Миф как форма культуры, возникновение и развитие искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 13:53, реферат

Описание работы

Мифы и легенды нашего мира – величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. И не только потому, что они сами по себе – шедевры человеческого гения, собранные и обобщенные многими поколениями великих поэтов, писателей, мыслителей. Знание этих легенд и мифов дает ключ к пониманию поэзии Гёте и Пушкина, драматургии Шекспира и Шиллера, живописи Рубенса и Тициана, Брюллова и Боттичелли.

Файлы: 1 файл

Миф как форма культуры, возникновение и развитие искусства.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

4. Метопа из храма в Селинунте . 2-я половина 6 в. до н.э

 

 Персей, сын Данаи и Зевса, был послан жестоким царем Полидектом за головой горгоны Медузы. Персей должен был достичь западного края земли, страны, где царили богиня Ночь и бог смерти Танат и где жили ужасные горгоны, крылатые, покрытые медной чешуей женщины со змеями вместо волос, взгляд которых обращал все живое в камень. На помощь Персею явились посланник богов Гермес и любимая дочь Зевса воительница Афина. Афина дала Персею медный щит, такой блестящий, что все в нем отражалось как в зеркале, а Гермес дал свой острый меч и указал путь к горгонам. Быстро понесся по воздуху Персей к острову, на котором жили горгоны, и застал их спящими. Гермес указал ему на горгону Медузу, единственную из трех смертных. Персей, глядя в щит, отрубил ей голову и спрятал в сумку, а затем, никем не увиденный, отправился назад. Голову горгоны он отдал Афине, и она укрепила ее у себя на груди.

Все композиции архаики были посвящены, как правило, схваткам: богов и героев со страшными чудовищами, греков с троянцами, богов с гигантами. Разносюжетные сцены объединяла тема борьбы, охватившая все сферы мира и созвучная напряжению архитектурных форм. Сущность этих скульптурных композиций заключалась прежде всего в пластическом воплощении человеческой мощи, побеждающей темные силы.

Несмотря на попытки мастеров создавать сложные композиции и динамичные сцены, искусство архаики, при всей жизненности образов, было в своих формах условным и характеризовалось симметрией размещения, преобладанием пухлых форм, разновеликостью фигур в рельефах, скованностью в изображении человека, плоскостными необъемными фигурами, архаическими условными улыбками, миндалевидными глазами, орнаментальной трактовкой волос.

Данному периоду в искусстве было свойственно в изображении статичные обнаженные юноши (куросы) и девушки, изящно задрапированные в складки одежды (коры), лица которых освещала загадочная архаическаяулыбка.

5.Один из самых интересных  российских художников Александр  Воронков закончил Рязанское  художественное училище, работал  художником-декоратором в областном  драматическом театре города  Рязани, затем уехал в Москву - учиться в Московском государственном  академическом художественном институте  им. В.И.Сурикова, который А. Воронков  закончил в 1991 году.

 

Излюбленные темы его работ - библейские и мифологические сюжеты. Этот выбор далеко не случаен – он всецело соответствует творческому кредо художника, для которого форма и содержание одинаково важны и вместе с тем самоценны. Отсутствие смысла неприемлемо для него – последователя классических традиций русского искусства. В соответствии с ними подлинное произведение – это прибежище идеи, духовно-обогащенного содержания, без которого живописный образ превращается в сочетание неких отвлеченных цветовых пятен и линий.

6. Отождествление мифологии и поэзии - одно из коренных убеждений огромной части исследователей. Начиная с Я. Гримма, очень многие понимают мифы как поэтические метафоры первобытного образа мышления. Вопрос об отношении мифологии и поэзии - действительно весьма запутанный вопрос. И, конечно, сходство того и другого бросается в глаза гораздо скорее, чем различие. Поэтому, чтобы не сбиться в сравнительном анализе мифического и поэтического образа, укажем сначала главнейшие черты сходства. Это дает нам возможность и более ярко разграничить обе сферы.

 

Без всяких дальнейших разъяснений должно быть всякому ясно, что мифический и поэтический образ - виды выразительной формы вообще. Выражение - синтез «внутреннего» и «внешнего» - сила, заставляющая «внутреннее» проявляться, а «внешнее» - тянуть в глубину «внутреннего». Выражение всегда динамично и подвижно, и направление этого движения есть всегда от «внутреннего» к «внешнему» и от «внешнего» к «внутреннему». Выражение - арена встречи двух энергий, из глубины и извне, и их взаимообщение в некоем цельном и неделимом образе, который сразу есть и то и другое. Что поэзия именно такова, это явствует уже из одного того, что она всегда есть слово. Слово - всегда выразительно. Оно всегда есть выражение, понимание, а не просто вещь или смысл сами по себе. Слово всегда глубинно-перспективно, а не плоскостно. Таков же и миф. Миф или прямо словесен, или словесность его скрытая, но он всегда выразителен. Что миф всегда принципиально словесен, это не может быть подвержено никакому сомнению. По линии выражения, т.е. схемы, аллегории и символа, невозможно провести грань между мифологией и поэзией. И мифический, и поэтический образ может быть и схемой, и аллегорией, и символом.

 

Мифы в современной культуре.

Мифология в условиях цивилизации перестает быть фундаментом всей культуры. Современная мифология отличается от древней. Она менее устойчива, многое в ней изменяется под влиянием перемен в общественной жизни. Она более разнообразна но своему смысловому содержанию. Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют свойственные им наглядность, простоту, доступность для обыденного сознания. В современном мифологическом мышлении, как и прежде, царит дух мистицизма, однако многие мифы XX в. выступают в облике рационального знания.

Жизнь людей меняется, меняются года,столетия,века, а у человека всё так же есть неразрешённые вопросы, на которые ещё хочется найти ответ. Мифы, какими бы древними они не были навсегда останутся в повседневной жизни людей

Одна из основных тенденций развития культуры XX века – активное обращение к различным формам мифо-мышления и мифотворчества. Представления об особой роли, которую в становлении художественной литературы играют мифология и фольклор, складываются в российской науке еще в XIX веке (работы А.Н.Веселовского – крупнейшего представителя «этнографической школы» в отечественной науке и др.); затем продолжаются в XX веке («Диалектика мифа» А.Ф.Лосева, «Русская литература и фольклор» А.Д. Соймонова, В.Э. Вацуро, «Миф – имя - культура» Ю.М. Лотмана, исследования Е.М.Мелетинского, работы М.Н.Эпштейна и др.). Политическая мифология не отражает реальность и не стремится ее объяснить; она призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс. 
Ссылки

1. Детская энциклопедия Росмэн "Мифология"

2. Н.А.Кун "Легенды и мифы Древней Греции"

3. "Новейшая книга фактов"

4. Современная российская мифология (Сост. М.В. Ахметова. М.: РГГУ, 2005; сер. «Традиция – текст – фольклор: типология и семиотика»)

5. http://www.antica.lt/

6.. http://book-science.ru/social/cultureethnos/mifologija-kak-forma-kul-tury.html

7.. http://www.artsstudio.ru/rest-sum-gad-history.htm

8. http://mifolog.ru/mythology/

 

~ ~

 


Информация о работе Миф как форма культуры, возникновение и развитие искусства