Неформальные объединения молодежи криминальной направленности и предупреждение их преступных проявлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Преступность несовершеннолетних, будучи составной частью преступности вообще, в то же время имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается главным образом особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в процессе нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие неформальных объединений молодежи криминальной направленности и их характерные черты………………………………...5
Причины и условия преступных проявлений неформальных объединений молодежи…………………………………………………..21
Особенности предупреждения преступных проявлений молодежных объединений неформальной направленности…………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Криминология 30.docx

— 70.95 Кб (Скачать файл)

 

  1. Особенности предупреждения преступных проявлений молодежных объединений неформальной направленности

 

 

 

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем  в предупреждении преступлений, совершаемых  несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц  других возрастных категорий, а также  спецификой совершаемых ими преступлений.

В современных  условиях основными направлениями  совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

  • гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
  • профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
  • усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
  • признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
  • строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют  множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью  целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и  попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации. Функцию организации взаимодействия государственных органов субъектов  Федерации по указанным вопросам осуществляют также комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав при главах исполнительной власти. При городских, районных органах  местного самоуправления образованы специализированные службы для несовершеннолетних, нуждающихся  в специальной реабилитации (в  структуре органов социальной защиты населения), специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и  совершивших общественно-опасные  деяния (в структуре органов образования).14

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Кроме того, в настоящее время создаются  учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные  центры социальной помощи семье и  детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической  помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций  государства, благотворительных организаций  и пожертвований российских и  зарубежных граждан, коммерческих структур.

В специальном  предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято  выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.

К неспециализированным субъектам можно отнести различные  общественные формирования, политические партии и движения, религиозные и  иные организации, а также традиционные структуры - уличные, домовые комитеты, родительские и попечительские советы и т.п. Некоторые задачи решают семейные детские дома, социальные и медико-психологические  центры. Важное место среди них  занимают также общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники милиции и др. В последние годы появились новые субъекты социализации и профилактического воздействия на отклоняющееся поведение и преступления несовершеннолетних (Центр «Дети улиц», Международный фонд «Правопорядок-Центр», Фонды «Правопорядок», «Безопасность», Фонд культуры, Детский фонд; комитеты по делам молодежи, центры реабилитации и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи; коммерческие центры «Подросток»; детские приюты; социальные центры лечения и реабилитации несовершеннолетних, страдающих наркоманией и алкоголизмом; благотворительное общество «Милосердие»; Фонд молодежных инициатив; комитет по делам детства и материнства Минсоцзащиты России). И хотя интенсивность деятельности общественных формирований существенно снизилась, многие из них распались или изменили содержание своей работы, их значение в целом не уменьшается.15

Специализированные  субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том  числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

Особое  место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем  этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием  несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее  других субъектов.

Органы  внутренних дел занимаются предупреждением  преступности несовершеннолетних как  на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:

1) ограничение  влияния негативных социальных  факторов, связанных с причинами  и условиями преступности несовершеннолетних;

2) воздействие  на причины и условия, способствующие  данному виду преступности;

3) непосредственное  воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения  преступлений;

4) воздействие  на группы с антиобщественной  направленностью, способные совершить  или совершающие преступления, участником  которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному  воздействию.16

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие  на несовершеннолетних, склонных к  совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых  они находятся.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также  на их устранение, ограничение и  нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными  и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной  деятельности, проводят комплексные  операции, рейды, целевые проверки и  другие мероприятия.

Первостепенное  значение имеет предупредительное  воздействие на личность несовершеннолетнего, т.е. индивидуальная профилактика.

Относительно  несовершеннолетних профилактическая деятельность проводится в двух случаях: когда негативные явления находятся  в зародышевом состоянии, и когда  такие явления еще не имеют  места, но существует возможность их возникновения. Следовательно, решение  вопроса заключается в своевременной постановке «диагноза», наличии указанных явлений. Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и медицинского характера: выявить детей с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития.

Меры  индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего  преступника, так и на окружающую ее среду. Такое воздействие базируется на тщательном изучении несовершеннолетних, способных совершить преступления; определении основных мер и мероприятий, осуществляя которые можно добиться поставленных целей; выработке рациональных методов организации, контроля и  определения эффекта индивидуального  профилактического воздействия.

Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых  несовершеннолетними, являются исправление  и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной  ориентации. Эта цель определяет содержание индивидуальной профилактики, складывающейся из следующих действий: выявление  несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют  о возможности совершения преступлений; изучение личности этих подростков; определение  и устранение источников отрицательного влияния на них; исследование возможностей создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений; осуществление  контроля за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни; периодический  анализ полученных результатов и  внесение соответствующих коррективов  в работу.

Особое  внимание при этом (с постановкой  на учет) сотрудники органов внутренних дел уделяют несовершеннолетним:

  • ведущим антиобщественный образ жизни (употребляющим спиртные напитки, наркотики, не занятым учебой и общественно полезным трудом);
  • группирующимся на антиобщественной основе;
  • вернувшимся из специальных школ и профтехучилищ;
  • осужденным условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тем, к кому применена отсрочка исполнения приговора;
  • освобожденным из воспитательных колоний.

Индивидуальное  предупреждение преступных деяний диктует  необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в  определенных условиях могут детерминировать  преступное поведение. Важно также  знать о наличии или отсутствии аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего, признаков, свидетельствующих о  его психической неполноценности. Эти вопросы могут быть решены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего  преступника в психолого-педагогических центрах. При этом обеспечивалась бы психолого-педагогическая диагностика  личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а работники  милиции получили бы конкретные рекомендации по проведению с ними профилактической работы.17

Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, могут быть использованы двояким  образом: непосредственно или через  иных лиц, участвующих в предупредительной  деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и  приемов индивидуального воздействия  на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного  характера.

Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве  случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах. Это требует от работников, занимающихся такой профилактикой, высокого профессионализма, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей, настойчивости. Успех профилактики будет достигнут, если практические работники свои усилия будут направлять не на подавление и разрушение группы, а на искоренение причин и условий, порождающих эти группы.

Как и  любой вид деятельности, предупреждение групповой преступности несовершеннолетних требует определенной последовательности. Практика обычно идет по следующему пути: выявление групп правонарушителей, криминологическая диагностика  группы, учет групп и их участников. Для воздействия на группу в целом, а также и на каждого ее участника  применяются различные методы предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. В числе таких методов выделяются: изоляция группы; расформирование группы; переориентация группы.18

В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать воздействие  и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение  подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, необходимо изучить такую семью  во всех аспектах. Важно также владеть  методами, разработанными специалистами  в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.

Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое  значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Своевременность такого выявления позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность. Прямое отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеют также своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, а также правильное применение мер пресечения.19

Информация о работе Неформальные объединения молодежи криминальной направленности и предупреждение их преступных проявлений