного и заемного капитала

Кредитно-денежная и налоговая политика

Методы поставки и обслуживания Диапазон деловой активности и финансовое положение предприятия

Складирование и хранение продукции

Размер заказа Складские площади Уровень и состояние запасов

Уровень оборудования складов

Оборачиваемость оборотных средств

Использование современных концепций управления

Сбыт продукции

Территория внешних и внутренних рынков Сезонные колебания потребности в продукции Темпы инфляции

Конкурентоспособность предприятия на рынке Концентрация потребителей

Деятельность предприятий-конкурентов Прогноз конъюнктуры рынка

Доставка

продукции

потребителю

Характер грузов

Тарифные ставки транспортировки, скидки Маршрутизация перевозок

Требования к условиям

транспортировки

Загруженность

и сбалансированность

поездок


 
 

1.2  Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации 
 
 Для определения эффективности логистической системы предприятия проводится сравнение внутренних и внешних затрат. Уместно отметить, что определяется, какие виды деятельности выполняются лучше, чем у других производителей, сравнивается структура логистических затрат на данном предприятии и у его конкурентов.

Логистические затраты классифицируют по следующим признакам:

1. По степени создания добавленной стоимости:

– продуктивные затраты – затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности;

– затраты на поддержание логистического бизнеса – сами по себе создают ценности, но они будут необходимыми (на транспортировку, оформление заказов, ведение учета продукции);

– убыточные затраты – затраты на работы, кᴏᴛᴏᴩые не могут дать результатов (на простой оборудования);

– затраты на контроль – затраты на мероприятия, для предотвращения нежелательных результатов обслуживания потребителей.

2. По механизму отнесения на конкретный носитель:

– прямые затраты – затраты, кᴏᴛᴏᴩые могут быть непосредственно отнесены на конкретный носитель (продукт, группу изделий, заказ);

– косвенные затраты – затраты, кᴏᴛᴏᴩые могут быть отнесены на носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.

3. По связи с объемом производства:

– переменные затраты – затраты, зависящие от объема производства (на переналадку, размещение заказа, хранение или складирование запасов во времени);

– постоянные затраты – затраты, не зависящие от изменения объема исполняемых заказов внутренних и внешних потребителей;

– полные затраты – отнесенная на определенный объект (продукт, группу продуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) общая сумма затрат, как зависящих, так и не зависящих от объема исполняемых заказов;

– частичные затраты – относимые на определенный объект части затрат, выделенные по определенным признакам. Эти затратытрадиционно зависят от объема выполняемых заказов;

– фактические затраты – затраты, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов потребителей и равные объему потребленных ресурсов, умноженному на действующие цены на данные ресурсы;

– нормальные затраты – средние затраты, приходящиеся на определенный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания. Эти затраты равны фактическому объему потребленных ресурсов, умноженному на их средние цены;

– плановые затраты – затраты, рассчитанные для определенного логистического объекта и определенного периода при заданных программе обслуживания, объеме заказов потребителей и технологии. Эти затраты равны запланированному объему потребления ресурсов, умноженному на их плановые цены;

–затраты упущенных возможностей – характеризуют упущенную выгоду.  Стоит заметить, что она связана с тем, что ограниченный объем ресурсов может быть использован только определенным образом, что исключает применение другого возможного варианта, обеспечивающего получение прибыли;

– трансакционные затраты – затраты, связанные с оформлением закупок.

Изучим отдельные виды логистических затрат.

Затраты на содержание запасов. Эти затраты состоят из стоимости выполнения заказа и стоимости хранения запасов.

Затраты на формирование и хранение запасов связаны с отвлечением оборотных средств в запасы продукции, а затраты на хранение запасов - с хранением запасов на складе, их погрузкой и разгрузкой, страхованием, убытками от мелких краж, порчи, устаревания, выплаты налогов. Также учитываются альтернативная стоимость капитала, связанного с запасами или вложенного в них, затраты на страхование, заработную плату складского персонала сверх нормативного количества, процент на капитал и др.

Затраты, связанные с хранением единицы запаса:

  1. складские затраты (плата за площадь, энергоснабжение, отопление, воду, канализацию);
  2. заработная плата складского персонала;
  3. налоги и страховые взносы, зависящие от стоимости запаса;
  4. плата за производственные фонды;
  5. потери от иммобилизации средств в запасах;
  6. издержки вследствие порчи продукции, ухудшения качества, уценки, списания, естественной убыли от усушки, утруски, морального старения, кражи;
  7. затраты на регламентные работы, проводимые с хранимой продукцией;
  8. оплата персонала, связанного с инвентаризацией, профилактикой, осмотром и уборкой склада;
  9. затраты на регистрацию поступающих требований (заявок и заказов);
  10. затраты на подготовку кадров;
  11. затраты на комплектацию продукции и ее упаковку.

Издержки, связанные с дефицитом запасов, имеют место тогда, когда нет в наличии необходимых видов продукции. К примеру, недополученные поступления от сбыта, дополнительные затраты, вызванные задержками в производстве продукции, штрафы, налагаемые за срыв сроков поставки продукции заказчикам.

Дополнительные затраты при дефиците запасов:

– издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой отправки заказанной продукции) – дополнительные затраты на продвижение и отправку того заказа, кᴏᴛᴏᴩый нельзя выполнить за счет имеющихся запасов продукции;

– издержки в связи с потерей сбыта – имеют место тогда, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой на другое предприятие (такие затраты измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);

– издержки в связи с потерей заказчика – возникают в случаях, когда отсутствие запасов продукции оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает искать другие постоянные источники снабжения. Нужно помнить, такие затраты измеряются в показателях общей выручки, кᴏᴛᴏᴩую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с предприятием.

Способы минимизации суммарных затрат на хранение запаса:

– снизить до минимально возможного уровня постоянные затраты на каждое пополнение запаса (что позволит снизить средние уровни запасов с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим снижением альтернативных затрат капитала, вложенного в запасы);

– при определенных постоянных затратах на каждое пополнение оптимизировать средний уровень хранения запасов, ɥᴛᴏбы минимизировать суммарные затраты на хранение запасов за определенный период (суммарные затраты на пополнение плюс альтернативные затраты капитала).

Затраты, связанные с качеством продукции. Эти затраты подразделяют на производственные и непроизводственные.

Производственные затраты, связанные с качеством, делятся на три группы:

1. Затраты на предупреждение возникновения дефектов - ϶ᴛᴏ затраты на любое действие, принимаемое в целях выявления, предупреждения или уменьшения риска неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия продукции требованиям качества, а именно:

– на маркетинг и маркетинговые исследования;

– планирование качества;

– контроль качества конструкторской и технической документации;

– производственную проверку конструкции на надежность и безопасность;

– разработку, внедрение методов статистического контроля, анализа и регулирования технологического процесса, в т.ч. применение компьютеров;

Информация о работе Анализ логистических издержек