Понятие системы предупреждения преступности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 08:45, контрольная работа

Описание работы

Своевременное осуществление деятельности по предупреждению преступности в РФ позволит обеспечить решение других проблем (экономических, политических, идеологических, социальных, нравственных, организационных).
Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер (государственных, общественных, специальных), направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем.

Файлы: 1 файл

Введение криминология.docx

— 40.30 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1: Понятие системы предупреждения преступности в России.

 

Введение

Своевременное осуществление деятельности по предупреждению преступности в РФ позволит обеспечить решение других проблем (экономических, политических, идеологических, социальных, нравственных, организационных). 
Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер (государственных, общественных, специальных), направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем.  
Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления.

Система предупреждения преступности имеет три уровня: общий (федеральный), субъектов федерации и органов местного самоуправления. 
В криминологической литературе предлагаются разные варианты обозначения полного комплекса всех видов воздействия, используемых для сдерживания преступности: “борьба с преступностью"; "комплексное воздействие на преступность"; “предупреждение преступности”; “деятельность по предупреждению преступности”; “социально-правовой контроль над преступностью”. 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  предупреждения преступности

Все виды деятельности по предупреждению преступлений подразделяются на две части:  уголовная репрессия, то есть предупреждение, которое осуществляется в рамках уголовного правосудия; профилактика и превенция, в которую входят все виды антикриминогенного воздействия, находящиеся за рамками уголовного правосудия. 

Уголовная репрессия - необходимое и очень весомое средство, но еще никто не доказал ее исключительность и преимущество перед другими. Признание специфичности уголовно-правового предупреждения ничего не меняет. Свои особенности имеет также предупреждение преступности средствами, предусмотренными административным, трудовым и другими отраслями законодательства, которые изучаются соответствующими правовыми науками. Экономические средства влияния на преступность, например, не менее специфичны и эффективны, чем уголовно-правовые.  
Предупреждение преступности средствами, которые предоставляет уголовное законодательство, должно протекать в сфере криминализации и декриминализации, предупредительной эффективности средств, используемых в рамках уголовного правосудия. 

Предупреждение преступности является специфической разновидностью социального управления. Рассматривая систему деятельности по предупреждению преступности, можно выделить объект, субъект и меры предупреждения. 

Специфика деятельности по предупреждению преступлений состоит в том, что значительная ее часть связана с принуждением, сопряжена с вмешательством в сферу личной жизни, с ограничением конституционных прав и свобод личности. Эта принудительная часть должна быть жестко регламентирована законом. Отсюда следует, что кроме принципов социального управления (целеполагания, системности, объективности, основного звена, оптимальности и эффективности) предупреждение преступности должно соответствовать правовым принципам, важнейшим из которых является принцип законности. 

Предметом предупреждения преступности – является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на предупреждение (профилактику) преступности в целом и отдельных преступлений. 
 Выделяется два вида предупреждения преступности: 
1)общее предупреждение преступности – направленное на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;

2)индивидуальное  предупреждение преступности –  направленное на выявление и  оказание профилактического воздействия  в отношении лиц, поступки которых  указывают на реальную возможность  совершения ими преступлений  в будущем, а также по оказанию  положительного влияния на их  ближайшее окружение.

Нормы, ограничивающие права и свободы граждан в связи с применением мер предупредительного воздействия, являются исключительной компетенцией федерального законодательства.

Деятельность по предупреждению преступности являются частью политики государства по национальной безопасности и имеет цели предупреждения преступности: 1.сокращение преступности и качественное изменение ее структуры; 2.способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности; 3.устранение причин и условий преступности, посредством решения политических, правовых, социально - экономических, идеологических задач. 4.обеспечение исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию. 5.влияние на негативные элементы непосредственного социального окружения (микросреду) личности, формирующие антиобщественные позиции и мотивацию преступного поведения индивидов;

 

 

2. Принципы предупреждения преступности

1. Принцип  законности

Состоит в том, что субъекты предупреждения при осуществлении профилактической деятельности должны соблюдать требования правовых норм, которые закреплены в законах и других нормативно-правовых актах. В предупреждении преступлений действие этого принципа ограничивается принципом законности, в соответствии с которым все предупредительные мероприятия должны осуществляться в рамках закона и никакое стремление к эффективности не может оправдать его нарушение. 

2. Принцип  целеполагания заключается в  том, что именно цель предупреждения  преступности находится в центре  внимания субъекта, и ее достижение  служит уровнем качества и  эффективности предупредительной  работы. 

3. Принцип  социальной справедливости и  гуманизма. 
В процессе применение мер предупреждения преступлений реализуются требования социальной справедливости.

4. Принцип  комплексности и системности.

Меры предупреждения преступлений осуществляются в соответствии с требованиями комплексности и программно-целевого системного подхода. Использования во взаимодействии и на основе анализа и прогноза ситуации мер психолого-педагогического, экономического, организационного, правового характера, мер федерального, регионального и местного уровня на основе прогнозирования и программирования, сочетания воздействия на личность и среду, взаимоподкрепления и взаимодействия субъектов и других участников предупредительной деятельности.

5. Принцип  дифференциации и индивидуального  подхода  
Данное положение предполагает применение разных по содержанию и степени воздействия профилактических мер в зависимости от особенностей конкретной жизненной ситуации и личности, которая нуждается в коррекции поведения. 
6. Принцип основного звена позволяет найти главную задачу деятельности по предупреждению преступлений, вычленить ключевую проблему или несколько проблем и сконцентрировать на их решении имеющиеся ресурсы. 

7. Принцип реальности и экономичности.

Состоит в том, что меры предупредительного характера должны быть исполнимыми и экономическими выгодными. Также важно учитывать конкретные условия, исходить из реальных возможностей. Реальность предлагаемых мер, в некоторых случаях лучше проверить путем проведения эксперимента. 
8. Принцип оптимальности и эффективности требует, чтобы при наименьшей затрате сил и средств, материальных и финансовых ресурсов получать наилучший результат в возможно короткий срок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Классификация мер профилактики преступности

Классификация - это систематизированное распределение объектов и явлений на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия по одному или нескольким признакам.  
Познавательная ценность классификаций заключается в том, что их знание позволяет глубже понять и изучить различные грани процесса предупреждения преступлений. 

Меры предупреждения преступности могут классифицироваться по различным основаниям (признакам). Когда в основе классификации лежит совокупность (сочетание) признаков, образующих некий социальный тип или обособляющих одно социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология - это более сложный вид классификации. 

I.По методу  предупредительного воздействия:

1)меры стимулирования (целенаправленное включение объекта  в общественно полезные связи-отношения );

2)меры ограничения (воспрепятствование объекту вступать  в криминогенные отношения). 
II.По механизму воздействия:

1)меры стимулирования (поощрения - предоставление различных  благ за определенные общественно  полезные действия);

2)наказания (ответственности - принудительное  лишение определенных благ соразмерно  совершенному правонарушению, а  также причинения лишений и  страданий правонарушителю, с достижением  целей общего и специального  предупреждения); 
3)восстановления (компенсации - заглаживание вреда, возмещение ущерба, восстановление социальной справедливости);

4)безопасности (меры защиты- т.е. принудительного  ограничения поведения физических  и деятельности юридических лиц, применяемые при наличии указанных  в законе оснований и имеющие  цель предотвращения вредоносного  воздействия источника опасности).

Они отличаются друг от друга по методу, непосредственным целям, основаниям, содержанию, субъектам и срокам применения.  
III.По объему меры профилактики делятся на общие, особенные и индивидуальные: 
•общие профилактические меры направлены на устранение причин и условий преступности в целом (страна, регион, город, административный участок и т.д.); 
•особенные меры предупреждения адресованы тем или иным группам преступлений (например, совершаемые н/л, рецидивистами, насильственные, корыстные); 
•индивидуальные меры профилактики направлены на устранение либо блокирование причин и условий конкретного преступления. 
IV.По уровню профилактического воздействия меры предупреждения реализуются на:

1)общем; 
2)специализированном; 
3)индивидуальном уровнях.

V.По масштабу  меры предупреждения делятся  на применяемые: 
1)на территории Российской Федерации;

2)субъекта  Федерации;

3)города, района, микрорайона, предприятия, административного  участка. 
VI.В зависимости от степени дозволенности:

1)дозволительные  меры предупреждения ("разрешено  все, что не запрещено " - меры  социальной профилактики);

2)разрешительные (лицензирование, разрешительный порядок, предъявляются специальные требования  к субъекту - соответствующая квалификация, специальная подготовка, сертификация); 
3)запретительные (нельзя, например, охранять свой сад при помощи провода, к которому подключен электроток высокого напряжения).

 

4. Субъекты предупредительной деятельности

Субъекты предупреждения - это органы, должностные лица, негосударственные организации и граждане, оказывающие какое-либо позитивное воздействие на объект с целью предупреждения преступлений.  
Одни осуществляют предупреждение непринудительными методами, другие - с использованием методов принуждения. В первую группу входят субъекты социальной профилактики, во вторую - субъекты мер безопасности, компенсации и наказания. 

1 Общесоциальные  субъекты профилактики преступлений - органы представительной власти (Федеральное Собрание, законодательные  собрания субъектов Федерации), государственные  органы исполнительной власти (Президент  РФ, Правительство РФ, министерства, комитеты, службы, администрации территориальных  органов исполнительной власти), органы здравоохранения, учреждения  образования, культурно-воспитательные  учреждения, социального обслуживания  и подчиненные им организации, учреждения и службы, решающие  вопросы предупреждения преступлений  в рамках своей общей компетенции;  

2 Специальные  субъекты – правоохранительные  органы, организации, учреждения, подразделения  органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, адвокатуры, таможенные органы, органы федеральной службы безопасности, решающие вопросы предупреждения  преступлений, включая применения  мер принудительного характера, в рамках их компетенции по  обеспечению законности, общественной  и государственной безопасности; 
-судебные органы, рассматривающие вопросы предупреждения преступлений в рамках своей компетенции по осуществлению правосудия (по материалам конкретных уголовных дел суды выносят частные определения об устранении причин и условий преступлений и о принятии мер в отношении граждан в связи с неправильным поведением на работе или в быту либо нарушением ими общественного долга, а также они контролируют принятие мер по ранее внесенным по этим же делам представлениям следователей. Формы профилактической деятельности судов: проведение выездных заседаний, привлечение представителей общественности к рассмотрению судебных дел, отчеты судей перед населением с освещением причин и условий преступлений, выступления судей в печати, по радио, участие в контроле за поведением условно осужденных и т. д.). 

Основные субъекты мер безопасности названы в ст. 12 Закона РФ “О безопасности”. Это - вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. 

Информация о работе Понятие системы предупреждения преступности в России