Общая характеристика терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 13:48, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является комплексный анализ наиболее актуальных проблем противодействия проявлениям терроризма в Республике Дагестан и разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства, регламентирующего предупреждение преступлений террористического характера и систему мер государственного противодействия терроризму.
Для достижения поставленной цели были определены следующие исследовательские задачи:
- на основании исследования имеющихся в российской и зарубежной науке концепций терроризма выявление общих специфицирующих тенденции, присущих формированию, развитию, проявлениям данного социально-негативного явления;
- проведение комплексного социально-исторического анализа терроризма в России и за рубежом;
- проведение анализа криминологической ситуации и определение места преступлений террористической направленности в общей массе преступности, а также выявление специфичных методов, форм, видов и признаков терроризма;
-выявление особенностей причинно-следственных факторов, способствующих совершению преступлений террористической направленности;
- изучение религиозных пристрастий и этнических традиций населения республики с точки зрения их способствования формированию религиозного экстремизма;
- изучение особенностей личностных свойств террористов с точки, зрения уяснения влияния среды формирования личности на характер совершаемых ею преступлений;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Общая характеристика терроризма…………………………….……8
§ 1. Основные понятия терроризма……………………………………….….8
§ 2. Особенности уголовно-правовой квалификации терроризма………..12
Глава 2. Криминологическая характеристика терроризма………………..26
§ 1. Состояние, динамика, прогноз………………………………………….26
§ 2. Особенности причинно-следственных факторов терроризма………..33
§ 3. Личность террориста, совершающего преступления…………………40
Заключение……………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………….56

Файлы: 1 файл

Диплом криминология.docx

— 109.96 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в  научной литературе проведены типологии  личности террористов, как лидеров  террористических формирований, так  и рядовых участников (исполнителей).

Среди лидеров террористических формирований можно выделить следующие  категории:

1) лица, для которых террористическая  деятельность является средством  достижения политической власти, получения контроля над той  или иной территорией или средством удержания такой власти;

2) лица, для которых террористическая  деятельность является средством  обеспечения господствующего положения  над определенной (даже небольшой  по численности) группой населения,  лиц, непосредственной входящих  в террористические формирования;

3) лица, для которых террористическая  деятельность является средством  реализации националистических  взглядов, религиозной идеологии  в крайне обостренном в искаженном виде (своего рода религиозный экстремизм и фанатизм);

4) лица, для которых террористическая  деятельность является средством  расширения возможности получения  материальной прибыли, получать  сверхдоходы путем дестабилизации  обстановки в регионе в результате  запугивания населения, органов  местного самоуправления, правительства  массовыми террористическими акциями  (в частности, прямое финансирование  террористических формирований);

5) лица, для которых террористическая  деятельность является средством непосредственного получения материальной прибыли, платы за планирование, организацию террористических акций, руководство террористическими формированиями, обучение членов таких формирований, что особенно характерно для иностранных подданных, являющихся по сути наемниками;

6) лица, для которых террористическая  деятельность является средством  достижения определенного статуса  путем выполнения указаний зарубежных организаций, осуществляющих террористическую деятельность или финансирующих ее в своих политических и экономических интересах59.

Рядовых исполнителей терактов и членов террористических формирований в литературе делят на следующие  типы и подтипы.

1. Лица, для которых вхождение а террористическое формирование, участие в совершении террористических актов является средством материального обеспечения, своего рода заработком. Это лица:

а) воспринимающие участие  в подобных организациях как некий  образ жизни, поскольку они выросли  и условиях ведения военных действий, крайней экономической нестабильности и разрухи, в определенной идеологической атмосфере, что характерно именно для  Чечни. Они не имеют какой-либо специальности, ранее не. работали к не пытаются трудоустроиться.

По мнению практически - 40% опрошенных сотрудников правоохранительных органов Чеченской республики, а также, судя по материалам уголовных дел, данные лица составляют значительную часть тех, кто входить террористические формирования или активно привлекается ими для выполнения отдельных поручений, связанных с подготовкой или осуществлением террористических актов (перевозка оружия и взрывчатых веществ, приобретение автотранспортных средств, закладывание взрывчатки и т.п.);

б) действующие по соображениям материальной выгоды, но как бы «вынужденно», без про-явления личной активности в поисках контактов с террористами. У этих лиц в основном имеются семьи, явные трудности в трудоустройстве из-за экономического положения в регионе, они субъективно (а к сожалению, в ряде случаев и объективно) считают, что не могут найти иного заработка, что, по их мнению, является оправданием для участия – временного или постоянного – в незаконных вооруженных формированиях, совершающих террористические акты.

Как среди первого выделенного  подтипа, так и среди второго достаточно много ранее судимых лиц (примерно от одной трети до половины), в том числе неоднократно. Уровень развития их нравственного и правового сознания крайне низок, что позволяет им, участвуя в террористических акциях, направленных на уничтожение большого числа невинных людей, в том числе и единоверцев, не задумываться о последствиях и ориентироваться только на получение материальной выгоды, заранее обговоренной платы.

Такие лица могут переходить от террористической деятельности к  совершению преступлений чисто уголовного характера;

в) лица, участвующие в  террористической деятельности на основе наемничества. Они составляют, по мнению опрошенных сотрудников правоохранительных органов Чечни, примерно 25%. Это, в большинстве случаев, граждане бывших союзных республик, завербованные по своему месту постоянного жительства эмиссарами террористов, или специально приехавшие ради получения материальной выгоды в Чечню и вошедшие в контакт с террористическими формированиями, предложив свои услуги.

2. Лица, пришедшие в террористические  организации в результате активной и целенаправленной вербовки, основываясь в целом на националистических или религиозных воззрениях, своем интересе к религии. Среди них можно выделить:

а) так называемых «идейных», т.е. тех, кто под воздействием проповедников  ислама (действующих в религиозных  училищах, мечетях) уже усвоил идеи национализма, исключительности ислама как мировой религии и активно стремится сам войти в террористические формирования ради «торжества ислама», распространения ислама, шариата;

б) «внушаемых», попадающих под влияние вербовщиков, использующих интерес к религии и вовлекающих в незаконные вооруженные формирования. Эти лица проходят достаточно жесткую идеологическую обработку в кружках «по изучению ислама», в религиозных учебных заведениях.

В то же время и «идейные», и иные не отказываются от материального  вознаграждения и получения регулярных денежных выплат сначала от вербовщиков при изучении ислама (ваххабизма), а затем уже находясь в незаконных вооруженных формированиях. Таким образом, до-статочно сложно определить, что в конечном счете является основным доминирующим мотивом поведения таких лиц, но материальный фактор играет заметную роль, поскольку, напри-мер, члены семьи террористов, как можно судить, получают определенную материальную поддержку, считают, что их родственники выехали в районы действия террористических формирований «на заработки».

Лица, совершающие отдельные  террористические акты или входящие в незаконные вооруженные формирования под влиянием угроз, шантажа, запугивания, обещания материальной поддержки семьи и близким.

Лица, совершающие террористические акты ради достижения известности, авторитета в своем кругу60.

Вывод: В настоящее время отсутствуют развернутые характеристики личности террориста на достаточно репрезентативном уровне. Однако даже имеющиеся разрозненные сведения по этому вопросу весьма значимы для понимания мотивации терроризма. 

Заключение

 

 

 

Содержание и сущность терроризма в России в значительной мере определяется комплексным воздействием дестабилизирующих внешнеполитических факторов, среди которых особую значимость обретает возрастание в целом угрозы международного терроризма, филиалом которого стал на рубеже столетий «чеченский терроризм». Природа терроризма в России также определяется историческими традициями вооруженного сопротивления определенной части населения регионов органам государственной власти России, проявлениями национализма и исламского фундаментализма.

Большое влияние на развитие и распространение терроризма оказывают  криминальные группировки, созданные  на клановой основе, стремящиеся использовать национальный фактор для собственного обогащения, не брезгующие никакими методами для достижения своих целей, вплоть до применения прямого насилия в  виде запугивания и убийств.

Катализатором развития терроризма в исследуемом регионе явилась  также непродуманная и недальновидная политика органов государственной  власти Российской Федерации, своим  невмешательством поддержавшая зарождающийся  криминальный сепаратистский режим  Дудаева, развязавший террор и геноцид  против населения региона.

Действующая в настоящее  время общегосударственная и  региональная система противодействия  терроризму на Северном Кавказе не является в полной мере адекватной существующей в регионе террористической угрозе. Ее основными недостатками являются: фрагментарность и бессистемность, отсутствие единого подхода по пресечению деятельности экстремистов в северокавказских субъектах Российской Федерации. В целом на общегосударственном уровне не выработана и не реализуется эффективная система мер по противодействию терроризму на Северном Кавказе, что определяет перманентный характер его угрозы в регионе.

Среди наиболее значимых недостатков, определяющих неэффективность антитеррористических мероприятий, - бессистемность и непоследовательность в реализации мер по противодействию  терроризму, разобщенность органов  и структур, реализующих задачи по обеспечению безопасности страны от террористических атак.

Исходя из сущности и содержания терроризма, состояния и тенденций его развития в качестве наиболее значимой угрозы национальной безопасности Российской Федерации, представляются крайне важными разработка и реализация единой общефедеральной антитеррористической программы на несколько лет вперед.

Такая программа должна предусматривать  комплекс мер правового, административного, уголовно-правового, политического, информационного, социально-экономического и специального характера, реализующихся системно и последовательно.

Реализация данного комплекса  мер в сочетании с универсальными принципами государственной политики в значительной мере будет способствовать обеспечению безопасности российских граждан как в России, так и за ее пределами.

 

Список литературы

 

 

 

Международные правовые акты.

  1. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол от 12 августа 1949 г.)//Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993
  2. Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам//Международные акты по правам человека: Сборник нормативных актов. М., 1998.
  3. Европейская Конвенция о пресечении терроризма // Международные акты по правам человека: Сборник нормативных актов. М., 1998.
  4. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 26 мая 1988 г. // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов / Составитель B.C. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2003.
  5. Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами // 4752-е заседание Совета безопасности ООН. Предварительный отчет. Нью-Йорк, 6 мая 2003.
  6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г. «Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма»// Сборник правовых актов 1998 г. Вып. 10.

 

Законодательство  Российской Федерации.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства РФ, 1996, №25, ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства РФ, № 52 (ч. I), ст. 4921.
  4. Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 1995, № 15, ст. 1269.
  5. Федеральный закон «Об общественных объединениях»//Собрание законодательства РФ, 1995, № 21, ст. 1930.
  6. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, № 17, 1996, ст. 1915.
  7. Федеральный закон «Об оружии»//Собрание законодательства РФ, 1996, № 51, ст. 5681.
  8. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 1999, № 18, ст. 2208.
  9. Федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма//Собрание законодательства РФ, 2001, № 33 (часть I), ст. 3418.
  10. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности»//Собрание законодательства РФ, 2002, № 30, ст. 3031.
  11. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 2005, №21, ст. 1919.
  12. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму»//Собрание законодательства РФ, 2006, № 11, ст. 1146.
  13. Указ Президента РФ «Об оказании помощи лицам, ставшим жертвами террористического акта в Республике Дагестан и мерах по ликвидации его последствий» № 85//Собрание законодательства РФ, 1996, № 5, ст. 456.
  14. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ № 1300//Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №52. Ст. 5909.
  15. Распоряжение Президента РФ «Об образовании Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе» № 421-рп.//Собрание законодательства РФ, 2004, № 38, ст. 3792.
  16. Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму»//Собрание законодательства РФ, 2006, № 8, ст. 897.

Информация о работе Общая характеристика терроризма