Преступление и его исторические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 16:36, реферат

Описание работы

Своевременное и успешное предупреждение преступлений возможно лишь тогда, когда все внимание сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. «Личность – основное и важнейшее звено всего механизма преступного поведения. Поэтому проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 43.12 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Своевременное и успешное предупреждение преступлений возможно лишь тогда, когда все внимание сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. «Личность – основное и важнейшее звено всего механизма преступного поведения. Поэтому проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии».

С точки зрения русского языка слово «личность» определяется, как «человек» носитель каких-нибудь свойств» или «совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность...», «отдельный человек в обществе, индивидуум...» (“Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто отдельного человека» И.С.Кон. «Социология личности. Целью же данной работы является рассмотрение личности именно преступника. При этом мне бы хотелось рассмотреть этот вопрос с криминологической точки зрения. Естественно будут описаны различные подходы к этой проблеме (а это именно проблема, потому что нет о ней единого мнения), но хотелось бы сразу оговориться, что ни один из них не претендует на  полноту. В них еще много «темных пятен», которые возможно будут в свое время заполнены, но к тому времени появятся новые, ведь жизнь это непрерывное движение, постоянная смена планов и ситуаций.

Личность человека, совершившего преступление, является объектом пристального изучения многих наук криминалистического профиля. Именно изучение особенностей личности преступника породило целое научное направление, из которого сформировалась наука «криминология». Криминология изучает такие проблемы, непосредственно связанные с вопросом о личности преступника, как закономерность преступного поведения, детерминация, причинность преступлений и т.п.

Как самостоятельная наука она начала формироваться в XIX веке. Свой вклад в ее развитие внесли такие известные личности, как Галль, который стал основоположником антропологических исследований, Цезарь (Чезаре) Ломброзо, высказавший в свое время мысль о том, что «преступниками рождаются», Ж. Ван-Кан, автор одной из самых значительных криминологических работ «Экономические факторы преступности», А. Кетле, Гарофало, Марро и др.

В ХХ веке изучение личности преступника получило новый толчок, да оно, можно сказать, не прекращается и по сей день. До сих пор существует и развивается клиническое исследование преступности. Хотя в нем все больше учитывается социальный фактор. Во Франции один из наиболее ярких его представителей является профессор Пинатель.

Сторонником же господства в личности биологического можно назвать Г.Рименшнейдера, который отстаивал идею порождения преступления сочетанием предрасположения субъекта к преступной деятельности и влияния окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура личности преступника.

При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что прежде всего она представляет собой совокупность социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Это качество личности наиболее важно для криминологии, поскольку оно позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт1.

Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.

С учетом сказанного в структуре личности преступника выделяется ряд подструктур:   

одна из них включает в себя социальнодемографические признаки: социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальную и профессиональную принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности;   

вторая объединяет такие биофизиологические признаки, как пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и нервной системы, и т.д. (причем имеются социальные проявления этих признаков). Причем, биологическая природа человека – необходимое условие индивидуальности личности, определяющее ее самобытность и неповторимость.  

Третью образуют психические процессы, свойства и состояния личности; 

в четвертую входят нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки. Эти признаки позволяют познать внутреннее содержание личности, т.к. человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности;   

далее идут интеллектуальные свойства, такие как уровень умственного развития, культурнообразовательный уровень, объем знаний, широта взглядов, умения и навыки, жизненный опыт;  

затем эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как уравновешенность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды.  

волевые свойства включают: способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и др2.

Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры, поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно. Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи, образующих в целом личность преступника.

Могут быть предложены и другие варианты структуры личности преступника. В частности, известна следующая схема, включающая:

социальнодемографические и уголовноправовые признаки;

социальные проявления в различных сферах общественной жизни;

нравственные свойства;

психические особенности.

Надо сказать, что любая такая схема не будет содержать в себе какихлибо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности как таковой не отсутствием или наличием какихлибо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, негативной направленностью определенных компонентов этой структуры. Вот почему мы говорим об антиобщественной направленности взглядов, интересов, потребностей, привычек, которые и выступают причиной совершения конкретного преступления. Поэтому необходимо знать и учитывать все особенности личности преступника, поскольку они влияют на индивидуальное поведение.

Направленность личности представляет собой характеризующее данного человека отношение к действительности, и то, как оно влияет на его деятельность. Направленность оказывает определяющее влияние на другие элементы типа личности  объем знаний, характер, темперамент, задатки. Направленность имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, подтверждено многими криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Изучение социальных позиций, ролей и деятельности преступников.

Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, ее социально-ролевого поля.

В криминологии целесообразно исходить из нормативного понимания роли. Социальная позиция — это своеобразный "узел отношений" в социальной системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций. Даже только в семье он — сын (дочь), отец (мать), брат (сестра), внук (внучка). Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно составляемый тремя группами субъектов: 1) государством и выраженный в системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов); 2) обществом в форме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения: моральных, эстетических, религиозных и иных; 3) неофициальными структурами (семьей, досуговыми группировками, группами сослуживцев и т. п.) в форме неписаных правил поведения, их социальных ожиданий. К последней группе субъектов относятся и преступные формирования с их нормами поведения и социальными ожиданиями3.

Для каждого человека важна значимость социальной позиции, значимость субъекта, от которого исходят  нормы-ожидания. Существенна оценка личностью условий исполнения каждой роли.

Исполнение роли, особенно если это продолжается долго, накладывает на личность определенный отпечаток, развивает у нее одни качества и подавляет другие. Например, отмечено, что формирование несовершеннолетних правонарушителей преимущественно под влиянием неформальных досуговых группировок развивает у них качества, важные для неофициального межличностного общения: они легко устанавливают контакты с людьми, чутко реагируют на их настроения и т. п. В то же время у них нередко отсутствуют черты, которые ценятся в трудовом коллективе: дисциплина, профессионализм и т. п.

Криминологу важно различать: 1) роль как совокупность нормативных предписаний, соответствующих данной позиции; 2) роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он намерен исполнять; 3) фактическое исполнение роли в конкретных условиях места и времени. В последнем случае это зависит от социальных условий, а также уже ранее сформированных личностных характеристик.

Социально-ролевой подход не исключает активности личности, но задает социальные пределы этой активности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. У несовершеннолетних этот выбор практически ограничен, у осужденных, отбывающих лишения свободы, также.

Существует объективный конфликт ролей, когда их содержание, действительно, противоречиво, и субъективный, когда лицо воспринимает их в качестве противоречивых, не умеет их согласовать.

В динамическом аспекте встречаются: 1) прямая преемственность социальных позиций и ролей, порождающих в определённых взаимодействиях преступное поведение; 2) существенное отрицательное усугубление содержания социальных ролей, когда они из противоречивших только нормам морали в новых условиях перерастают в противоречащие нормам закона; 3) затруднение процесса нормального формирования и нормальной жизнедеятельности личности в результате наличия или отсутствия в прошлом определенных социальных позиций и ролей. Например, исследования показывали, что многие лица, формировавшиеся в неполных или иного рода неблагополучных семьях, даже если они искренне стремятся иметь собственную хорошую семью, в своей семье воспроизводят характерные для родительской стандарты поведения: избиение супруги, грубые оскорбления и т. п. В одних случаях это прямо выливается в преступное поведение, в других — влечет распад семьи, уход в досуговые группы собутыльников,  усиление деморализации и участие в пьяных криминальных конфликтах либо утрату работы и совершение краж ради приобретения спиртных напитков4.

Деформация социальных позиций и ролей в большинстве случаев существенно различается применительно  к лицам, совершающим обще уголовные и экономические преступления. У первых она носит более очевидный и грубый характер5.

При анализе деятельности лиц, совершающих преступления, учитывается следующее:

1) фактическое поведение  лица не идентично содержанию роли;

2) личность представляет  собой определенную целостность при всем многообразии ее позиций и ролей, в деятельности она проявляет себя именно в этой целостности, субъективной интеграции разных социальных позиций и ролей;

3) деятельность оказывает  на человека обратное воздействие, при этом важно одобрение или неодобрение поведения, его закрепление и закрепление его результатов в сознании личности. В этом аспекте криминологически значима проблема безнаказанности части преступников, баланс их приобретений и потерь в результате преступной деятельности. Иногда они считают выгодным даже отбыть определенный срок лишения свободы, но сохранить добытое преступным путем во имя своего солидного материального обеспечения на долгие годы.

Деятельность — это определенная система действий, система поведения. Она охватывает и материально-практические, и интеллектуально-духовные операции, т. е. и работу мысли.

При криминологическом анализе деятельности личности устанавливается следующее:

1) представляет ли собой  преступное деяние изолированный акт или оно — звено в цепи определенной системы поступков;

2) является ли преступное  поведение "скачком" от нормы  к преступлению или оно представляет  собой итог эскалации антиобщественного  поведения. Выявляются факты: а) нарушения требований, соответствующих нормальным для человека определенного возраста и положения социальным позициям (преждевременное оставление школы несовершеннолетним, отказ в материальной поддержке детям и т.п.); б) аморальных, но не противоречащих праву поступков (пьянство, половая распущенность и т. п); в) противоправных поступков непреступного характера (дисциплинарно, административно наказуемых, гражданско-правовых деликтов), преступлений;

3) в какой сфере деятельности  совершаются преступления.

Криминологические исследования указывают на то, что в большинстве случаев совершение тяжких преступлений бывает результатом не "скачка" от нормального поведения к наиболее общественно опасному преступному, а постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного поведения. По данным выборочных исследований, более 80% лиц, совершавших умышленные убийства, ранее совершали либо преступления, либо неоднократно иные правонарушения6.

Информация о работе Преступление и его исторические аспекты