Шпаргалка по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

Понятие, предмет, система и задачи криминологии.
Место криминологии в системе наук, ее взаимосвязь с правовыми, общественными и естественными науками.
История криминологии.

Файлы: 1 файл

kriminologia-1.docx

— 178.68 Кб (Скачать файл)

 Белкин среди элементов механизма преступления назвал следующие: субъект преступления; отношения субъекта преступления к своим действиям, их последствиям и соучастникам; предмет посягательства; способ преступления (как система детерминированных действий); преступный результат; обстановка преступления (место, время я др.); поведение и действия ляп, оказавшихся случайными участниками события; обстоятельства, способствующие или препятствующие преступной деятельности; связи и отношения между действиями (способом преступления) и преступным результатом, между участниками события и т.п.

 

32. Понятие, виды, значение криминальной  мотивации.

 

Под мотивом обычно понимается внутреннее побуждение к тому или  иному поступку. Его часто рассматривают  как непосредственную причину преступления. Изучение мотива отвечает на вопрос, почему человек поступает так или  иначе.

 Иногда говорят, что  в жизни встречаются безмотивные  поступки и преступления (например, убийство, причинение вреда здоровью, хулиганство и др.). Это ошибка. Никакое умышленное преступление  не может быть совершено без  того или иного мотива. В упомянутых  случаях мотив преступления просто  не был установлен. И это иногда  действительно нелегко сделать.  Нередко мотивы преступления  скрываются или намеренно искажаются, а бывают и неосознанные самим  преступником мотивы его поведения,  которое он подчас не в состоянии  объяснить.

 Мотивы преступлений  разнообразны. Есть множество различных  классификаций преступных мотивов.  Нам представляется наиболее  удачной классификация, которую  предложил В.В. Лунеев. Этот автор  выделил следующие шесть групп  мотивов: 1) политические; 2) корыстные; 3) насильственно-эгоистические; 4) анархистско-индивидуалистические; 5) легкомысленно-безответственные  и 6) трусливо-малодушные.

 

 Формируя мотив своего  будущего противоправного поступка, субъект делает первый шаг  к встрече с Уголовным кодексом. Надо заметить, что сам по себе  мотив как внутреннее побуждение  не является чем-то преступным; он становится таковым, лишь  когда выступает элементом субъективной  стороны запрещенного уголовным  законом деяния. Но не забудем  о том, что он вместе с  тем является первым звеном  всей причинной цепочки, которая  лежит в основе механизма преступного  поведения.

 Как же возникает  этот мотив? Ему предшествуют  такие психические элементы человеческой  личности, как потребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.

 Главную роль в формировании  мотивов преступного поведения  играют потребности субъекта. Потребности  человека отражают его зависимость  от внешнего мира, нужду в чем-либо. Классифицируя различные потребности,  можно выделить шесть основных  групп: 1) материальные потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в социальном общении  (уважении, признании, одобрении); 4) сексуальные потребности; 5) потребность  в знаниях; 6) мировоззренческие потребности.

 Понятно, что источником  преступного поведения может  быть не всякая потребность.  В большинстве случаев источником  мотивации преступного поведения  являются потребности материальные, потребности в социальном общении  (самоутверждение) и сексуальная  потребность. Следует заметить, что  каждый вид потребности может  иметь разную степень интенсивности  и разную направленность. Например, в материальных потребностях  различают четыре разновидности:  а) потребности жизненно необходимые,  без удовлетворения которых человек  может погибнуть; б) потребности  нормальной интенсивности, характерные  для данного общества или его  преобладающей части; в) гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворения  которых для всех граждан общество  пока не обеспечивает; г) извращенные  потребности, противоречащие интересам  общества и развитию личности (алкоголь, наркотики и т.п.). Материальные  потребности вызывают корыстную  мотивацию поступков.

 Однако корыстные мотивы  порождаются и гипертрофированными  (завышенными) и извращенными  потребностями. Стремление к «большим  деньгам», сверхдоходам ведет к  крупным хищениям, финансовым махинациям, нарушению налогового, таможенного  законодательства, а то и к  заказным убийствам. Пьянство, употребление  наркотиков порождают не только  агрессивную, но и корыстную  мотивацию. 

 Потребности социального  характера (самоутверждение, сохранение  или повышение престижа или  статуса, превосходство над окружающими)  ведут к формированию мотивов  агрессивного характера (ненависть,  месть, обида, ревность и др

 Потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации  — это внутренние компоненты  личности, под действием которых  формируется мотив преступления. Но есть еще и внешний фактор  — конкретная жизненная ситуация, в которой готовится и совершается  преступление.

 

33 .Условия формирования негативных  свойств личности и их роль  в механизме преступного поведения.

 

Огромную роль в нравственном формировании личности играет непосредственное участие лица в общественном производстве, влияние на него трудового коллектива.

Негативные обстоятельства, наблюдаемые в трудовых коллективах, отрицательно влияющие на нравственное формирование и поведение работников:

  • – плохая организация производства, низкие экономические показатели, бесхозяйственность и безответственность руководителей. Подобные факты снижают заинтересованность работников в их труде, формируют безразличие к своему предприятию, его деятельности и задачам, ослабляют чувство коллективизма и, напротив, способствуют развитию индивидуалистических взглядов и настроений;
  • – слабый контроль и учет материальных ценностей, плохая их охрана, нарушения финансовой дисциплины;
  • – недостаточное внимание администрации и общественных организаций к условиям производственной деятельности работников, к повышению их профессионального мастерства, обеспечению безопасности и облегчению их труда;
  • – нарушение принципа оплаты по труду, формально-бюрократическое отношение к работникам, к их материально-бытовым нуждам и духовным запросам; грубость, зажим критики, насаждение подхалимства и угодничества; семейственность и т.д.;
  • – недостатки в подборе кадров; назначение на руководящие и материально ответственные должности лиц с антиобщественной ориентацией, насаждающих свои взгляды и мораль среди неустойчивых членов коллектива, распо<span class="List_0020Paragraph__C

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"