Воинская преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:08, реферат

Описание работы

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Содержание работы

Глава 1. Прогнозирование преступности
1.1 Понятие, виды и значение
1.2 Классификация прогнозирование преступности
Глава 2. Криминологическое прогнозирование
Цели и задачи криминологического прогнозирования
2.1 Основные этапы криминологического прогнозирования
2.2 Виды криминологического прогнозирования
2.3 Методы криминологического прогнозирования
2.4 Сроки криминологического прогнозирования
2.5 Планирование борьбы с преступностью
Глава 3. Воинская преступность
3.1 Причины и условия преступности в армии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

готовый реферат.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

    Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.

    Наибольшую  результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.

    Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут относится к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач.

    Способом  решения социальных проблем в  жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть.

    Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности. Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежание дублирования в их деятельности1.

    В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы планирования предупреждения преступности.

    К ним, в частности, относятся: 1) недооценка криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов; 2) неупорядоченность соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при выполнении мероприятий планов; 3) отсутствие  систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы; 4) разработка криминологических разделов планов без предварительных (предплановых) исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности административных органов; 5) отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана.

    Не  решен до настоящего времени и  вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов (например, миграционные процессы, нарушения половозрастной структуры населения региона, создание благоприятных условий повышения культурного и образовательного уровня и т.д., влияющее на состоянии преступности).

    Органы  государственной власти на местах и  в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества.

    Правовой  основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.

 Назрела  потребность разработки методологических  и методических основ определения  эффективности предупреждения преступности на основе и в рамках планов социального развития регионов и трудовых коллективов, которые позволили бы дать конкретный и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана и его отдельных разделов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Воинская преступность 

Преступность  в Вооруженных Силах является дестабилизирующим фактором, негативно  воздействующим не только на Вооруженные  Силы, но и на государство в целом, так как положение дел в армии является тем критерием, по которому общество оценивает состояние социальной безопасности. Изучение практики борьбы с преступностью в армии показывает, что она порождается весьма сложным комплексом жизненных обстоятельств и процессов, которые в законодательстве принято называть причинами и условиями, способствующими совершению преступлений.

Законодательство, воинские уставы обязывают соответствующие  органы государства и должностных  лиц в пределах своей компетенции  выявлять эти причины и условия и принимать меры к их устранению. При осуществлении указанных требований, прежде всего возникает вопрос, какие именно и в каких пределах должны выявляться обстоятельства, чтобы предупреждать конкретные проступки и преступления. Для правильного решения этого вопроса необходимо четко знать, почему возникают преступления, какие явления их порождают, в чем конкретно состоят причины и условия, способствующие их совершению, каков механизм действия этих причин и условий.

            У преступности в Вооруженных Силах имеются общие для них экономические, идеологические, психологические, бытовые и т.п. предпосылки. Они изучаются в связи с общими закономерностями общественного развития юридическими и другими общественными науками. Эти общие предпосылки и закономерности проявляются и в отдельных, конкретных проступках и преступлениях. Но конкретные преступления наряду с общим имеют еще и свои отдельные, специфические предпосылки. Именно на выявление конкретных обстоятельств, обуславливающих отдельные преступления с их индивидуальными особенностями, прежде всего и направлена практическая деятельность командиров, военных прокуратур и судов. Что же представляют собой указанные обстоятельства? Это разнообразные факты, явления окружающей нас действительности, которые могут быть в целях их лучшего понимания, и разделены на три основные группы:

  • неблагоприятные условия формирования личности, приведшие к возникновению у данного человека антиобщественных представлений, дурных привычек, наклонностей, черт характера, которые могут выступить ближайшей субъективной предпосылкой преступления;
 
  • конкретная  жизненная ситуация, непосредственно  предшествовавшая нарушению правопорядка, которая привела в действие уже имевшиеся у данного лица антиобщественные взгляды, наклонности и вызвала решимость совершить данный проступок или преступление;
 
  • обстоятельства, облегчившие совершение преступления, наступление вредного для общества результата.

            Антиобщественные поступки человека являются следствием этих трех групп обстоятельств. В совокупности они образуют те явления, которые, как уже отмечалось, получили наименование причин и условий, способствующих совершению преступлений и проступков. Изучение их в такой последовательности дает возможность проанализировать возникновение и действие механизма указанных причин и условий, проследить всю цепь жизненных явлений, приведших к совершению противоправного проступка.

          Неблагоприятные условия формирования личности. Под неблагоприятными условиями формирования личности понимаются разнообразные социальные факторы окружающей данного человека внешней среды, под влиянием которых в его сознании, психике могут возникать антиобщественные взгляды, привычки, наклонности, черты характера.

           Преступление – виновное, вредное для общества противоправное поведение человека. В противоположность социально полезным поступкам, выражающим добрую волю, положительные качества, в преступлениях и проступках проявляются противоречащие интересам общества представления, привычки, наклонности, низкие моральные качества человека (корысть, стремление удовлетворить свои эгоистические потребности незаконным способом, за счет других, пренебрежение к общественным интересам, к гражданскому и воинскому долгу, неуважение к людям, к принятым в обществе нормам поведения, привычка к алкоголю, нечестность, распущенность, безответственное отношение к своему поведению, мстительность, жестокость, слабоволие, невыдержанность и т.п.). Эти отрицательные свойства выступают ближайшей субъективной предпосылкой антиобщественного поведения.

         Основная причина возникновения антиобщественных взглядов, привычек, навыков – неблагоприятные условия формирования данной личности. 

Уклад жизни нашего общества, как отмечалось выше, в целом создает благоприятные  условия для воспитания людей. В то же время в конкретной, окружающей данное лицо среде порой сохраняются и действуют отрицательные факторы, чуждые нашему строю отношения между отдельными лицами, пережитки прошлого в их сознании. Эти отрицательные явления и процессы и образуют неблагоприятные условия, под влиянием которых возникают антиобщественные взгляды, привычки, черты характера у тех или иных людей, в том числе и у военнослужащих.

Понятно, что формирование личности воина  начинается не после призыва на военную  службу, а намного раньше, можно сказать, с детских лет. От того, каким было воспитание в семье, школе, в трудовом коллективе, каково было ближайшее окружение в доме, во дворе, на улице, с кем и с чем конкретно встречался человек на своем жизненном пути. Благоприятны или неблагоприятны были условия его жизни, как он физически, психологически и идейно подготовлен к службе в Вооруженных Силах – от всего этого в огромной степени зависит становление гражданина.

         Изучение материалов о преступлениях военнослужащих показывает, что антиобщественные представления, привычки, дурные черты характера у многих преступников возникли еще до военной службы под влиянием неблагоприятных условий, в которых данный человек непосредственно жил и воспитывался. Это, прежде всего ненормальная семейно-бытовая обстановка (пьянство отца, ссоры в семье, родители в разводе, мать одна воспитывала сына и ввиду занятости на работе не имела возможности уделить его воспитанию должного внимания, недостойное поведение членов семьи и т.п.). С другой стороны, такое же отрицательное воздействие на детей оказывается иной раз и во внешне благополучных семьях – когда родители балуют детей, не делают всего необходимого, чтобы привить им полезные увлечения, любовь к труду, бережливость, выработать волевые качества, дисциплинированность, чувство общественного долга, уважение к старшим, ответственности за свои поступки. Весьма отрицательно на формирование личности влияют также случаи, когда дети бросают школу и остаются до поступления на работу без полезных занятий, вне внимания школы, местных учреждений, оказываясь фактически во власти улицы, случайных людей.

Разумеется, было бы ошибкой думать, что раз  человек воспитывался без родителей  или имел пьяницу-отца, то отрицательные  черты психики у него неизбежны. Нет. Формирование личности человека – сложный процесс. Нередко отрицательное влияние одних факторов нейтрализуется положительным воздействием других, а недостойное поведение старших (пьянство отца, воровство и т.п.) при известном сочетании и взаимодействии различных обстоятельств может вызвать чувство протеста аморальным явлениям. Упущения и ошибки в постановке воспитания в семье, школе, на производстве, в работе государственных и общественных организаций ведут к тому, что наряду с молодежью, обладающей в основной массе твердыми политическими и моральными убеждениями, хорошо образованной, технически подготовленной и физически развитой, на военную службу попадают отдельные юноши, которые недостаточно подготовлены к ней, не обладают нужными качествами характера, не имеют твердых нравственных устоев, способности преодолевать тяготы военной службы, противостоять дурному влиянию.

Информация о работе Воинская преступность