Шпаргалка по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

Понятие, предмет, система и задачи криминологии.
Место криминологии в системе наук, ее взаимосвязь с правовыми, общественными и естественными науками.
История криминологии.

Файлы: 1 файл

kriminologia-1.docx

— 178.68 Кб (Скачать файл)

 

16. Основные показатели (коэффициенты) преступности.

 

Коэффициент преступности – это количество преступлений и лиц, их совершивших на определенное количество населения.

Коэффициенты исчисляются  путем сопоставления сведений о  преступности с данными о населении.

Коэффициенты бывают:

  • если сопоставляются данные о числе зарегистрированных преступлений, то используется коэффициент Кф (коэффициент по фактам),
  • если сопоставляются сведения о числе выявленных преступников, то используется Кл (коэффициент по лицам),
  • если же сопоставляются показатели о числе осужденных – коэффициент Ко (коэффициент по количеству осужденных).

Формула расчет общего коэффициента преступности на 100 тысяч человек:

К = П х 100 000 / Н,

где К – коэффициент  преступности

П – число фактов или  количество лиц, совершивших преступления

Н – численность населения (всего или в соответствующем  возрасте).

Можно рассчитать коэффициент  и на 10 тысяч человек, при необходимости  – на 1 тысячу человек.

Коэффициент преступности может  рассчитываться либо на все население, либо на населения в возрасте уголовной  ответственности (в России – на население  в возрасте с 14 лет и старше).

Когда расчет делается на все  население, коэффициент фактически отражает лишь то, как население  страдает от преступности. Коэффициент, рассчитанный на население в возрасте от 14 лет и старше, показывает криминальную активность населения возраста уголовной  ответственности, то, насколько интенсивно оно продуцирует преступное поведение.

 

17. Территориальные различия в преступности.

 

Исследование территориального различия преступности дает возможность  наиболее полного учета особенностей преступности и обуславливаемых  ими предупреждения мер в региональных планах социально-экономического развития и в программах борьбы с преступностью.

Значение – можно детальнее изучить механизм детерминации преступности и ее изменений, выявлять какие-либо социальные, экономические, политические явления и процессы, которые либо формируют причины преступности, либо способствуют им в различных регионах.

Под географией преступности понимается самостоятельное направление  криминологических исследований, занимающееся проблемами пространственно-временного распределения преступности в мире, отдельно взятом государстве, его частях или административно-территориальных  единицах. Термин этот был введен в  обиход зарубежными криминологами.

Элементы:

1. Изучение влияния экономического  уровня развития страны (региона,  административно - территориальной  единицы) на преступность в  лице ее показателей. Сюда включаются  промышленный потенциал, уровень  развитости производительных сил,  существующая производственная  база.

2. Изучение влияния социально-культурных  особенностей населения страны (региона)  на преступность. Сюда включаются  такие показатели как занятость  населения, уровень доходов, наличие  явной и латентной безработицы,  разница в материальном положении  населения («имущественное расслоение»), социальный состав, демографическая  ситуация, наличие этнокоренных  и этноприобретенных особенностей, традиций, обрядов, общий интеллектуальный  уровень.

3. Изучение влияния обеспеченности  населения возможностями реализации  естественных и конституционных  прав и свобод на преступность. Сюда включаются наличие и  количество образовательных, культурных, бытовых, досуговых учреждений, учреждение  здравоохранения и науки.

4. Изучение влияния политико-географических  факторов на преступность. Сюда  относятся размеры территории  страны (региона), особенности ее (его)  административного деления.

5. Изучение влияния естественно-географических  факторов на преступность. Сюда  относятся минерально-сырьевые потенции  страны (региона), климатические, ландшафтные  особенности, особенности флоры  и фауны.

Сам факт территориальных  различий в структуре, уровне, динамике преступности не вызывает сомнений. Эти  различия объяснимы случайными для  характеристики состояния преступности обстоятельствами: неодинаковая латентность  отдельных видов преступлений, большая  или меньшая степень полноты  учета (регистрируемости) преступлений и т.д.

Например, криминальную пораженность отдельных социально-демографических  групп населения различными видами преступлений. В т.н. «молодых» городах, в городах-спутниках в структуре  населения преобладает молодежь, не семейные люди, в среде которых  много мигрантов, преобладает тяжелый  малоквалифицированный труд или  работа на конвейере. Следовательно, в  такого рода городах будет высок  уровень насильственной и насильственно-корыстной  преступности. В крупных городах  и мегаполисах чаще совершаются  угоны автомобильного транспорта без  цели хищения, квартирные кражи, в свою очередь, на селе чаще можно встретить  кражи скота и сельскохозяйственной продукции. Причем, различия характеристик  преступности зависят не только от типа населенного пункта (город, село, поселок городского типа и т.д.), но и от географического местоположения региона.

Поэтому,  мы пытаемся определить геокриминологическое через социальное. Под социальным в широком смысле понимается совокупность экономических, культурных, этнических и т.д. факторов, через изучение которых мы выявим влияние показателей социальной статистики, т.е. этих факторов, взятых на определенном пространственно-временном  отрезке, естественных природных особенностей страны (региона) – с одной стороны, на показатели уголовной статистики; на преступность в целом – с  другой стороны или проще говоря на географию преступности.

 

 

18. Характеристика преступности в  нашей стране в период 1917-1960г.

 

Система учета преступлений воссоздавалась после революции  и гражданской войны, начиная  с 1922 г. – года принятия УК РСФСР, хотя отдельные данные о зарегистрированных преступлениях имелись и в  более ранние годы.

1 этап (1922-1925 гг.) – период восстановления народного хозяйства и нэпа (новой экономической политики) характеризовался, по данным о числе осужденных, противоречивыми тенденциями, а по данным о числе зарегистрированных преступлений – ростом преступности в 1924-1925 гг. после некоторого ее снижения в 1922 г. В целом, по оценке криминологов, происходило перемещение высокого уровня преступности в губернские и уездные города.

Структура контингента осужденных отличалась от структуры зарегистрированных преступлений, т.к. числа преступлений и преступников не совпадают, разные преступления совершаются по-разному, неоднократно или один раз, в одиночку или в соучастии.

В целом криминологи характеризовали 1922-1925 гг. как благополучные, в которые  преступность снижалась.

2 этап (1926-1935 гг.) – абсолютное число зарегистрированных преступлений нарастало, хотя коэффициенты даже несколько снизились (из-за заметного прироста численности населения).

В статистических отчетах  этого периода преобладают преступления против порядка управления, большинство  из них составляет хулиганство.

3 этап (1930-1935 гг.) – сведения составлялись очень условно.

С 1935 г. приводимые данные относятся только к осужденным судами общей подсудности. Фактическое число осужденных гораздо больше, чем приведенные. Огромные масштабы репрессий, при этом преимущественно – в отношении политических противников или политически подозрительных для власти лиц. В статистике этого периода искажена картина преступности.

В годы Великой  Отечественной войны общая преступности не росла: в отдельные годы снижалась, в другие вновь увеличивалась. В первые годы войны возрастало количество осужденных по указам военного времени, осужденных военными трибуналами.

Для понимания статистики и то, какова история лагерных, других судов и что это были за осужденные – очень важно за какие именно преступления и какова общая оценка этого времени. Только тогда можно  приблизиться к фактической картине  преступности.

 

19.  Характеристика преступности в  нашей стране в период 1961-1985г.

 

С 1961 г. стали учитываться  наряду с осужденными все зарегистрированные преступления. На протяжении существования  этой системы регистрации определяющей тенденцией был рост статистического  числа фактов и лиц.

В советский период шло  нарастание преступности, причем каждые 5  лет прирост средних коэффициентов  преступности почти не удваивался.

На резкий взлет числа  зарегистрированных преступлений в 1983 г. оказало влияние повышение  требовательности к регистрационной  дисциплине.

В целом же данные преступности свидетельствовали о том, что:

  • кризис общества нарастал,
  • преступность увеличивалась,
  • становилась все более общественно опасной.

 

20.  Характеристика преступности в  нашей стране в современный  период.

 

После введения в действие нового УК РФ в 1997 г. число зарегистрированных преступлений несколько сократилось. Это было отчасти связано с  более сильным влиянием на практику борьбы с преступностью и ее регистрации, а также с необходимостью наработки  практики применения новых статей УК РФ.

Расширялась сфера частной  собственности, развивались рыночные отношения, а им вообще во всем мире соответствует большая распространенность преступности, чем в условиях господства государственной собственности. Характеристики преступлений в этих условиях не могли  оставаться неизменными. В условиях рывка к рынку распространенность преступности в России стала быстро приближаться к той, которая характерна для стран рыночной или смешанной  экономики.

Однако отрицательные  изменения преступности носили все-таки избыточный характер даже для общества рыночной экономики.

Все дальше друг о друга  расходились данные о численности  фактов преступлений и количестве преступников: рост преступности не сопровождался  адекватным наращиванием эффективности  усилий по борьбе с ней.

В 2002-2004 гг. коэффициенты преступности стала различаться  более чем  в 2 раза. Это ранее никогда не отмечалось. На зарегистрированную преступность влияло то, что изменились уголовная  политика и закон, корректировались преставления о преступном, в России появлялись новые виды крайне общественно  опасного поведения, которых ранее  уголовный закон не предусматривал ввиду их отсутствие (похищение человека, терроризм, торговля детьми).

 

21. Понятие личности преступника  и её значение.

 

Некоторые авторы считают  нецелесообразным выделять понятие  «личность преступника». Они полагают, что можно ограничиться понятием «субъект преступления». Их противники считают, что в этих понятиях есть разница. Субъект – уголовно-правовое понятие, а личность преступника  – криминологическое понятие, в  нем отражаются те характеристика лица, которым обладает человек, помимо тех, что отражены в уголовном законе.

3 подхода к  понятию личность преступника:

  • личность преступника – это особый тип личности;
  • личность преступника – совокупность негативных свойств (качеств) лица, которые во

взаимодействии с внешними факторами детерминируют (определяют) преступное поведение;

  • личность преступника – совокупность социально-значимых черт, характеристик лица,

совершившего преступление.

Личность преступника  от личности не преступника отличает общественная опасность, степень которой  зависит от глубины деформации и  нравственно-психологических свойств.

Значение выражается в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Поэтому изучение и познание личности преступника способно дать криминологический материал для последующей работы по предупреждению преступлений.

 

22. Формирование личности преступника.

 

Формирование личности происходит в различных сферах жизни и  общества.

1 сфера  – семейная.

Семья выступает решающим фактором, т.к. это первичная социализация (до 14-16 лет).

Вилы семейного неблагополучия:

  1. структурное неблагополучие, т.е. отсутствие одного члена семьи.
  2. Материальное неблагополучие, т.е. отсутствие средств для удовлетворения потребностей ребенка.
  3. Психологическое неблагополучие, т.е. отсутствие любви, взаимопонимания.
  4. Педагогическое неблагополучие, т.е. не умение и не желание родителей воспитывать детей.

2 сфера  – учебные заведения.

Недостатки:

  • Разрыв между процессом обучения и воспитания
  • Недостатки правового, трудового, нравственного воспитания, полового воспитания
  • Отсутствие индивидуального подхода к школьникам
  • Дифференциация учеников в зависимости от социального и материального статуса родителей
  • Сокрытие фактов преступления и правонарушений в школе

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"