Служба судебных приставов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, основная цель данной работы – дать характеристику того, как строятся и какие функции выполняют органы службы судебных приставов, как они взаимодействуют друг с другом, иными государственными и негосударственными органами, каково их социальное назначение. Чтобы добиться этой цели я поставила следующие задачи:
- ознакомиться с историей судебных приставов;
- обозначить виды и статус судебных приставов;
-указать основные задачи службы судебных приставов;
-какие бывают органы службы судебных приставов, действующие в РФ;
-исследовать полномочия судебных приставов.

Файлы: 1 файл

ОБЩЕЕ.docx

— 49.39 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

          ВВЕДЕНИЕ

 
         Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции РФ, является органом принудительного исполнения, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

Таким образом, объектом изучения данной курсовой работы являются правоохранительные органы в целом, предметом же является непосредственно служба судебных приставов. В данной работе подробно раскрывается сам предмет, а также его взаимосвязь и взаимодействие с объектом, то есть место службы судебных приставов в системе правоохранительных органов РФ. Из этого вытекает основная задача данной курсовой работы: изучение структуры, задач и функций службы судебных приставов РФ, организации деятельности и взаимодействия с иными государственными органами.

Теперь расскажу о целях данной курсовой работы. Как пишут К.Ф. Гуценко и М.А. Ковалев, «любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации законов и иных предписаний. Эти знания крайне нужны также студенту-правоведу, будущему юристу, при усвоении многих дисциплин, которые ему предстоит познать в ходе всего обучения в юридическом вузе»1. На примере службы судебных приставов можно получить представление об организации всех органов государственной власти на территории  РФ. Таким образом, основная цель данной работы – дать характеристику того, как строятся и какие функции выполняют органы службы судебных приставов, как они взаимодействуют друг с другом, иными государственными и негосударственными органами, каково их социальное назначение. Чтобы добиться этой цели я поставила следующие задачи:

- ознакомиться с историей судебных приставов;

- обозначить виды и статус судебных приставов;

-указать основные задачи службы судебных приставов;

-какие бывают органы службы судебных приставов,  действующие в РФ;

-исследовать полномочия  судебных приставов.

 
          Актуальность данной работы напрямую связана с её целями и задачами. Предметом исследования является служба судебных приставов РФ в целом.

 Также в процессе  написания курсовой работы я  постараюсь дать ответ на вопрос: нужна ли современному гражданскому  обществу служба судебных приставов  как институт исполнения судебных  актов и актов других органов? Безусловно, нужна чтобы обеспечивать установленный порядок деятельности судов.

В России рассматривается проект Федерального закона «О коллекторской службе», по которому специалисты по взысканию задолженности будут наделены теми же полномочиями, что и судебные приставы-исполнители. Кроме того, данным законом будет установлена оплата работы коллектора за счет средств должника.

Я надеюсь, что проведенная мной работа поможет сделать правильный прогноз дальнейшему существованию службы судебных приставов в нашей стране.

 

§ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 История института  судебных приставов

 

Должность судебных приставов была учреждена в России еще в древности. Так, Новгородская и Псковская Судные грамоты, датированные 15 и 16 веками, уже упоминают приставов, полномочия которых были достаточно широки и, выражаясь современным языком, включали в себя даже элементы судебной и следственной деятельности. Например, в Псковском государстве исполнительные функции выполняли подвойские, или приставы, которые по приставным памяткам вызывали на суд ответчика и свидетеля, производили по определению суда различные взыскания. Если сторона не могла выполнить решение суда, то виновного доставляли на правеж, особое место недалеко от суда, где его били дубинками по голеням и икрам ног. Каждое утро с 8-ми до 12-ти виновного приводили на правеж пристав, если должник не предоставлял достаточное поручительство, что сам будет приходить на правеж в назначенный час. Если после года нахождения па правеже виновник не уплачивал либо не мог уплатить требуемою сумму, то он должен был продать свою жену и детей в течение года или сражу же, чтобы собрать необходимую сумму для уплаты долга. 
 
Принудительные меры были в основном направлены на личность должника. Экономический эффект достигался непосредственно лишь при продаже должника в рабство или при принудительной отработке долга. 
 
         В 18 веке должность пристава была упразднена, исполнительная часть судебного процесса перешла в ведение полиции, входившей в состав Министерства внутренних дел. Однако возложение на полицию судебно-вспомогательных функций не оправдало себя. В ходе судебной реформы 1864 года, проведенной Александром II, наряду с судом присяжных, адвокатурой, несменяемостью судей, было принято решение о возврате к институту судебных приставов, существовавшему к тому времени во многих европейских странах.

На судебных приставов возлагались обязанности по розыску должника, его имущества, по наложению ареста, поиску преступников и их доставке: для дальнейшего разбирательства в уполномоченных на то органах. Таким образом, судебные приставы были наделены функциями принудительного исполнения государственного волеизъявления для зашиты истца и его интересов, как в гражданских, так и в уголовных правоотношениях. 
     Судебные приставы состояли на государственной службе и имели классные чины. При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности - печать судебного пристава, а позднее — именные сведения. Кандидатов на должность судебного пристава, как правило, подбирали из числа канцелярских служителей различных ведомств. Кроме того, судебный пристав приносил присягу.

 

1.2 Понятие службы  судебных приставов

 

Федеральная служба судебных приставов - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

«Судебным приставом не может быть гражданин другой страны, или лицо, не достигшее двадцатилетнего возраста, не имеющее среднего образования (для старшего судебного пристава — высшего юридического образования), ранее судимое, либо не способное по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности»2

1997 г. вступили в силу  ФЗ «О судебных приставах»  и «Об исполнительном производстве», и была создана самостоятельная  служба принудительного исполнения  исполнительных документов, которая  получила название «служба судебных  приставов». Основной задачей этого  органа стало «осуществление  функции по обеспечению установленного  порядка деятельности судов, а  также исполнение вступивших в силу судебных актов».

Конечно, подобные органы существовали и ранее, так как наличие правовых норм (в более древние времена – норм обычаев, мононорм), подразумевает их исполнение, на наличие санкции – принудительное исполнение. Однако, «исполнительное производство или исполнительное право, что фактически одно и то же, оно начало формироваться достаточно недавно, буквально 10 – 13 лет назад. Поэтому и результаты деятельности службы судебных приставов на данный момент довольно скромны»3, как считает А.А. Максуров. Тщательное уяснение и раскрытие темы курсовой работы поможет найти эффективные методы воздействия на службу судебных приставов (так как действующим законодательством предусмотрена лишь формальная «ответственность» судебного пристава-исполнителя за его бездействие, что позволяет ему оставаться безнаказанным, ссылаясь на «невозможность взыскания» долга. Эта пресловутая «невозможность взыскания» стала причиной, из-за которой судебные приставы порой не торопятся совершать некоторые исполнительные действия, затягивают сроки исполнения судебных актов).

 

 

1.3 Виды и статус  судебных приставов

 

Судебный пристав - это состоящее на государственной службе должностное лицо, назначенное и вступившее в соответствующую должность. Судебным приставом не может быть гражданин другой страны, или лицо, не достигшее двадцатилетнего возраста, не имеющее среднего образования (для старшего судебного пристава — высшего юридического образования), ранее судимое, либо не способное по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.   

Различают два вида судебных приставов:  

 

  1. Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ,  
    Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, или иначе — судебные приставы по обеспечению 
    установленного порядка деятельности судов;

  1. Судебные приставы-исполнители, исполняющие судебные акты и акты других органов.

   
         На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению 
установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ,  
Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. В связи, с чем судебные приставы наделяются определенным кругом полномочий.  

 

Кроме этого, в зависимости от того, на каком уровне судебный пристав осуществляет свои полномочия (на федеральном, на уровне субъекта РФ, или же на местном уровне), судебные приставы делятся на:

- главного судебного пристава  РФ;

- главного судебного пристава  субъекта РФ;

- старшего судебного пристава.

Также в данном пункте курсовой работы я расскажу о статусе судебных приставов, применительно ко всем судебным приставам в целом.

Судебные приставы обязаны:

1. Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию;

  1. Подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ;

  1. Проходят профессиональную подготовку в соответствии со своими служебными обязанностями; «Профессиональная подготовка проводится с целью приобретения судебными приставами теоретических знаний, а также практического освоения и закрепления ими навыков по исполнению должностных обязанностей. Профессиональная подготовка кадров для ФССП России осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным законом и государственными образовательными стандартами на основе заключения договора между ФССП России и гражданином на обучение с обязательным последующим прохождением государственной гражданской службы в ФССП России в течение установленного срока»4;

  1. Присваиваются классные чины и выдаются удостоверения установленного образца, утвержденные Министром юстиции Российской Федерации;

  1. Носить специальные знаки различия, которые выдаются судебным приставам одновременно с выдачей предметов форменной одежды, на которых предусмотрено ношение этих знаков. Кроме того, при присвоении судебным приставам очередного классного чина им выдаются погоны на все предметы форменной одежды.

  1. После прохождения специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

 

2.1 Общие положения  в организации деятельности службы  судебных приставов

 

Общие положения по организации деятельности службы судебных приставов заложены в Федеральном законе «О судебных приставах», в частности, в статье 5, в которой говорится, что «положения о ФССП, её структура и штатная численность утверждаются Президентом РФ, а организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, определяется Федеральным законом и федеральными конституционными законами об этих судах»5.

«Высшим контролирующим органом в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, является Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)»6.

По Указу Президента Российской Федерации была образована Федеральная служба судебных приставов РФ, которой было передано большинство полномочий Минюста РФ, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, которые были сохранены за Минюстом РФ7.  ФССП РФ возглавляет главный судебный пристав РФ. В его полномочия входит осуществление руководства деятельностью ФССП.

На уровне субъектов Российской Федерации создаются территориальные органы ФССП РФ, каждый из которых возглавляет главный судебный пристав субъекта РФ. По районам созданы подразделения службы судебных приставов субъектов РФ. Их возглавляют старшие судебные приставы.

Старшему судебному приставу подчиняются судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также судебные приставы-исполнители.

Схематичную структуру органов, которые осуществляют организацию деятельности службы судебных приставов:

 

Информация о работе Служба судебных приставов