Понятие групповой преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 03:37, контрольная работа

Описание работы

Задача. Состояние преступности в области Н. за период с 1990 по 1998 гг. характеризуется следующими данными: 1990 г. – 2360, 1991 г. – 2348, 1992 г. – 2280, 1993 г. – 2256, 1994 г. – 2088, 1995 г. – 2216, 1996 г. – 2200, 1997 г. – 2600, 1998 г. – 2990.
Задание: на основании этих данных необходимо:
1) составить график динамики преступности за 10 лет;
2) определить абсолютный прирост преступности (к 1990 г.);
3) определить темп роста преступности.

Содержание работы

1. Понятие групповой и организованной преступности, их признаки и виды…..3
2. Криминологическая характеристика лиц, совершивших групповые преступления, и участников организованной преступности…………………....13
3. Основные направления предупреждения групповой и организованной преступности…………………………………………………………………..……20
Задача.…………………………………………………………………………...…..27
Список использованной литературы…………………………………………...…28

Файлы: 1 файл

Криминология контрольная.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 Для этой категории лиц характерно внешнее следование нормам межличностного общения, принятым в правопослушной среде.

Рядовые участники преступных групп и сообществ - это боевики, охрана лидеров, лица, осуществляющие разведывательные и контрразведывательные  функции, исполнение конкретных преступлений и сокрытие их следов и т. д.

 Особенностью рядовых  участников организованных преступных  структур является доведенная  до автоматизма послушность указаниям  руководителя.

 Для лиц, задействованных  на функциях охранников, боевиков и т. п., характерны решительность, быстрота реакции, профессиональное использование оружия и приемов боевой борьбы, агрессивность, готовность к разрешению конфликтов путем насилия или запугивания, готовность без колебаний применить жестокие методы воздействия на жертву.

Коррумпированные должностные  лица создают "крышу" для организованных преступных структур, обеспечивают их безопасность, предоставляют юридическую  помощь и т. д.

 

 

 

 

 

3. Основные направления предупреждения групповой

и организованной преступности

 

Предупреждение организованной преступности предполагает реализацию сложного комплекса общесоциальных и специально-криминологических  мер.

Общесоциальные меры, будучи направленными на социально-экономическое  развитие общества и тем самым  на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодоления ее организованной части. К их числу в первую очередь относится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии и психологии, социальной сфере, в правоохранительной деятельности. Реализация этой задачи как на федеральном, так и на уровне отдельных регионов, на межведомственной и ведомственной основе, осуществляемая с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и обеспечит реальную базу для противодействия организованной преступности.

Особый характер организованной преступности, ее проникновение в  разнообразные сферы общества обусловливают  сложное переплетение как общесоциальных (социально-экономических, политических, правовых), так и специально-криминологических мер предупреждения.

Специально-криминологические  меры предполагают осуществление правоохранительными  органами непосредственной работы, направленной на устранение, ослабление и нейтрализацию  криминогенных факторов, влияющих на рост организованной преступности. Однако победить эту преступность с помощью указанных мер в ближайшее время - задача нереальная. Ее решение зависит в большей степени не от реализации преимущественно репрессивных, "силовых" мер, а от успешного проведения общесоциальных мер, создания цивилизованного правового государства и гражданского общества, здоровой рыночной экономики.

Специально-криминологическое  предупреждение правоохранительными  органами организованной преступности, как элемент борьбы с нею, в большей степени осуществляется посредством реализации мер общей профилактики и непосредственного предотвращения и пресечения в процессе оперативно-розыскной деятельности преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями. Индивидуальная профилактика в отношении их участников, учитывая особенности личности, осуществляется весьма ограниченно. Речь в данном случае может идти об индивидуальной профилактике лиц, поведение и окружение которых свидетельствуют о потенциальной возможности их включения в организованные преступные структуры, а также о склонении случайных участников таких структур к добровольному отказу от преступной деятельности и к оказанию помощи в ее пресечении.

В основном же предупреждение организованной преступности правоохранительными органами достигается в результате работы по ликвидации преступных формирований, привлечению их участников к уголовной ответственности. При этом осуществляются следующие предупредительные меры:

  • выявление и постановка на оперативный учет организованных преступных формирований и их участников;
  • создание условий, затрудняющих или исключающих совершение ими преступлений;
  • предотвращение замышляемых преступлений;
  • пресечение подготавливаемых и совершаемых организованными формированиями преступлений;
  • целенаправленное воздействие на лидеров организованных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников и разобщения преступного формирования;
  • реализация целевых комплексных программ борьбы с организованной преступностью специально создаваемыми и действующими на долгосрочной основе группами сотрудников правоохранительных и контролирующих ведомств на федеральном и региональном уровнях.

Наряду с непосредственной борьбой правоохранительных органов  с организованными преступными  структурами, криминологическое значение имеют контроль за оборотом оружия и наркотиков, проверки фактов нарушения законодательства о хозяйственной, предпринимательской, финансовой, торговой деятельности, общий надзор прокуратуры.

Эта работа осуществляется повседневно, а также в ходе крупномасштабных целевых операций по выявлению и пресечению фактов коррупции, преступной деятельности организованных групп и сообществ, контрабанды, незаконного вывоза стратегически важных товаров, оборота оружия и наркотических средств. Профилактическое значение имеет и осуществление таких мероприятий, как взятие под охрану коммерческих и банковских структур, обеспечение надежности перевозки ими денежных средств, установка дежурной сигнализации в служебных и жилых помещениях банкиров, бизнесменов, постоянный контроль за негосударственными охранными службами, получением и использованием ими огнестрельного оружия и т.п.

Предупреждение организованной преступности осуществляется также  в процессе сотрудничества правоохранительных органов России со спецслужбами стран зарубежья, включающего правовую взаимопомощь, проведение согласованных мероприятий против международных преступных сообществ, обмен информацией.

В целом в сфере  борьбы с организованной преступностью  правоохранительными органами проводится значительная работа. Ежегодно ими пресекается деятельность около 10 тыс. организованных преступных группировок (с общим числом участников - 70 тыс. человек), совершивших почти 30 тыс. преступлений, свыше 60% из которых являются тяжкими или особо тяжкими. В число этих преступлений входят бандитизм, заказные убийства, террористические акты, вымогательства, захват заложников и т.п.

Достигнутые результаты во многом определяются организационными мерами - созданием специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Опыт специализации  подразделений правоохранительной системы в борьбе с организованной преступностью имеется и в  нашей стране. Так, в конце 80-х  годов в МВД СССР было создано  управление по борьбе с организованной преступностью, по инициативе которого образованы межрегиональные, а в ряде МВД, УВД - соответствующие региональные подразделения. Была разработана и концепция борьбы с организованной преступностью, предусматривающая решение следующих основных задач:

  • проведение разведывательно-поисковых мероприятий, направленных на добывание, сбор и анализ сведений об организованных преступных сообществах, оперативно-розыскное проникновение в их структуры, выработка мер противодействия;
  • борьба с устойчивыми преступными сообществами и их коррумпированными связями;
  • направление соответствующей информации в аппараты уголовного розыска, борьбы с экономической преступностью и совместное проведение крупномасштабных операций по разоблачению организованных преступных сообществ;
  • информирование органов власти и управления о состоянии и тенденции развития организованной преступности.
  • Концепция достаточно четко определила и главные направления работы, а именно:
  • выявление и разоблачение преступных структур, возникших в результате сращивания общеуголовной и экономической преступности; недопущение возможности отмывания денег, добытых преступным путем; документирование преступной деятельности членов организаций, предприятий, созданных на незаконно нажитые средства;
  • разоблачение бандитских группировок; обнаружение и перекрытие каналов сбыта за рубеж партий оружия, антиквариата, драгоценных камней и металлов, других предметов, представляющих для страны культурную и историческую ценность;
  • документирование преступной деятельности членов организованных преступных групп, занимающихся наркобизнесом;
  • изобличение коррумпированных лиц в органах власти и управления;
  • противодействие проникновению преступных организованных формирований из зарубежных стран на территорию России; проведение совместно с другими правоохранительными органами и иными организациями мероприятий, защищающих интересы Российской Федерации по заключенным договорам об экспорте-импорте продукции; документирование деятельности преступных сообществ, имеющих международные связи;
  • сбор информации о "ворах в законе", авторитетах уголовного мира и теневой экономики, способных организовывать и финансировать преступные сообщества, документирование их противоправной деятельности и противодействие вырабатываемой ими преступной стратегии;
  • пресечение попыток использовать организованные преступные группы в террористических и экстремистских акциях12.

Задачей межрегиональных  подразделений, кроме того, стали  выявление и изобличение организованных преступных сообществ, имеющих межобластные, межреспубликанские, а также международные  связи. На них же было возложено создание информационно-поисковых систем, банка данных о проявлениях организованной преступности для обмена информацией в регионе и за его пределами в интересах изобличения организаторов и участников преступных сообществ, крупных дельцов "теневой" экономики и наркобизнеса, экстремистских формирований, быстрого и полного раскрытия совершаемых ими тяжких преступлений. Созданные подразделения проводили анализ информации о процессах в преступной среде, определяли на этой основе стратегию и тактику борьбы с преступными сообществами в регионе, разрабатывали предложения по устранению причин и условий, способствующих организованной преступной деятельности.

Нормативно-правовые акты Российской Федерации принятые в период с 2000-2011 г., направленные на профилактику, в том числе и организованной преступности:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.06.2012) // СПС Консультант Плюс. Законодательство.
  2. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "О противодействии экстремистской деятельности" // СПС Консультант Плюс. Законодательство.
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О противодействии коррупции" // СПС Консультант Плюс. Законодательство.
  4. Приказ МВД РФ от 17 января 2006г. № 19 «О деятельности ОВД по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», «Положением о координационно-методическом совете Министерства внутренних дел РФ по предупреждению преступлений») // СПС Консультант Плюс. Законодательство.
  5. Приказ МВД России от 16.09.2002г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (в ред. Приказа МВД РФ от 03.05.2003 N 300) // СПС Консультант Плюс. Законодательство.

Указ Президента Российской Федерации № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 года (в ред. Указов Президента РФ от 01.03.2011 № 254, от 05.09.2011 № 1158) упразднил управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) — одну из ключевых структур МВД.

Это было сделано  в целях совершенствования руководства деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности, борьбе с коррупцией, организованной преступностью и экстремизмом, усиления гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Таким образом, Президент РФ постановил:

1. Образовать в органах внутренних дел Российской Федерации в пределах их установленной штатной численности на базе подразделений по борьбе с организованной преступностью:

а) подразделения  по противодействию экстремизму, возложив на них функции по противодействию  экстремистской деятельности;

 б) подразделения  по обеспечению безопасности  лиц, подлежащих государственной  защите, возложив на них функции  по применению мер безопасности  в целях защиты жизни и здоровья  лиц, подлежащих государственной  защите, а также по обеспечению  сохранности их имущества.

2. Возложить  на подразделения уголовного  розыска органов внутренних дел  Российской Федерации функции  по борьбе с организованной  преступностью общеуголовной направленности, а на подразделения по борьбе  с экономическими преступлениями  органов внутренних дел Российской Федерации - функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности.

Закрытие УБОПа  было связано так называемыми с «внутриминистерскими трениями». К управлению было много претензий: коррупция, срастание с мафиозными структурами, превышения должностных полномочий, но эти проблемы можно было решить, поставив УБОП под жесткий контроль прокуратуры.

 

 

 

Задача. Состояние преступности в области Н. за период с 1990 по 1998 гг. характеризуется следующими данными: 1990 г. – 2360, 1991 г. – 2348, 1992 г. – 2280, 1993 г. – 2256, 1994 г. – 2088, 1995 г. – 2216, 1996 г. – 2200, 1997 г. – 2600, 1998 г. – 2990.

Задание: на основании этих данных необходимо:

1) составить график  динамики преступности за 10 лет;

2) определить абсолютный прирост преступности (к 1990 г.);

3) определить темп  роста преступности.

 

Решение:

  1. график динамики преступности за 10 лет;

 

2) Абсолютный прирост преступности (к 1990 г.) составляет:                       630 преступлений (примерно 27 %)

 

3) Темп роста преступности (средний, относительный): 24 преступлений в год (3,2%)

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // СПС Консультант Плюс. Законодательство.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.06.2012) // СПС Консультант Плюс. Законодательство.
  3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "О противодействии экстремистской деятельности" // СПС Консультант Плюс. Законодательство.
  4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О противодействии коррупции" // СПС Консультант Плюс. Законодательство.
  5. Приказ МВД РФ от 17 января 2006г. № 19 «О деятельности ОВД по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», «Положением о координационно-методическом совете Министерства внутренних дел РФ по предупреждению преступлений») // СПС Консультант Плюс. Законодательство.
  6. Приказ МВД России от 16.09.2002г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (в ред. Приказа МВД РФ от 03.05.2003 N 300) // СПС Консультант Плюс. Законодательство.

Информация о работе Понятие групповой преступности