Особенности предупреждения организованной преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Сегодня стало очевидным утрата государством контроля за происходящими в обществе переменами и в то же время установлению криминального контроля за различными сферами жизни с широким использованием инструментов государства и общества.
Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная проработка отдельных вопросов этой опасной проблемы, в частности вопросы определения понятия организованной преступности, ее основные характерные черты, вопросы разработки мер предупреждения и борьбы с организованной преступностью и другие. В значительной степени это объясняется пробелами в научной обеспеченности указанной проблемы. Вышесказанное обусловливает актуальности исследования.

Файлы: 1 файл

Криминология.docx

— 47.21 Кб (Скачать файл)

        К числу правоограничений в трудовой области относятся запрет на совместительство в различных формах для различных категорий должностных лиц, кроме творческой, преподавательской и научной работы.          

 Проект  федерального закона «О борьбе  с организованной преступностью»  дает понятие целому ряду явлений  таких, как: организованная преступность, преступная деятельность, организованная  группа, банда, преступная организация,  сообщество, преступный доход, легализация  преступного дохода. В то же  время в главах закона непосредственно  сформулированы уголовно-правовые  и уголовно-процессуальные нормы,  регламентирующие борьбу с организованной преступностью .          

 Иные специальные меры предупреждения организованной преступности в сфере экономики и финансов      

   Специально-криминологическое предупреждение организованной преступности предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, оперативно-розыскных, фискально-финансовых  и других специальных мер непосредственно направленных на блокировку, нейтрализацию, ослабление причин и условий организованной преступности в сфере экономики и финансов.          

 Рассмотренные  правовые меры, будучи по направленности действия и природе специально-криминологическими, составляют основу  комплекса мер противодействия организованной преступности. Другие группы  специальных мер имеют разнообразный содержательный характер - это и организационные меры, оперативно-розыскные, технические, психологические, финансово-фискальные.        

 Организационные меры  направлены на создание специализированных подразделений в правоохранительных органах,  которые бы непосредственно осуществляли борьбу с организованной преступностью, а также на подготовку и специализацию кадров для этих органов, их достаточное ресурсное обеспечение.         

 Специфика  борьбы с организованной преступностью  предполагает, что заниматься ею  должны только специализированные  органы, работающие в одной связке: когда раскрытием преступлений, совершенных организованными преступными  формированиями, занимаются спецподразделения  по борьбе с организованной  преступностью; расследуют эти  преступления следователи, работающие  только по делам об организованной  преступности и таким образом,  составляющие спецструктуру в  прокуратуре; надзор осуществляют  специальные прокуроры, а уголовные  дела в суде рассматривают  специальные судьи.         

 Таким  образом, не существует единой  специализированной правоохранительной  системы, предназначением которой  являлась бы исключительно борьба  с организованной преступностью.  Это значит, что специальные подразделения,  занимающиеся борьбой с организованной  преступностью в России, достаточно  зависимы от руководства других  правоохранительных органов. Последние  могут оказывать существенное  вмешательство в их деятельность, степень и направленность которого зависит от уровня и глубины их коррумпированности.         

Немаловажное  значение в предупреждении организованной преступности играют процессуальные меры, в частности, такие, как задержание, содержание под стражей, представление, выносимое следователем  в адрес различных учреждений, создающих условия для деятельности организованной преступности, обыски и изъятия предметов и веществ, запрещенных в гражданском обороте, их последующая конфискация, частные определения и др.         

 Специальные  меры, связанные с контролем за  экономической деятельностью,  нейтрализуют или ослабляют условия, способствующие большинству экономических преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями.             

 Разработка  механизма реального финансового  контроля за движением капитала  и имущественным положением  должностных и иных лиц позволила бы отслеживать незаконное их получение, а значит, и своевременно принимать меры, препятствующие уклонению от налогообложения, а также  легализации таких доходов. Этому же может способствовать и наличие действующего механизма изъятия имущества, добытого преступным путем.         

Вместе с  тем необходимо совершенствование  механизма защиты собственников  и добросовестных предпринимателей от преступных посягательств, упрощение  и ускорение процедуры обеспечения  сохранности капиталов и имущества  от недобросовестных контрагентов, создание централизованного банка данных о них.    

 Несомненно, что целевые программы и комплексные  меры, разрабатываемые  непосредственно в целях борьбы с организованной преступностью и  коррупцией, играют ведущую роль в предупреждении этих явлений, однако не менее значимыми в этой сфере профилактики  могут быть и программы, направленные на обеспечение экономической и финансовой безопасности России.       

 Такие  программы должны включать анализ  существующих и прогноз вероятных  угроз экономической безопасности  страны по отраслям экономики  с позиции жизненно важных интересов РФ; критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности страны и обеспечивающие устойчивость экономического и социального положения, необходимые масштабы оборонного производства, нормальное функционирование жизненно важных отраслей производственной и социальной сферы, а также уровень и условия жизни населения, исключающие возможность возникновения конфликтов; организационно-экономические меры, направленные на достижение и постоянное поддерживание параметров развития экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности.         

 Правовые меры предупреждения организованной преступности в целом являются одним из ведущих направлений профилактики организованной преступности в сфере экономики и финансов, поскольку, помимо регламентации общих основ борьбы с организованной преступностью, включают разработку  и принятие законов для регулирования налоговой, финансовой, предпринимательской, банковской, внешнеэкономической, аудиторской деятельности, а также установление ответственности за их нарушение. Законодательная работа по совершенствованию существующих или созданию новых законов, а также разработка механизмов их реализации упорядочила бы многие экономические отношения, что в значительной мере облегчило бы борьбу с организованной преступностью в этой сфере.8         

Крайне важны  для успешной борьбы с организованной преступностью в современный  период технические меры предупреждения. Уровень развития техники в настоящее время настолько высок, что технические средства позволяют не только фиксировать  нарушения в кредитно-финансовой, банковской  и других сферах экономики, но и использовать полученную информацию для доказывания сложнейших преступлений, поскольку технические средства весьма беспристрастный источник доказательств.        

В целом расширяющееся  применение компьютерных технологий в  организованной преступной деятельности  требует особого внимания, специальных знаний и адекватных мер и средств борьбы, а также ее правового обеспечения.        

 Развитие  науки позволяет использовать  быстро развивающиеся информационные  технологии в комплексном психологическом воздействии на организованную преступность, коррупцию на всех уровнях социальной организации общества и противодействию аналогичного воздействия уже со стороны организованной преступности на общественное сознание.        

 Психологическое  воздействие может осуществляться  с помощью разнообразных каналов  средств массовой информации, а  также возможностей современных  информационных технологий. Тактические  приемы информационно-психологического  воздействия чрезвычайно разнообразны  и должны проводиться в комплексе  с оперативно-розыскными и следственными  мероприятиями.         

 Другим  направлением предупредительной  деятельности является воздействие на маргинальную среду, предупреждение вербовки пополнения организованных преступных структур. В данном случае профилактическая работа должна быть направлена на наиболее неустойчивые контингенты  населения, наиболее часто используемые организованной преступностью в качестве своего резерва.          

В настоящее  время актуален переход к конкретной борьбе с международными преступными  организациями и сообществами на основе международных договоров  о правовой взаимопомощи.

Успех предупредительной  деятельности правоохранительных органов  во многом также зависит от качества подготовки кадров, эффективности научных  исследований, от разработки и умелого  применения принципиально новых, научно обоснованных подходов к организации  и методике профилактической и оперативно-розыскной  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, необходимо еще раз обратить внимание на ключевые аспекты рассматриваемой  проблемы.

Исчерпывающего понятия  организованной преступности, которое  отражало бы одновременно уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты, еще не разработано. Но несмотря на неоднородность признаков в определении  организованной преступности сущность ее понимается всеми примерно одинаково. Организованная преступность представляет собой сложное социальное явление, отличающееся многообразием проявлений, множеством внутренних составляющих и  существующих между ними взаимосвязей.

Предупреждение организованной преступности предполагает единство общеорганизационной, предупредительной и правоохранительной деятельности. Реализация различных  мер в рамках такой деятельности позволит стабилизировать общество и обеспечит реальную базу для  противодействия организованной преступности. Задача решения этих проблем стоит  как перед законодателем и наукой, так и перед практическими работниками.

Организованная преступность поразила все сферы хозяйственной  деятельности – отношения собственности, производства и распределения произведенного продукта, сферу обслуживания и далеко не в последнюю очередь финансовую и банковскую сферы. Поэтому одна из основных задач стоящих перед государством – лишить организованную преступность доступа в сферу экономической и финансовой деятельности, возможность которого на сегодня обусловлена пробелами или недостатками в законодательстве, имеющимися в той или иной степени в любой стране.

 

 

 

Список  используемых источников

 

  1. Нормативные акты и другие официальные документы:

 

1. Концепции национальной безопасности РФ (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000г. № 24) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 21.

2. Федеральный закон "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011 «Российская газета»)

3. Федеральный закон « Уголовно-процессуальный кодекс» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001 /"Российская газета", N 249, 22.12.2001)

4. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) "Об оперативно-розыскной деятельности"

 

  1. Учебная литература:

 

5. Долгова А.И. Криминальная ситуация в России и  правовые проблемы борьбы с организованной преступностью // Преступность и законодательство. М., 1997. С.72.

6. Козлов Ю.Г. Изучение организованной преступности: Опыт диалога // Изучение организованной преступности.  М., 1997. С. 9

7. Криминология. Под ред. Долговой А.И. М.: Норма, 2005.

8. Криминология: учеб. пособие. Под ред. Кузнецовой Н.Ф. М.: Проспект, 2006.

1 Козлов Ю.Г. Изучение организованной преступности: Опыт диалога // Изучение организованной преступности.  М., 1997. С. 9

2 Криминология. Под ред. Долговой А.И. М.: Норма, 2005.

3 Криминология: учеб. пособие. Под ред. Кузнецовой Н.Ф. М.: Проспект, 2006.

4 Долгова А.И. Криминальная ситуация в России и  правовые проблемы борьбы с организованной преступностью // Преступность и законодательство. М., 1997. С.72.

5 Федеральный закон "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011 «Российская газета»)

6 Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) "Об оперативно-розыскной деятельности"

7 Федеральный закон « Уголовно-процессуальный кодекс» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001/"Российская газета", N 249, 22.12.2001)

8 Овчинский  А.С., Овчинский  В. С.   Стратегия   и   тактика   противодействия   организованной преступности в информационно-психологической сфере // . М., 1998. С. 26.

 


Информация о работе Особенности предупреждения организованной преступности