Полномочия президента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:43, контрольная работа

Описание работы

Ввиду изложенных аспектов важности должности Президента, тема данной контрольной работы представляется актуальной на сегодняшний день. Исследование данного вопроса с точки зрения науки конституционного права представляет сегодня большой интерес. Целью данной работы является исследование конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации и изучение его основных полномочий. В качестве источников для исследования будут использованы, в первую очередь, нормативные акты, в которых определяется статус и полномочия Президента России в различных сферах общественных отношений. Это Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ.

Содержание работы

Введение 3
Конституционно-правовой статус Президента России 5
Функциональные полномочия главы государства 11
Основания и порядок прекращения полномочий
Президента России 17
Заключение 23
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по конституционному праву.docx

— 57.42 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение           3

    1. Конституционно-правовой статус Президента России   5
    2. Функциональные полномочия главы государства          11
    3. Основания и порядок прекращения полномочий

Президента России               17

Заключение                 23

Список литературы              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Со времени распада  СССР и образования Российской Федерации  смысл понимания функций и  полномочий и самой сущности Президента РФ приобрел огромное значение. Данное изменение связано с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в Российской Федерации  является одним из ключевых в системе  органов государственной власти.

Политическое развитие России в последние года выявило ошибки, связанные с конституционным  распределением властных полномочий между  Федеральными органами государственной  власти.

Президент РФ выбирается всенародным голосованием, обладает высоким положением в обществе и государстве, но, с другой стороны, он должен иметь как большие права, так и обязанности перед государством, обществом и народом. Соответственно, за невыполнение своих обязанностей в отношении Президента должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность.     

Ввиду изложенных аспектов важности должности Президента, тема данной контрольной работы представляется актуальной на сегодняшний день. Исследование данного  вопроса с точки зрения науки конституционного права представляет сегодня большой интерес.

Целью данной работы является исследование конституционно-правового  статуса Президента Российской Федерации и изучение его основных полномочий.

В качестве источников для  исследования будут использованы, в  первую очередь, нормативные акты, в  которых определяется статус и полномочия Президента России  в различных  сферах общественных отношений. Это  Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ.

В Конституции РФ 1993 года определен статус и положение государственной власти и ее основных ветвей, а именно законодательной, исполнительной и судебной. К тому же, рассмотрен состав органов, осуществляющих соответствующую власть. И среди федеральных государственных органов особое место занимает Президент Российской Федерации. Президенту Российской Федерации посвящена 4 глава Конституции, в соответствии с которой на основании статьи 80 части 1- «Президент является главой государства» 1

Президент – совершенно новый для России государственный  институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию  государственной власти в нашей  стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конституционно-правовой статус Президента России.

В Конституции Российской Федерации 1993 года предусмотрен институт президентства. Данной теме посвящена глава 4, начинающая со статьи №80 и заканчивающая статье №93.

Статья 80 определяет, что  Президент Российской Федерации  является главой государства. 2 В предшествующей Конституции Президент являлся высшим должностным лицом  и главой исполнительной власти в Российской Федерации. Данные изменения были необходимы, в связи с изменением положения в стране и мире, так как международное положение требовало повышение уровня представительства государства в одном лице. Определение «глава государства»  соответствует более высокому статусу государства и его персональному представительству. Правовой статус Президента России основан и создан на учете всеобщего мирового опыта организации президентской власти. Но все-таки устройство президентской власти в России весьма специфично, то есть имеет свои специфические черты, отражающие условия политической жизни, что не дает оснований полагать о полном копировании данного опыта другого государства. Как глава государства президент представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях. Это означает, что Президент России обладает правом вести официальные встречи и переговоры не только с представителями иностранных государств и международных организаций, но и руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей Федерации в целом.3 Институт президентства в России является смежным по сочетанию черт президентской и полупрезидентской республик. Статус Президента Российской Федерации, содержащийся в Конституции 1993 года, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Данное понятие стоит понимать не тем, что президентская власть находиться над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои полномочия, существует в совместном взаимодействии и функционировании с другими властями и обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти, в том числе и на Президента.

В Конституции заложена необходимая  система «сдержек и противовесов», способствующая взаимодействию всех властей на основе баланса и равновесия. Между всеми властями нет полных отношений подчиненности. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе своей воли и желаний, но они реализуются и указываются в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством Российской Федерации. Современная Конституция Российской Федерации 1993 года предусматривает и гарантирует, основываясь на опыте Советского периода правления, не предусматривает авторитарной формы правления. Данная форма гарантии предусмотрена статьей 81 Конституции: Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.4 Так же в данной статье предусмотрена периодичность сроков  занимаемой должности, а именно «одно и тоже лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд»5. Так же гарантии предусмотрены тем, что возможно отрешение Президента от должности, об этом гласит статья 93. Помимо этого Конституцией предусмотрена и возможность признания не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного суда.

Многоплановая и сложная  природа института Президента, определение  его как главы государства  обусловливают его специфический  конституционно-правовой статус, особенности его функций и полномочий. Выделим некоторые наиболее важные черты, сообщающие Президенту специфическую функциональную роль и отличающие данный государственный орган от других федеральных органов государственной власти.

Во-первых, Президент и  Правительство в соответствии с  Конституцией РФ (ч.4 ст.78) обеспечивают осуществление полномочий федеральной  государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Во-вторых, Президент РФ (п.2 ст.80) обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти.

В-третьих, Президент активно  участвует в осуществлении законодательной, исполнительной и судебной власти.6

Наделение Президента России такими обширными полномочиями прямо  вытекает из конституционной нормы  о том (п.2 ст.80), что он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.7

Так, начало п. 2 ст.80 Конституции  начинается со слов ; «Президент Российской Федерации является гарантом….», то есть президент в исполнении данной функции имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власть субъектов РФ неукоснительного и полного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент так же имеет право оценивать деятельность подотчетных ему органов, таких как Правительства, Совета Безопасности, а так же руководителей тех государственных структур, по которым вносит предложения о кадровых назначениях.8

В установленном Конституцией порядке Президент принимает  меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций  Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные  полномочия, действовать только в  рамках Конституции.

Это относится и к такой  функции Президента, как определение  основных направлений внутренней и  внешней политики государства.9 Она формируется в соответствии и на основании Конституции и федеральных законов и не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащиеся в ней установок большинством избирателей.10

Так, существует определенная форма отчета деятельности осуществления  полномочий Президента и основные направления  дальнейшей деятельности, выражающиеся в ежегодных посланиях Федеральному Собранию. В них формируется основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Данные послания позволяют в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.11

Президент, являясь главой государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях, о чем гласит ч. 4 ст. 80 Конституции. Но это не означает, что Президент единолично решает вопросы о внутреннем и внешнеполитическом курсе развития России, так как вопрос о направлении данного курса есть результат сложного процесса взаимодействия различных политических сил и ветвей государственной власти.

Конституция Российской Федерации  является не только юридическим, но и отправным политическим документом, выражающим компромисс различных политических сил, где определены основные параметры и направления государственной политики России. Поэтому решения и действия Президента направлены на определение основных направлений государственной политики, ограничены действующей Конституцией.12

Так, Президент России, обладающий полномочиями для определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ, касается кадровой политики, утверждения главных направлений военной политики, руководства внешнеполитической деятельностью, участие в формировании правовой политики, руководства текущей социально-экономической политики. 13

Важным моментом в характеристике статуса и положении Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, так как в ней Президент был главой исполнительной власти.

Место, которое занимает в ныне действующей Конституции  глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в  прямой форме то, что Президент  не включается непосредственно ни в  одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти России.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Функциональные полномочия главы государства

Президент Российской Федерации  в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства  и обеспечивающих ему возможность  выполнять закрепленные за ним функции. Поскольку Президент наделен  обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны. Они закреплены в основном в статьях 83-90 Конституции Российской Федерации 1993 года, а так же в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов. Так, ч. 3 статьи 115, посвященной правительству РФ, устанавливает право Президента отменять постановления и распоряжения Правительства.15

Основные полномочия Президента можно объединить в несколько групп.

  1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной власти.

По своим обязанностям в большей степени Президент контактирует с такой ветвью власти как исполнительная. Объем его полномочий по отношению к данной ветви власти характеризуется и тем, что Президент является еще и главой Правительства. Данная функция дает право Президенту формировать Правительство и контролировать его работу. Так, именно Президент назначает Председателя Правительства. Так же имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства.16 По предложению Председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. 17

Согласно п. «а,б,в» статьи 83 Конституции глава государства назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации .

Основным полномочием во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право принять решение об отставке Правительства.

Обеспечивает нормальное функционирование исполнительной власти и право Президента формировать  свою Администрацию, которая выполняет  функции аппарата главы государства. В Администрации функционируют  Контрольное управление Президента, Государственно-правовое управление Президента, Управление делами Президента, Уполномоченный по правам человека, Территориальное  управление, а так же иные структурные  подразделения.18

Информация о работе Полномочия президента