Общая характеристика борьбы с преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

Наиболее часто по отношению к взаимоотношениям государства, общества и преступности применяется термин «борьба с преступностью». Так, ООН проводятся конгрессы по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями. Термин «борьба» толкуется в словарях как активное противостояние неких групп, имеющих противоположно направленные интересы. А. И. Долгова указывает, что именно понятие «борьба» наиболее полно отражает характерные особенности данного вида государственной и общественной деятельности.

Содержание работы

1Понятие борьбы с преступностью………………………………………………3
2 Содержание борьбы с преступностью…………………………………………8
3 Задачи и основополагающие начала борьбы с преступностью……………..19
Библиографический список………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Астапенко_АД_Криминология_Контр1.docx

— 50.14 Кб (Скачать файл)

Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью  осуществляют в России Генеральный  прокурор Российской Федерации и  подчиненные ему прокуроры.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О прокуратуре  Российской Федерации" они координируют деятельность по борьбе с преступностью  органов внутренних дел, федеральной  службы безопасности, органов налоговой  полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов. При этом прокуроры созывают координационные  совещания, организуют рабочие группы, истребуют статистическую и другую необходимую информацию, осуществляют иные полномочия в соответствии с  Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

    Борьба с наиболее опасными проявлениями преступности ведется в рамках обеспечения безопасности.

В России Совет Безопасности определяет жизненно важные интересы общества, государства и выявляет внутренние и внешние угрозы объектам безопасности; разрабатывает основные направления стратегии обеспечения  безопасности Российской Федерации  и организует подготовку федеральных  целевых программ ее обеспечения; разрабатывает  предложения по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в процессе реализации принятых решений  в области обеспечения безопасности, оценивает их эффективность, осуществляет контроль за реализацией разработанной стратегии в области безопасности, выполняет ряд иных важных функций.

Выделяется также территориальная  координация деятельности по борьбе с преступностью, осуществляемая органами исполнительной власти. Она заключается, как отмечает В. И. Кригер, "во-первых, в учете компетенции и разграничении  полномочий государственных органов  и общественности; во-вторых, в согласовании действий по выполнению общих задач. Координация содействует, в частности, тому, чтобы каждый субъект профилактики занимался своим делом, не подменял другие органы, избегал параллелизма и дублирования".

Перспективно создание на федеральном уровне и в субъектах  Федерации при органах исполнительной власти подразделения единой Криминологической  службы. Данная служба могла бы в  сквозном порядке организовывать борьбу с преступностью во всех ее аспектах, исключая те, которые законом возложены  на другие органы. Но это требует  хорошо подготовленных кадров криминологов и развития научных криминологических  исследований.

7. Организация и развитие  научных исследований борьбы  с преступностью

Речь идет и о развитии сети научно-исследовательских учреждений, и о подготовке научных кадров, совершенствовании методики исследований, о внедрении результатов достижений науки в практику. Наряду с криминологическими существенно развертывание междисциплинарных и комплексных исследований, о чем говорилось в главе второй.

Внедрение научных исследований в практику – это двусторонний процесс, который зависит как  от результативности криминологических  исследований, качества научных рекомендаций, так и от готовности, умения практических работников их воспринять и применить. Но важно еще одно звено – сотрудничество научных и практических работников в "привязке" научных рекомендаций к конкретным условиям их применения, их "доводка". Это этап нормального  технологического процесса на производстве. Аналогичное положение складывается и применительно к криминологическим  рекомендациям.

Таковы некоторые черты  общей организации борьбы с преступностью. Вопросы предупреждения преступности разрабатываются только криминологами, а потому их подробному изложению  посвящены две последующие главы.

 

 

8.Правоохранительная деятельность

Применительно к преступности она включает применение предусмотренных  законом мер к лицам, совершающим  преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов жертв этих преступлений, возмещению причиненного вреда.-Соответственно в правоохранительной деятельности выделяются две стороны:

- действия по выявлению, пресечению, раскрытию преступлений, применению мер уголовной ответственности и наказания к лицам, совершившим преступление, либо заменяющих их предусмотренных законом мер (условно здесь можно применять термин "карающая деятельность");

- деятельность по восстановлению нарушенных преступлением прав и законных интересов, возмещению ущерба или правовосстановительная деятельность.

Правоохранительная деятельность осуществляется в многообразных  формах применительно к преступности: оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, уголовно-испол-нительная деятельность, а также гражданско-, административно-процессуальная, производство по делам о дисциплинарных правонарушениях. Последние формы значимы при возмещении вреда, восстановлении прав и законных интересов жертв преступлений.

Очень важно не смешивать  понятия "правоохранительная деятельность" и "деятельность правоохранительных органов", ибо содержание последней  шире, так как на правоохранительные органы возлагаются и функции, вытекающие из предупреждения преступности, общей  организации борьбы с ней.

 

 

 

 

 

 

Задачи и основополагающие начала борьбы с преступностью

Какова же даже задача борьбы с преступностью? Можно ли всерьез рассчитывать на окончательную победу над ней? Эти вопросы задавали себе многие авторы на протяжении всей истории человечества.

Дж. Флорита считал, что преступность, как и грех, – нормальное явление в обществе, ненормальны придуманные людьми санкции и законы. Американский ученый В. Фоке полагал, что "преступность – побочный продукт цивилизации" и соответственно может расти с развитием цивилизации.

Так можно ли добиться над  ней абсолютной и окончательной  победы?. Ясно одно: человечество не помнит себя без преступлений и преступности. Другое дело – уровень преступности и масштабы ее противостояния обществу. Вся история человечества доказала, что ослабление борьбы с преступностью, а тем более ее отсутствие, ведет к безудержному росту преступности и криминализации общества.

Наиболее важными основополагающими  началами борьбы с преступностью можно считать следующие:

а) примат предупредительной  деятельности над правоохранительной, а в предупредительной деятельности – примат мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней: над  предусмотренными законом ограничениями;

б) применение мер, ограничивающих права и свободы граждан, только по фактам нарушения закона и в  предусмотренных законом случаях;

в) обеспечение неотвратимости предусмотренной законом ответственности  виновных лиц за преступления;

г) осуществление борьбы всем обществом, всем населением. Государству  принадлежит важнейшая роль, ибо  только в руках государства находятся  средства и институты принуждения. Государство определяет направления  борьбы с преступностью. Однако нельзя забывать, что усилия государства  могут увенчаться успехом только во взаимодействии с усилиями всех институтов гражданского общества, граждан. Это признано криминологами всего мира и закреплено в ряде резолюций ООН, в частности в материалах специальной сессии IV Конгресса ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями формулируется вывод о том, что в разных странах мира различны пределы использования института участия общественности в борьбе с преступностью, эти различия имеют объективную политическую и социально-экономическую основу, но суть закрепленной в резолюции позиции сводится к тому, что без помощи всего населения, всего общества успех в борьбе с преступностью невозможен;

д) осуществление борьбы с преступностью в режиме законности, только в рамках Конституции государства, не противоречащих ему других законов  и подзаконных актов, с соблюдением  международно-правовых норм. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации "1. Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации (...);

е) подконтрольность народу органов, участвующих в борьбе с  преступностью. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ, "носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный  народ", а ст. 10 Конституции РФ предусматривает, что "государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Одной из актуальных задач является разработка эффективных механизмов контроля народа за деятельностью органов судебной власти, как и других правоохранительных органов;

ж) комплексное осуществление борьбы с преступностью:

з) обеспечение равенства  всех физических и юридических лиц перед законом;

и) экономия уголовной репрессии  и применение наказания в виде лишения свободы, а тем более  исключительной меры наказания –  смертной казни только в случаях, когда иное решение чревато опасностью появления новых жертв преступлений и иного значительного вреда;

к) использование новейших научных и научно-технических  достижений, опережение преступников;

л) международное сотрудничество и двустороннее сотрудничество государств в борьбе с преступностью.

Стратегическими задачами борьбы с организованной преступность являются:

1)Ликвидации основных  организованных преступных формирований  и возмещения ущерба от их деятельности.

2)Устранение причин и  условий, способствующих формированию  преступного общества,

3)Затруднение вовлечения  в преступную деятельность новых  лиц и распространения сферы влияния криминала.

В борьбе с существующими  организованными преступными формированиями правоохранительные органы стремятся  к в первую очередь к их разобщению.

Помимо реагирования на совершаемые  преступления и выявления их непосредственных исполнителей, основной задачей является установление личности лидеров преступных формирований и привлечение их к  ответственности; для этого может  использоваться в том числе содействие менее опасных членов преступных группировок, которым в обмен на сотрудничество с правоохранительными органами значительно смягчаются сроки наказания (вплоть до полного отказа от привлечения к ответственности).

Важными составляющими мер  по борьбе с организованной преступностью  являются финансовый контроль, направленный на затруднение производства операций по легализации преступных доходов, использованию преступных капиталов, и антикоррупционные меры, направленные на очистку правоохранительных органов  и других государственных структур от лиц, содействующих организованным преступным формированиям.

Предупреждение организованной преступности осуществляется на основе комплекса мер общесоциальной и специально-кримино-логической профилактики. Значение имеет подрыв экономических корней организованной преступности, разработка и последовательное осуществление комплекса организационно-управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих затрудняющие условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение из производства криминальных методов регулирования экономических отношений, пресечение легализации преступных капиталов.

Наряду с уголовно-правовыми  запретами в УК РФ для борьбы с  организованной преступностью необходимо принять специальные законы, как  во многих зарубежных странах, регулирующие борьбу с организованной преступностью. Особое значение в этой борьбе придается  специализированным подразделениям по борьбе с организованной преступностью. Борьба должна быть сосредоточена на подрыве авторитетов, создании конфликтных  ситуаций, ведущих к распаду группы или сообщества, т.е. разрушении целостности, устойчивости - качественного признака преступной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Кон-ституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. - N 7. - 21.01.2009.

2. Федеральный закон от 17.01.1992№2202 – 1 (ред. от 23.07.2013) "О  прокуратуре Российской Федерации".

3. Аванесов Г.А., Иншаков  С.М., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д., Криминология./под ред. Г.А. Аванесова. 5 изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ – ДАНА, 2010.

4. Долгова А.И., Криминология: учебник для вузов – 4-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ)/ Долгова А.И. ИНФРА – М, Норма, 2010.

5. Иншаков С.М., Криминология: практикум/ С.М.Иншаков. – М.: Юриспруденция, 2003.

6. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е..Криминология:учебник / подред. В.Н. Кудрявцева, В.Е.Эминова. – М.: Норма : Инфа, 2010.

7. Малков В.Д., Криминология: учебник для вузов. – М: Изд – во Юстицинформ, 2011.

8. Ревин В.П., Рыхлов О.А., Ревина В.В. Криминология. М.: МИПП, 2012.

9. Алиев Оглы Н.Т. Современный грабеж: криминологические проблемы./ Н.Т. Алиев Оглы // Эксперт – криминалист,  - 2009.

10. Вишневецкий К.М. Место виктимологической теории в криминологии. / К.В. Вишневецкий // Общество иправо. – 2010.- №1.

11. Дерюга А.Н. О соотношении  административной деликтологии и криминологии. / В.М. Довыденко // Журнал российского права. – 2011. - №2.

12. Истомин П.А. Предлагаемые  перспективы развития российской  криминологии. / П.А. Истомин // Общество  и право. – 2011. - №3.

Информация о работе Общая характеристика борьбы с преступностью