Принципы предупреждения преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть :
1.Понятие, цели и задачи предупреждения преступности
2. Виды, уровни, направления предупреждения преступности
3. Меры предупреждения преступности: их виды и классификацию
4. Субъекты и объекты профилактической деятельности. Роль органов внутренних дел в предупреждении преступности.

Содержание работы

Введение
1.Понятие, цели и задачи предупреждения преступности
2. Виды, уровни, направления предупреждения преступности
3. Меры предупреждения преступности: их виды и классификация
4. Субъекты и объекты профилактической деятельности. Роль органов внутренних дел в предупреждении преступности.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

·           Непосредственное предупреждение преступности направлено на нейтрализацию криминогенных факторов, уже действующих в обществе. Например, недостаткизаконодательства, регулирующего экономическую и финансовую деятельность могут приводить к формированию «серых» экономических схем, когда ещё не имеется прямых нарушений закона, но товарооборот и финансовые потоки исключаются из сферы контроля государства. Такие схемы легко перерастают в систему экономической преступной деятельности, порождают коррупцию и ведут к возникновению организованных преступных формирований. Поэтому важными являются меры, направленные на возвращение подобных категорий субъектов в правовое поле: совершенствование законодательства, упрощение правовых процедур, связанных с экономической деятельностью, налоговые и финансовые амнистии.

·           Предупреждение самодетерминации преступности связано с пресечением деятельности организованных преступных формирований и отдельных преступников, направленной на вовлечение в преступность всё новых лиц и общественных групп. Самодетерминация преступности происходит на всех общественных уровнях, начиная с государства и общества в целом (путём лоббирования организованной преступностью законов, облегчающих преступную деятельность, коррумпирования высших должностных лиц государства, пропаганды ценностей, связанных с преступным образом жизни — «блатной романтики») и кончая межличностными связями. Соответственно, меры, направленные на противодействие самодетерминации преступности должны носить комплексный характер: от создания в обществе положительного морального и правового климата, атмосферы нетерпимости к преступности и её проявлениям и до предоставления возможности конкретным лицам, ранее совершавшим преступления, реализовать свой личностный потенциал законными средствами.

В числе главных принципов  как общего, так и специального предупреждения преступности всеми  криминологами называется законность. Недопустимо применение предупредительных мер, носящих дискриминационный характер, необоснованно ограничивающих права и законные интересы граждан.

Индивидуальное  предупреждение преступлений

Адресатом индивидуального  предупреждения, которое может рассматриваться  как один из видов специального предупреждения, является конкретный человек, личные характеристики которого объективно говорят о возможности совершения им в будущем преступного деяния.

Объектом индивидуального  предупреждения может становиться  как непосредственно человек, его  негативные социальные качества, так  и социальная микросреда, его окружающая (семья, быт, трудовой коллектив).

Необходимость применения к  лицу индивидуального предупредительного воздействия определяется путём  установления комплекса связанных  с ним криминогенных факторов:

·           Совершение в прошлом правонарушений и аморальных поступков.

·           Деформированные ценностные ориентации, неполная социализация личности, низкий уровень правосознания.

·           Наличие патологических психических нарушений, носящих криминогенный характер (некоторые психические аномалии, сексуальные девиации и т.д.).

·           Формирование личности в социальном окружении, имеющем неблагополучный характер: в неполной семье, в условиях аморального и противоправного поведения родителей и близких родственников и т.д.

·           Неблагоприятные условия жизни: плохие материальные и жилищные условия, негативный социально-бытовой климат и т.д.

Поскольку индивидуальное предупредительное  воздействие осуществляется в отношении  лиц, ещё не совершивших преступление, и сопряжено с определённым вторжением в сферучастной жизни, при его осуществлении правоохранительные и иные органы не должны выходить за рамки допустимого воздействия. Применение правоограничивающих и принудительных мер возможно только в отношении определённых категорий лиц, указанных в законе (например, условно осуждённых или совершивших правонарушения).

Ввиду этого основным методом, применяемым при индивидуальном предупреждении преступлений, является метод убеждения. Этот метод направлен на формирование у лица позитивных представлений об обществе, коррекцию негативных социальных ориентаций путём использования педагогических и психологических приёмов воздействия.

Основным способом убеждения  является беседа, представляющая собой свободный диалогс лицом. Беседа может проводиться с различными целями. Она может носить ознакомительный характер, когда необходимо установить контакт с лицом, получить «из первых рук» информацию о характеристиках его личности, социально-бытовых условиях. Последующие беседы могут носить предупредительный (информирование лица о возможных последствиях его поступков) или воспитательный характер. Помимо бесед, к числу способов убеждения относится вовлечение лица в социальные организации и группы, способные оказать на него позитивное воспитательное воздействие: спортивные секции, трудовые и творческие коллективы, общественные организации.

Более сложен для применения, хотя и более эффективен метод оказания помощи. Он связан с реализацией конкретных мер, направленных на личностное развитие и улучшение социально-бытового положения лица: направление его на работу или учёбу, улучшение бытовых условий, формирование благоприятной микросоциальной среды.

Наконец, если убеждение  и оказание помощи оказались неэффективными, может применяться метод принуждения. Если убеждение и оказание помощи должно осуществляться в основном государственными социальными службами и общественными организациями, то применение мер принуждения — прерогатива правоохранительных органов. В числе основных мер принуждения, применяемых в рамках индивидуального предупреждения преступлений, называются:

·           Меры административной ответственности, носящие как карательный (например, штраф), так и социально-оздоровительный характер (изоляция от общества путём административного ареста или административного задержания).

·           Принудительное лечение алкоголизма и наркомании, направленное не только на улучшение состояния здоровья лица, но и на предотвращение совершения противоправных поступков в результате алкогольной или наркотической деградации личности.

·           Пресечение нарушений ограничений, наложенных на лицо вследствие ведения им противоправной деятельности (например, в результате условного осуждения илиусловно-досрочного освобождения).

Специальными  видами индивидуального предупреждения являются профилактикабезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также выявление лиц, совершивших нераскрытые преступления, которые могут продолжать преступную деятельность (следственная и оперативно-розыскная деятельность).

Другие  основания классификации мер  предупреждения преступности

Меры предупреждения преступности могут классифицироваться и по другим основаниям. Так, Г. М. Миньковский  в зависимости от территориального и социального охвата выделяет:

·           Общегосударственные меры.

·           Региональные меры, осуществляемые в отдельном административно-территориальном образовании (область, район).

·           Местные меры, ограничивающиеся пределами одного муниципального образования или населённого пункта.

·           Объектные меры, осуществляемые в конкретной организации.

·           Контингентные меры, направленные на определённые социальные группы.

Этот же автор  классифицирует меры предупреждения по содержанию и основному направлению воздействия, выделяя:

·           Социально-экономические меры, связанные с повышением жизненного уровня населения, предоставлением социальных гарантий.

·           Меры, связанные с социально-правовым контролем, основанным на прозрачности и доступности для проверок процесса принятия решения государственными органами и должностными лицами, ведения хозяйственной деятельности, управления финансовыми потоками.

·           Организационно-управленческие меры, основанные на повышении эффективности работы правоохранительных и иных государственных органов за счёт лучшей организации труда их служащих.

·           Идейно-нравственные меры, предполагающие формирование в обществе убеждений и ценностных ориентаций, связанных с правопослушным поведением.

·           Социально-психологические меры, направленные на подавление негативных криминогенных тенденций и умонастроений в обществе, например, связанных снационализмом, повышенной тревожностью, боязнью социальных катаклизмов.

·           Медицинские и психолого-педагогические меры, связанные с предупреждением распространения социально опасных заболеваний, лечением лиц, имеющихпсихические отклонения, психологической и социальной коррекцией поведения десоциализированных субъектов.

·           Технические меры, включающие установку технических средств, усложняющих совершение преступлений (охранная сигнализация), либо позволяющих осуществлять контроль за деятельностью, связанной с возможностью совершения преступлений (контрольно-кассовые аппараты, камеры видеонаблюдения), а также меры информационной безопасности.

·           Правовые меры, связанные с совершенствованием уголовного законодательства и прочих нормативно-правовых актов, являющихся основой для борьбы с преступностью.

 

3. Субъекты  и объекты предупреждения преступности

Предупреждение  преступности может быть как отдельным направлением деятельности государственного или общественного органа или конкретного лица, так и выступать побочным результатом его действий. В соответствии с этим можно выделитьспециализированные и неспециализированные субъекты предупреждения преступности.

В деятельности специализированных субъектов предупреждение  преступности является основным или одним из основных направлений.

К числу таких  субъектов традиционно относятся правоохранительные органы: суд,прокуратура, милиция, службы госбезопасности, таможни и т. д. В России функции предупреждения преступности также выполняют Совет Безопасности РФ и Межведомственная комиссия по социальной профилактике правонарушений.

К числу специализированных субъектов также относятся контролирующие органы: налоговые, антимонопольные, осуществляющие санитарно-эпидемиологический,природоохранный, финансовый и иные виды надзора и контроля.

К числу негосударственных субъектов, осуществляющих предупреждение преступности в рамках своей основной деятельности, в литературе относятся общественные организации и лица, содействующие правоохранительным органам в осуществлении охраны правопорядка(добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники и общественные помощники правоохранительных органов), частные охранные предприятия и службы безопасности, специализированные средства массовой информации.

Круг неспециализированных субъектов чётко не определён. Практически  все организации и граждане участвуют  в процессе предупреждения преступности, создавая рабочие места, благоустраивая подведомственные им территории, организуя досуговую деятельностьнесовершеннолетних и т.д.

Масштаб и сфера  превентивных мер, таким образом, неизбежно  требуют четкого понятияобъекта деятельности по предупреждению преступности, определяемого в научной литературе с различной степенью научной точности. Так, некоторые ученые под объектами системы профилактики преступлений определяют: преступность в целом, детерминанты преступности, личность правонарушителя и условия ее формирования, нуждающиеся в коррекции. Делается также посылка на то, что объектами ранней профилактики являются такие виды поведения, как аморальное и противоправное, в то время как преступное поведение относится к сфере специально-криминологической профилактики.

Другие к объектам предупреждения преступности относят  три категории явлений. К первой категории относятся экономические, социальные, политические, психологические  и иные факторы, которые обуславливают  состояние и динамику преступности. Ко второй категории относится деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть самым различным – профессиональным, административно-управленческим, технологическим и т.п. Наконец, третья категория в качестве объекта профилактической деятельности предполагает личность преступника, понимаемую как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.

Наиболее полное определение объекта предупреждения преступности дано, на наш взгляд, под данным термином «…отдельные или совокупность различных (по происхождению, сферам, формам и интенсивности проявлений) негативных явлений и процессов реальной действительности материального или духовного характера, которые приводят к возникновению причин и условий, способствующих совершению преступлений». При этом выделяются такие характерные качества объекта предупредительной деятельности, как его криминогенность, динамичность, потенциальность возрастания, латентность.

Функция органов внутренних дел в предупреждении преступности изложена в нормативно- правовых актах органов внутренних дел. Так, в «Наставлении о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений ( в редакции от 7 июля 1995 г.). отмечено, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также положениями международных соглашений о правах человека предупреждение преступлений является одним из приоритетных направлений государственной деятельности в борьбе с преступностью.

Информация о работе Принципы предупреждения преступности