Личность преступника в криминологической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:24, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка психологической концепции криминогенной сущности личности преступника и на ее основе формулирование комплекса научно-практических рекомендаций по совершенствованию правоохранительной деятельности и средств борьбы с преступностью, связанных с применением уголовно-правовых мер, прогнозированием и предупреждением преступных деяний, исправлением осужденных.

Содержание работы

Введение
Глава I Личность преступника в криминологической науке.
1.1Понятие личности преступника. Основные криминологические признаки личности преступника.
1.2 Деформация направленности личности преступника
1.3Социальные факторы и поведение человека.
Вывод по 1 главе
Глава II Характеристика и типология личности преступника
2.1Классификация и условия формирования личности преступника
2.2 Использование криминологических типологий личностей преступников
Вывод по главе 2
Глава III Значение криминологической характеристики личности преступника
3.1 Характеристика личности несовершеннолетнего преступника
3.2 Некоторые криминологические аспекты личности корыстного преступника
3.3 Криминологическая характеристика участника организованной преступной структуры
3.4 Некоторые криминологические аспекты личности преступника-рецидивиста

Вывод по главе 3
Заключение
Список источников литературы.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Паниной.docx

— 113.70 Кб (Скачать файл)

   Нужда, потребность, удовлетворение образуют цикл функционирования субъекта. Нужда представляет собой противоречие между необходимым и фактическим состоянием "тела" субъекта, отражающееся в виде эмоций, чувств, суждений недовольства. Удовлетворение - это единство необходимого и фактического состояния "тела" субъекта, отражающееся в эмоциях, чувствах, суждениях удовлетворения13.

   Потребность представляет собой побуждаемое нуждой стремление к удовлетворению, представляющее мощный сознательно-психологический механизм регуляции человеческой деятельности.

Потребность может включать в себя:

1) представление, то есть, цель о благе, необходимом для удовлетворения;

2) совокупность интересов-целей, которые выступают средствами реализации потребности-цели;

3) программу оценочно-познавательных действий предметов среды для выбора среди них нужного блага;

4) программу потребительских действий и операций, превращающих предмет потребления в предмет удовлетворения14.

Продолжая градацию потребностей людей, следует отметить, что их также  можно разделить на витальные (в продолжении рода, в сне, в пище и др.), материальные (в одежде, в жилье и др.), социальные (в безопасности, в уважении, в самоутверждении и др.), духовные (в добре, в справедливости, в красоте и др.).

   Бесспорно, источником преступного поведения может быть далеко не всякая потребность. В большинстве случаев источником мотивации преступного поведения являются потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждении) и, пожалуй, сексуальные потребности. При этом, нельзя однозначно утверждать, что для законопослушных граждан данные потребности являются менее значимыми, чем для преступника. Существенная разница заключается в деформации потребностей преступника, состоящая в негармонично развитых духовных и материальных потребностях, потребностях в самоутверждении, но исключительно противозаконными способами.15.

   Еще одной категорией причин появления того или иного мотива является интерес. В самом общем виде интерес можно определить как сосредоточенность человека на определенном объекте в силу его личностной значимости, привлекательности для него. Устойчивый, глубокий интерес к чему-либо побуждает индивида к определенной общественно полезной либо, напротив, противоправной деятельности16.

   В зависимости от индивидуального стремления субъекта к предметам, являющимися для него благами, представляется возможным особо выделить интересы материальные (пища, одежда, жилье и др.), экономические (деньги, драгоценности, акции и др.), политические (власть, статус, служебное положение и др.), религиозные (Бог, вера и др.), моральные (добро, долг, честь, справедливость и др.), эстетические (красота, комическое, трагическое и др.).

Если потребности бывают нормальными или извращенными, при  этом удовлетворение последних приводит к конфликту личности и общества, то интересы сами по себе выступают  причиной конфликта. Это могут быть противоречия между интересами людей и нормами поведения в обществе17.

   Перед тем, как интересы и потребности перерастают в мотив преступления, личность преодолевает еще один внутренний барьер - ценностные ориентации. Ценности являются одним из центральных личностных образований и выражают субъективное отношение человека к социальной действительности, определяют содержательную сторону его направленности, составляют основу субъективного отношения к другим людям, к самому себе, основу мотивации жизненной активности, оказывают существенное влияние на все стороны деятельности субъекта, определяют восприятие индивидом социальной ситуации.

   Ценностные ориентации преступников деформированы в сторону гипертрофированного индивидуализма, стремления к личной корыстной выгоде или авторитарному подавлению окружающих. У них устойчива привычка действовать под влиянием именно сиюминутного побуждения, не задумываясь о праве и возможном наказании18.

   При анализе антисоциального поведения личности часто используется такое понятие, как антиобщественная установка. Установка относится к тем неосознаваемым внутренним регуляторам поведения, которые могут благодаря также неосознаваемым механизмам социализации (внушение, заражение, идентификация) формироваться в раннем детстве и проявлять себя в поведении взрослого человека. Установка дает представление о формировании системы внутренней регуляции, прежде всего, на ранних стадиях развития личности, что чрезвычайно важно для объяснения генезиса преступного поведения.

   Таким образом, в процессе формирования асоциальных установок за счет многократных повторений происходит, во-первых, трансформация потребностей, на месте прежних формируются извращенные потребности, во-вторых, асоциальное действие закрепляется до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свидетельствует о возникновении фиксированной установки.

 

1.3 Социальные факторы  и поведение человека.

 

   Важность социального фактора в нашем поведении трудно переоценить. Все мы находимся под влиянием того "миниобщества", в котором живем. И моральные и социальные факторы, а именно внутренние мотивы и сигналы, которые мы получаем от других людей могут оказаться более важными, чем поощрение и наказание. Нередко под красивыми терминами подразумеваются простые вещи. Например термин "преступная субкультура" - это только лишь взаимодействие между членами преступного сообщества. То есть при нахождении субъекта внутри, скажем, городской банды, высота оценки личности другими членами сообщества напрямую зависит от взаимодействия субъекта с социальной средой. Нарушение законов, издевательство над полицией, участие в преступных акциях - все это формирует уважительное отношение членов сообщества по отношению к субъекту. Нарушение законов внутри банды является нормой группы, и, соответственно, противоречит официальным нормам.

    Поэтому иногда стоило бы рассматривать преступника не только как сугубо врага общественного правопорядка, но и как человека, который для удовлетворения личностных желаний и стремлений, сформировавшимся на основе многочисленных факторов, осуществляет свой выбор между "конкурирующими законодателями". Группы, к которым мы принадлежим и есть, в некотором смысле миниатюрные общества с крохотными "правительствами" и "законами" в каждом из них. Очень часто "правительство", которое находится ближе к человеку, выглядит более угрожающим. Человек, входя в преступную группировку, осуществляет свой свободный выбор. В дальнейшем выбора у него остается все меньше и меньше. Санкции преступной группы могут настигнуть субъекта быстрее, нежели официальные.

    Необходимо также учитывать влияние находящихся рядом людей, хотя бы потому, что это влияние находит убедительную поддержку.

  И группы, и отдельные люди воздействуют на наше восприятие правил и законов. Равное давление может сильно изменить мышление и поведение. Недооценить роль государства в этом процессе трудно. Законодательная власть самостоятельно оказывает сильнейшее равное давление, а также создает общественное мнение, поддерживающее законность. 

   Особую роль в формировании генезиса преступного поведения играет мировоззренческая позиция, без которой невозможна правильная ориентация в "нормативной среде", как и в социальной среде в целом.

   Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих, его моральный, идейно-нравственный облик. Структуру мировоззренческой основы личности составляют ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические и др. взгляды. При этом мировоззрение выступает не просто как система взглядов на жизнь, на свое место в обществе, на происходящие события, но и осмысление своей системы ценностей19. Мировоззренческая позиция, как и система ценностей усваивается человеком в различных социальных группах и во многом зависит от адаптированности личности к образу жизни, привычкам и требованиям этих групп. Искаженное миропонимание, которое существенно расходится с мировоззрением и моралью общества, ведет к образованию у человека потенциальных причин, под влиянием которых субъект избирает неправомерный способ удовлетворения своих потребностей20.

   Мировоззрение человека проявляется через его убеждения. Убеждение выступает в двух значениях: во-первых, как синоним уверенности в истинности конкретного факта как существенный компонент мировоззрения; и, во-вторых, как наивысший уровень направленности в структуру которого входит не только мировоззрение, но и воля к борьбе за него. В этом случае убеждение - высший итог идеологического воспитания личности.

   В зависимости от потребностей, интересов, сформированных установок и системы мировоззрения (взглядов, идеалов, убеждений) можно выделить шесть основных типов направленности личности.

1. Интернализаторско-конформистская направленность доминирует у законопослушных граждан, а точнее правоисполнительных. Основой регуляции их поведения, а также выбора средств достижения личностных целей является личностная и социально-полезная (общественная) направленность.

2. Интернализаторско-девиантная направленность доминирует в асоциальном или антисоциальном поведении, и характерна для лиц действующих в соответствии со своей внутренней позицией.

3. Идентификаторско-конформистская направленность доминирует у тех, кто ценит себя как члена конкретного общества. Их правопослушное или законопослушное поведение связано с тем, что их поведение соответствует их референтной (значимой) группе, и способствует их самоопределению. В этом случае первостепенное значение приобретают нормы референтной группы, даже в отсутствии каких-либо неформальных санкций.

4. Идентификаторско-девиантная направленность характерна для лиц, подверженных влиянию асоциальной или антисоциальной референтной группы. Они скорее будет ориентироваться на нарушающую закон референтную группу. Направленность носит деформированный характер по типу гипопроекции со стороны группы, или гиперпротекции с ее же стороны.

5. Податливо-конформистская направленность характерна для лиц, ориентирующихся на юридические санкции только ради получения вознаграждения или избежания наказания, и служит примером классического сдерживания. Их поведение можно назвать законопослушным, т.к основном сдерживающим фактором является страх наказания. В их сознании присутствует две противоположных установки (правовая и противоправная).

6. Податливо-девиантная направленность является ведущей у тех, кто убежден, что юридические санкции слабы и этим будет продиктована их антисоциальная установка21.

   Таким образом, в соответствии с данной концепцией о порождающей функции направленности в формировании мотива вполне можно сделать вывод о существовании криминального мотива, под которым следует понимать "продукт мотивации, то есть, психической деятельности, конечной целью которой является формирование оснований асоциальной активности человека и побуждения к достижению выбранной криминальной цели"22.

К примеру, Ф.С. Сафуанов, рассматривая психологию криминальной агрессии, связывает такое поведение со следующими ограничениями:

а) ограничение выбора промежуточных  целей. Промежуточные действия и  операции, сообразные конечной цели, с  психологической точки зрения нейтральны к уголовно-правовой их оценке, они  могут включать как социально  приемлемые, так и криминально-агрессивные  поступки. Взаимодействие ситуативных  и личностных факторов может обусловливать  невозможность выбора правомерных  способов реализации цели.

б) затруднения при необходимости  изменения уже реализуемого действия или полного отказа от действия - при изменении объективного содержания ситуации. Динамика ситуации меняет смысл действия преступника и требует коррекции. Но психическое состояние преступника, обусловливающее игнорирование внешних изменений, может препятствовать нормальному контролю и коррекции своего агрессивного поведения23.

   Таким образом, род личностью преступника следует понимать вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определенного, указанного в уголовном законе возраста, а также комплекс присущих ему внешних и внутренних качеств, предопределивших его преступное поведение.

 

Вывод по 1 главе

 

   Личность преступника является составным элементом предмета криминологии. Значимость исследования личности преступника состоит, прежде всего, в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей организации и осуществления предупреждения преступлений.

   Под личностью преступника понимается лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, отражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения.

   Совокупность социальных свойств и признаков личности, их содержание, соотношение социально-положительных и социально-отрицательных элементов дают наиболее полное представление о тех, кто совершает преступление, а также помогает понять, оценить как сам поступок, так и лицо, его совершившее.

   Общее же понятие личности преступника является достаточно абстрактной категорией и используется в основном в качестве рабочего инструментария в процессе научного анализа соответствующих лиц.

 

Глава II. Характеристика и типология личности преступника

2.1 Классификация и условия  формирования личности преступника

 

  Говорить о личности преступника как о социальном типе можно лишь в том случае, если она отличается каким-либо признаком, которого нет у представителей других социальных типов. Таким признаком, свойством является его общественная опасность, заключающаяся в возможности нанесения вреда тем отношениям, которые охраняет государство24.

   Существуют несколько  типологических схем личности  преступника. По признаку антиобщественной  направленности поведения в основу  типологии положено отношение  личности к различным общественным  ценностям.

Информация о работе Личность преступника в криминологической науке