Понятие методологии и методики криминологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:04, реферат

Описание работы

Когда человек приступает к изучению какого-либо предмета, у него есть несколько путей. Один путь–- ознакомиться с суммой накопленных знаний и сформулированных предшественниками выводов, а затем руководствоваться ими в своей деятельности. Другой– самому научиться анализировать изучаемые явления и сопоставлять новые данные с ранее полученными в целях познания закономерностей изучаемого явления.

Файлы: 1 файл

2-3.docx

— 50.28 Кб (Скачать файл)

При изучении региональных различий преступности применяется сравнительно-исторический метод как разновидность исторического. При этом осуществляется: а) сравнение однотипных явлений на протяжении одного и того же периода (преступности несовершеннолетних, молодежи и т. д. ) в разных регионах; б) сравнение одних и тех же характеристик в разные периоды в каждом из регионов.

5.Сравнительный  метод используется также широко. Сравнивается преступность в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения и др. При этом появляется возможность получить новые данные о причинах преступности, ибо различия преступности накладываются на различия социально-экономических и других характеристик государств, регионов.

При использовании метода сходства устанавливаются повторяющиеся  характеристики преступности и повторяющиеся  условия жизни людей, совпадающие  в пространственно-временном отношении  с характеристиками преступности. Соответствующие  совпадения служат основанием для дальнейшего  исследования факта и механизма  взаимосвязей этих условий и преступности.

При использовании метода различия устанавливаются те характеристики преступности, которые встречаются  в одних государствах, регионах и  не обнаруживаются в других. Такого рода материал также служит базой  для выдвижения и проверки гипотез  о причинной зависимости преступности от конкретных условий среды.

В криминологии сравнительный  метод приобретает особое значение при выявлении специфики чего-либо.

Так, при изучении особенностей личностных характеристик преступников, условий их формирования и жизнедеятельности  наряду с преступниками обязательно  изучается так называемая контрольная  группа. Например, для выяснения  специфики правосознания несовершеннолетних преступников наряду с этими лицами опрашивались их ровесники, учившиеся в тех же учебных заведениях, но не совершавшие преступлений. Сравнение ответов этих двух групп опрошенных позволило выявить особенности позиции тех, кто совершал преступления. Без контрольной группы в таких случаях исследование проводить нельзя.

Подбор контрольной группы зависит от задач, которые решает исследователь. Например, в одном  из исследований несовершеннолетних контрольной  группой для несовершеннолетних преступников служили их ровесники-отличники. Автор сделал вывод о том, какие  обстоятельства бывают связаны с  преступным или весьма прилежным  поведением.

6.Динамические  и статистические методы широко используются в криминологических исследованиях. Особенно статистические методы, рассчитанные на исследования массовых явлений, одним из которых является преступность.

Динамические  и статистические методы дают разное знание. Динамические закономерности – это закономерности развития. Их применение непосредственно ведет к обнаружению причинных зависимостей.

Например, в течение двадцати лет осуществлялось всестороннее изучение личностных характеристик и судьбы более ста сорока человек, которые  в несовершеннолетнем возрасте совершили  преступления. Первый этап исследования – это изучение испытуемых в возрасте 14–17 лет сразу после совершения преступления; второй – через десять лет; третий – еще через десять лет. Это позволило установить, с  какими обстоятельствами было связано  и как именно преступное поведение  на первом этапе, рецидив преступлений в последующем у одних, исправление  других, крайняя деморализация третьих.

Статистика, находя и измеряя  общие свойства, устанавливает общие  статистические закономерности, основанные на действии закона больших чисел. Она  не объясняет внутренний механизм формирования закономерностей, не вычленяет причинные  зависимости.

Поиск статистических закономерностей осуществляется путем  нахождения и измерения общих  свойств явлений. Например, статистически раньше было доказано, что среди рецидивистов от 60 до 80% совершали первые преступления в несовершеннолетнем возрасте. Но на чем основана эта статистическая закономерность? Она сама по себе не объясняет, почему происходит такое явление. Упоминавшееся длящееся изучение личности в-: ее взаимодействии с социальной средой позволило выявить механизм такого явления. Было показано, в каких именно обстоятельствах и с какими личностными характеристиками испытуемые становились рецидивистами, чем они отличались от исправившихся лиц.

Со статистическим исследованием  всегда связан поиск закономерностей. Но установление их характера (причинного, связи состояний или иного) требует  применения комплекса методов.

При статистическом исследовании используются обобщающие показатели; К ним предъявляются следующие  основные требования:

а) изучаемая совокупность должна быть однородной по составу. Нельзя, например, сравнивать тяжкую преступность, регистрировавшуюся до 1 июля 1994 года и  после этого времени, так как  резко изменился крут тех деяний, которые законодатель после 1 июля 1994 года стал относить к тяжким;

б) изучаемая совокупность должна быть достаточно массовой, иначе  на результат могут повлиять случайные  отклонения. Поэтому криминологи  не анализируют преступность в разрезе  месяцев года, по кварталам. Если им необходимо выявить сезонные колебания  преступности, то берется значительное количество лет и только тогда  делается вывод о закономерностях  сезонных колебаний преступности.

В процессе исследований нередко  применяется выборочное наблюдение, но при этом важно обеспечить получение  представительных (репрезентативных) данных.

Применение в  криминологии конкретно-социологических  методов

Особое место в криминологических  исследованиях занимают конкретно-социологические  методы, т. е. методы изучения социальных явлений в их конкретном проявлении в конкретных условиях места и времени. Этот комплекс методов включает следующие:

  1. изучение документов;
  2. опросы в форме анкетирования и интервью;
  3. наблюдение (включенное и внешнее);
  4. эксперимент.

1.Изучение документов. При проведении криминологических исследований приходится изучать разнообразные документы: и статистические отчеты, и материалы уголовных дел, и заявления о преступлениях с ответами на них, и жалобы, и материалы контролирующих органов, бюро судебно-медицинской экспертизы, средств массовой информации. Изучаются также паспорта регионов, обобщенные результаты анализа социально-экономической ситуации, результаты ранее проводившихся исследований преступности и связанных с ней явлений, а также иные документы.

Разрабатываются программы  изучения уголовных дел или иных документов. Соответствующие результаты изучения обрабатываются, и на их основе делаются выводы о существовании.определенных закономерностей.

2.Опросы проводятся либо заочно (анкетирование), либо очно (интервью). В первом случае разрабатывается анкета с перечнем вопросов. Вопросы могут носить закрытый характер, когда, например, после вопроса ставятся варианты ответа: только "да", "нет", "не знаю". "Открытый" вопрос предполагает, что ответ на него может быть дан в любой форме. Такие вопросы трудны в обработке. Их в основном используют на начальном этапе исследования, когда трудно предвидеть все возможные варианты ответов. Тогда сначала проводится так называемый "пилотажный" опрос для выявления возможных вариантов ответов и проверки "работоспособности" анкеты – того, понятны ли вопросы, отвечают ли на них или уклоняются от ответов и т. д. Или открытые вопросы ставятся в тех случаях, когда следует избегать подсказок предложением "веера" возможных ответов. Например, при опросе некоторых осужденных выясняется, что они довольно откровенно излагают свои расходящиеся с общепринятыми нормами морали взгляды при открытой постановке вопроса. Когда же дается "веер" ответов, тогда они стараются отвечать "правильнее". Впрочем, это характерно не для всех.

"Веер" предлагаемых  ответов бывает открытым, когда  в его конце необходимо избрать  иной вариант ответа, кроме предлагаемых, и содержится просьба уточнить, что это за вариант. При закрытом "веере" дается исчерпывающий  набор вариантов ответа.

В анкетах всегда содержатся контрольные, дополняющие друг друга  вопросы. Поэтому нередко используются сочетания открытых и закрытых вопросов.

Как правило, в криминологических  исследованиях оправдывает себя так называемый анонимный опрос, когда опрашиваемый не указывает  свою фамилию и адрес. Это не исключает  наличия в анкете вопросов о возрасте, поле, роде занятий и других данных, характеризующих опрашиваемого.

Анкеты сразу составляются таким образом, чтобы в дальнейшем они могли быть обработаны на ЭВМ.

Интервью представляет собой беседу с лицом, совершившим преступление, или его родственниками, или сотрудниками правоохранительных органов, а также другими лицами. Английский социолог Р. Олдфильд полагает, что интервью отличается от других видов общения следующим: это встреча лицом к лицу; это не простой обмен информацией, а разговор, которому присущи динамика и гибкость (может меняться набор вопросов или их формулировки, что-то иное); отсутствует обратимость в отношениях между участниками (один участник интервьюирует другого).

В криминологических исследованиях  индивидуальное интервью осужденных дает более полные результаты, чем анкетный опрос, когда выясняются мотивы и  цели преступного поведения, его  причины, условия воспитания и жизни, ряд других моментов. В то же время  анкетный опрос бывает полезным для  выявления личных позиций опрашиваемого, касающихся норм морали, права, выбора варианта поведения в конкретной ситуации, отношения с рядом лиц, если опрашиваемый не заинтересован  в огласке его позиции. Тогда  важен анонимный анкетный опрос.

Хорошо себя зарекомендовало  так называемое коллективное интервью, когда, например, исследователь встречается  с несколькими лицами (не более 10, как правило) и просит их рассказать о состоянии наблюдаемой ими  преступности, изменениях в ней, результативности принимаемых мер,. причинах роста либо снижения преступности. Например, такое интервью проводится или с группой сотрудников какой-то организации, или с группой жителей определенного дома или района, или с осужденными в колонии, или с сотрудниками прокуратуры, отделения милиции. Успех приносит именно программированное интервью, в котором исследователь заранее составляет перечень вопросов и продумывает их постановку. Эти вопросы не зачитываются опрашиваемым, а задаются в непринужденной беседе. Результаты интервью записываются, как правило, после его проведения, и затем обрабатываются.

3. Наблюдение бывает нескольких  видов. В криминологии область  наблюдений и их варианты обладают  некоторой спецификой по сравнению  с наблюдением в социологическом  исследовании.

Например, выделяются три  основные роли наблюдателя:

  1. наблюдатель – участник какой-то деятельности (за деятельностью или за ее участниками он ведет наблюдение);
  2. собственно наблюдатель (в этом качестве обнаруживает себя в общении с теми субъектами, за деятельностью которых он должен наблюдать);
  3. включенный наблюдатель (устраивается на работу в организацию либо находится где-то, не обнаруживая себя в качестве наблюдателя, не участвует в той деятельности, за которой наблюдает, но как бы со стороны ведет такое наблюдение).

Что касается преступной деятельности, то теоретически можно себе представить  криминолога, включающегося в преступную группу, организацию. Однако практически  такое включение связано с  обязательным участием в совершении преступлений. Иное грозит разоблачением  исследователя и весьма тяжкими  для него последствиями. Закон не предусматривает освобождение от уголовной  ответственности и наказания  криминолога-исследователя. Исследование не служит основанием и для непризнания  соответствующих деяний преступными, как, например, в случаях крайней  необходимости и необходимой  обороны.

Включенное наблюдение в  местах отбывания наказания связано  во многом с указанными сложностями, а также с трудностями процесса конфиденциального приобретения статуса осужденного.

Полезно включенное наблюдение в качестве оперативного сотрудника правоохранительных органов, следователя, прокурора, судьи, адвоката, сотрудника исправительно-трудового учреждения. С этой точки зрения для криминолога  важен опыт практической работы в  правоохранительных органах, судах.

Используются другие виды наблюдений. Например, при исследовании преступности несовершеннолетних в  одном из городов в качестве его  участников были привлечены студенты юридического факультета. Они были почти ровесниками обследуемым  лицам. И во время посещения дискотек, других мест проведения досуга, ничем  не выделяясь, имели возможность  наблюдать за досуговыми связями  правонарушителей, взаимоотношениями  между различными группировками, их поведением.

4.Эксперимент. Профессор Дюверже писал: "Экспериментирование можно определить как спровоцированное и направленное наблюдение". В отечественной литературе эксперимент определяется "как такой метод исследования, при котором происходит последовательная фиксация и контроль за состоянием объекта, изменяющимся под воздействием некоторых факторов, управляемых экспериментатором".

Информация о работе Понятие методологии и методики криминологических исследований