Понятие соучастия и значение института соучастия в борьбе с групповой преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы совершения преступлений группой лиц определяется тремя факторами:
− во-первых, имеющей место тенденцией роста общего количества групповых преступлений. Так, анализируя криминогенную ситуацию в Беларуси по данным статистики МВД усматривается, что немалую долю в ней представляет групповая, а в ее рамках наиболее опасная - организованная преступность. Групповая преступность - весьма распространенное явление. Из года в год группой совершается значительная часть всех преступлений;
− во-вторых, стремлением законодателя в общей степени дифференцировать ответственность за преступную групповую деятельность;
− в-третьих, отсутствие в теории криминологии и уголовного права единого подхода к вопросу о формах и видах преступлений совершенных группой лиц.

Файлы: 1 файл

групповая преступность криминология БИП.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Преступная организация обычно структурируется на отдельные группы (ячейки), имеющие в своем составе организаторов, свои сферы деятельности (функциональные, территориальные, смешанные), характеризуется относительно постоянным составом руководящего ядра, технической оснащенностью, вооруженностью, наличием боевиков, кредитно-финансовых операций, системой обучения, переделом сфер влияния, прикрытием в коррумпированных государственных структурах и т.п. [31, с.86].

Характер структуры преступной организации правового значения не имеет. Это может быть линейная цепочка криминальных звеньев, когда преступная деятельность разбита на несколько этапов и осуществляется по типу эстафеты (например, наркобизнес, похищение и сбыт автомашин, контрабанда, незаконная миграция и т.д.). Такой тип деятельности наиболее характерен для транснациональной преступности.

Второй разновидностью преступного сотрудничества, образующего признаки преступной организации, является объединение организаторов (руководителей). Такие объединения организаторов (руководителей) организованных групп создаются для представительства интересов возглавляемых ими преступных групп, выработки согласованной линии поведения, разграничения сфер влияния между различными преступными объединениями (организованными группами, бандами), укрепления и развития преступных норм и традиций, создания наиболее благоприятных условий для развития криминальной деятельности (создание «общаков», внешне легальных «фондов», действующих в криминальных интересах, образование структур, обеспечивающих легализацию преступных доходов и т.п.).

Третьей разновидностью преступной организации является объединение иных участников организованных групп. Под термином «иной участник» следует понимать представителя организованной группы, который входит в состав преступной организации наряду с организатором (руководителем) такой группы.

Преступная организация, как правило, действует на постоянной основе, однако это может быть и временное объединение лидеров преступной среды, собравшихся, например, на сходку для обсуждения каких-либо вопросов (выработки общей стратегии преступной деятельности, назначения «смотрящих» за регионами, осуществления третейских функций, коронации «воров в законе» и т.п.).

Деятельность по созданию преступной организации может выражаться в разработке структуры организации и принципов взаимодействия ее членов, принятии мер по объединению самостоятельно действующих преступных групп либо их руководителей, распределении сфер преступной деятельности в масштабах соответствующего региона или отрасли экономики, установлении контроля над субъектами теневой экономики и сферой незаконных услуг, создании фонда материальных ресурсов для обеспечения финансовой деятельности сообщества, а также системы противодействия правоохранительным органам.

Руководство преступной организацией означает осуществление организационно-распорядительных функций по управлению деятельностью всей преступной организации как в процессе подготовки и совершения конкретных преступлений, так и в процессе создания условий для поддержания и развития преступной деятельности.

Руководство структурными подразделениями, входящими в преступную организацию, предполагает управление действиями членов конкретного структурного подразделения преступной организации. При этом не имеет значение, какие функции в составе преступной организации выполняет соответствующее структурное подразделение (совершение преступлений, охрана, материальное обеспечение и т.п.).

Осуществление руководства преступной организацией возможно только после ее создания. Однако процесс создания может идти в течение длительного промежутка времени. В связи с этим следует учитывать, что руководство может осуществляться сразу после того, как создаваемое преступное объединение приобретает все качественные характеристики, свойственные преступной организации, даже если процесс ее совершенствования будет продолжаться. Оконченным преступлением руководство преступной организацией считается с момента начала осуществления виновным управленческих функций.

Участие в деятельности преступной организации предполагает либо вступление в ее состав на правах члена и выполнение любых действий в ее интересах либо совершение лицом, не являющимся участником этой организации, преступлений по ее заданию. Желание вступления в организацию может быть выражено устно, письменно либо в форме ритуала (клятвы). Участие в деятельности преступной организации в форме членства состоит в выполнении возложенных на лицо ролевых функций, в том числе и несвязанных с непосредственным совершением преступлений. Если лицо изъявило желание участвовать в деятельности преступной организации, но никаких практических действий в ее интересах не совершило, оно не может быть признано участником преступной деятельности.

Создания условий для поддержания и развития преступной деятельности может проявляться в подборе и вербовке новых участников, изготовлении подложных документов, снабжении орудиями и средствами совершения преступлений, налаживании коррупционных связей с представителями власти, финансировании преступной деятельности, в том числе оказании материальной помощи осужденным преступникам и членам их семей и т.п.

Преступление признается совершенным преступной организацией, если оно совершено участником такой организации во исполнение ее преступных целей либо по заданию преступной организации лицом, не являющимся участником данной организации. Это означает, что противоправный акт совершен: 1) либо по собственной инициативе, но для реализации ранее намеченных криминальных мероприятий; 2) либо по заданию руководства преступной организации; 3) либо во исполнение коллективного решения ее участников [30, с.46].

Кроме того, преступление признается совершенным преступной организацией, если оно совершено по ее заданию лицом, не являющимся участником этой организации (например, совершение заказного убийства лицом, не являющимся участником преступной организации). Для юридической констатации данного признака необходимо установить, что: 1) задание на совершение преступления исходило от преступной организации, т.е. криминального объединения, отвечающего вышеперечисленным юридическим критериям; 2) полученное задание обладает всеми признаками самостоятельного преступления; 3) исполнитель этого деяния не является участником данной организации, однако осведомлен о ее преступных целях и характере осуществляемой деятельности и понимает, что, выполняя криминальное задание, присоединяется к деятельности преступной организации, способствуя достижению ее целей [26, с.37].

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что понятие преступной организации на первый взгляд кажется научно обоснованным и обстоятельным, охватывающим организованные преступные структуры различных уровней и масштабов. Бесспорно, оно весьма полезно в плане уяснения сущности, содержания такого социального феномена, как организованная преступность в целом и ее высших организационных форм в частности.

Исходя из понятия организованной преступности можно выделить и основные признаки этого явления:

1) занятие противоправной деятельностью  на высоком профессиональном  уровне, на постоянной основе, в  виде промысла, при тщательном  ее планировании;

2) наличие выраженной организационно-управленческой  структуры, четкого распределения ролей в преступной группе, строгой иерархии самих этих групп, единых для их членов норм поведения и ответственности, существования системы санкций и поощрений, а также механизмов их практической реализации;

3) устойчивый, планируемый, законспирированный характер преступной деятельности, особенно подкупа должностных лиц, наличие общих целей;

4) высокий уровень латентности (скрытности) и конспирации, создание  системы безопасности в целях  обеспечения жизнедеятельности  сообщества и денежного резерва для подкупа представителей власти;

5) ориентация на получение максимально  высоких доходов при минимальном  риске;

6) коррупция и др. [9, с.204].

Среди многообразия признаков организованной преступности более подробно остановимся на трех из них.

Признак первый: деятельность организованной группы, преступной организации на постоянной основе.

Организованная группа создается для совместной преступной деятельности, а для реализации указанной цели необходима устойчивая система преступных связей. Эти связи фактически объединяют в одно целое исполнителей конкретных преступлений, организатора и иных участников организованной группы.

В ходе преступной деятельности за отдельными участниками группы (организации, объединения) закрепляются постоянные функции, связанные с непосредственным исполнением преступлений – исполнительное звено; с руководством деятельностью группы (организации, объединения) – организационно-управленческое звено; с обеспечением существования и функционирования группы (организации, объединения) – организационно- обеспечивающее звено. Если первое звено характерно для любой преступной деятельности, то два последних только для деятельности организованной.

Известное распространение в Республике Беларусь получили организованные группы и преступные организации, занимающиеся наркобизнесом, контрабандой, разбоем на автомобильных дорогах, кражами и перепродажей дорогостоящих легковых автомобилей, ограблением грузового транспорта, предназначенного для международных перевозок, насильственным вымогательством имущества, лжепредпринимательством, незаконными сделками с валютой, торговлей оружием и т.д. Например, в Гродно пресечена деятельность преступной организации, в которую входили 17 человек. В течение трех лет в Польше преступники совершали хищение автомашин, переправляли их через таможенную границу в Беларусь, где по поддельным регистрационным документам их продавали. Доказана их причастность к совершению 41 преступления, в том числе 22 кражам автомашин [34, с.4].

Признак второй – профессионализм, присущий организованной группе, преступной организации в совершении различных преступлений.

Именно профессионализм является одной из наиболее существенных черт организованной преступности, если понимать его не просто как существование за счет совершения преступлений, а как наиболее высокий уровень организации и осуществления преступной деятельности. Для профессионализма характерны и высокий уровень формирования противоправного замысла, и совершенство средств и приемов его реализации.

Признак третий – коррупция.

Организованную преступность делает прибыльной и безнаказанной именно коррупция. Коррупция существует не сама по себе, а выступает как важнейшее средство, позволяющее сделать преступную деятельность в обществе наиболее эффективной и безнаказанной, а значит, наиболее опасной для общества. Организованной преступной группе сложнее скрыть свою деятельность, чем отдельному преступнику. Можно сказать, что организованная преступность и не скрывает свою деятельность, а блокирует реакцию государства с помощью коррупции.

Под коррупцией понимается умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ.

 «Современная коррупция – это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно бы было квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса  как отдельный состав преступления, – пишет С.В. Задиран. – Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний» [28, с.64].

К основным причинам коррупции можно отнести: отсутствие  оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов; существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ; минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жестких по отношению к ним мер ответственности и др. Можно сказать, что коррупция начинается тогда, когда общегосударственные интересы подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретные действия.

В содержание конкретных коррупционных деяний в качестве основных включаются: взяточничество, криминальный лоббизм, покровительство на основе личных связей, противоправное освобождение от таможенных платежей и налогов, незаконное участие в предпринимательской деятельности лично или же через близких либо доверенных лиц, незаконное распределение кредитов, нарушение порядка привлечения и использования инвестиций и ряд других.

Определяя направления борьбы с коррупцией, на наш взгляд, необходимо исходить из того, что абсолютная победа над коррупцией невозможна. Следует признать феномен неискоренимости коррупции. В качестве же практической цели борьбы с коррупцией можно рассматривать снижение распространенности и общественной опасности последней до социально терпимого уровня, который не является непреодолимым препятствием развития общества в соответствии с законодательно закрепленными ценностями и приоритетами.

Для предупреждения коррупции требуется принимать комплекс различных мер (правовых, социально-экономических, практических, информационных). Особое внимание уделяется принятию актов специального законодательства в сфере борьбы с коррупцией. Так, например Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2002 г. № 500 утверждена Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2002-2006 годы, которой предусмотрен широкий комплекс организационно-правовых, экономических, образовательных и профилактических мероприятий государственных органов, направленных на достижение эффективности предупреждения и пресечения общественно опасных коррупционных проявлений, усиление ответственности служащих государственного аппарата и компенсацию причиненного ими вреда в наиболее уязвимых сферах правового регулирования.

Информация о работе Понятие соучастия и значение института соучастия в борьбе с групповой преступностью