Криминологическая характеристика коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

По оценкам Всемирного банка, ущерб мирового сообщества от коррупции составляет 80 млрд. долл. в год. Данная оценка не учитывает косвенных потерь, которые, вне всякого сомнения, превышают приведенные цифры.
Исключительную опасность для международной безопасности представляет тесная связь коррупции с транснациональной организованной преступностью, обеспечивающая последней благоприятные условия существования и многократно повышая ее жизнестойкость.

Файлы: 1 файл

криминология контрольная.docx

— 41.12 Кб (Скачать файл)

Ещё одним важным документом является Национальный план противодействия  коррупции.  Национальный план противодействия коррупции разработан в целях устранения коренных причин коррупции и содержит следующие:

1) изменение законодательства для  борьбы с коррупцией;

2) совершенствования государственного  управления;

3) повышения профессионального  уровня юристов и правовое  просвещение.

Одна из мер предупреждения коррупции, по Национальному плану, - антикоррупционная  экспертиза правовых актов.

Указ Президента «Об утверждении  общих принципов служебного поведения  государственных служащих». Общие принципы представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Государственные служащие призваны исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей, проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций. Кроме того, государственные служащие должны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении ими должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственного органа и др.

 

 

Меры по профилактике коррупции

В системе правоохранительных органов  практически отсутствуют специалисты, на современном уровне понимающие природу  коррупции, а следовательно, и методы борьбы с ней. Подавляющее большинство  предлагаемых мер связано с противодействием проявлениям коррупции. Об этом свидетельствует  не только Федеральная программа  по усилению борьбы с преступностью  и не только проекты очередных  программ по борьбе с коррупцией, разрабатываемые  ведомствами охраны правопорядка и  предусматривающие нерезультативные «меры по усилению борьбы». Самое  опасное - не криминальная, а системная проблема, о чем подробно говорилось выше.

Низкое качество работы правоохранительных органов, которые сами разъедаются коррупцией, а профессиональный уровень работников в общей массе не соответствует сложности проблем.

Правоохранительная система не может в одиночку справиться с этой задачей; ее должны решать сообща государство и общество.-Можно без колебаний утверждать: правоохранительная система страны не справляется с задачей борьбы с коррупцией.

Поскольку коррупция есть следствие  общих проблем страны и общества, борьба с ней не сводится только к реализации узкой антикоррупционной  программы, но должна пронизывать все  программы обновления. В этих случаях  антикоррупционная программа выступает  также в качестве дополнительного  обоснования реализации соответствующих  мер в смежных программах. Кроме  того, это подразумевает необходимость  координации, с тем, чтобы избежать дублирования или, наоборот, сложить  усилия. Ниже приведены некоторые  меры, общие для антикоррупционной  и других программ, как уже осуществляемых, так и тех, которые должны реализовываться  в будущем.

Совершенствование механизмов и разумное определение сфер государственного присутствия в экономике должны сужать почву, на которой процветает коррупция. Тот же эффект дает наведение  порядка в сфере государственных  финансов. Приведем несколько примеров.

    1. Переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита бюджетных средств, при которой резко расширяется сфера «личного усмотрения» при принятии решений чиновниками.
    2. Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов.
    3. Совершенствование налогового законодательства уменьшает теневую зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов.
    4. Уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции.

Для социальной сферы антикоррупционные  меры складываются, по тому же принципу снижения зависимости граждан от процессов теневой экономики  и ограничении сфер произвола  чиновников.

 

Можно сильно потеснить низовую  коррупцию, введя реальную зависимость  системы предоставления основных услуг  населению от самого населения через  его влияние на формирование эффективного местного самоуправления. Практика показывает, что, например, местная дорожная полиция, находящаяся в ведении избираемых населением органов местного самоуправления, несравненно менее коррумпирована, нежели автоинспекция, входящая в систему  органов внутренних дел. Однако местное  самоуправление должно развиваться  параллельно борьбе с коррупцией и организованной преступностью. В  противном случае местное самоуправление попадет под контроль преступности.

 

В качестве необходимой в борьбе с коррупцией меры должна осуществляться и реформа исполнительной власти. Получение населением информации о  планах, решениях и действиях властей.  Налаживание общественного контроля за властью. Возможности населения получать информацию должны обеспечиваться законодательно предусмотренной обязанностью властей предоставлять эту информацию и неукоснительными санкциями за нарушение этих обязанностей. Четкое разграничение функций принятия решений, реализации решений, контроля, предоставления услуг. Сейчас многие правительственные ведомства совмещают выполнение этих функций.

Сейчас у нас, в отличие от большинства других стран, основная часть подобных решений принимается  коллегиально: Правительством или всевозможными  комиссиями.

Необходимо также введение открытых конкурсов на государственные заказы и закупки. Там, где это невозможно, должны применяться жесткие спецификации и стандарты на продукцию и  услуги. Уменьшение монополии и создание конкуренции в сфере оказания государственных услуг приведет к снижению возможностей для коррупционной  деятельности. Рынок коррупционных услуг функционирует по законам «экономики дефицита», поэтому необходимо всячески облегчать доступ граждан к государственным услугам.

Бюджетное недофинансирование органов  исполнительной власти заставляет их создавать внебюджетные фонды, пополняемые  за счет отчислений, связанных, как  правило, с выполнением ведомством своих функций (платежи, штрафы и т.п.). Внебюджетные фонды контролируются гораздо слабее, что способствует разрастанию коррупции.

Реформа государственной службы является центральным звеном в комплексе  антикоррупцинных мер, имеющих профилактический характер. Одновременно с увеличением  денежного содержания и введением  мощной системы социальных гарантий необходимо избавляться от устаревшей системы ведомственных льгот, связанных  с бытом чиновников. Однако существенное увеличение зарплат чиновников, проведенное  около года назад в нашей стране, до сих пор не дало ощутимого улучшения  ситуации, поэтому этот аспект антикоррупциных мер представляется спорным

Необходима также отладка механизмов прохождения службы с учетом разграничения  юридического статуса профессиональных чиновников и «политических назначенцев». Установление для руководителей  в органах исполнительной власти ограничивающих квот на включение в  круг своих подчиненных «политических  назначенцев» дает полезный эффект. Присутствие  в окружении начальника карьерных  чиновников, меньше зависимых от воли этого начальника, уменьшает возможность  его коррупционного поведения.

Принятие Этического кодекса государственного служащего позволит формировать  на государственной службе моральную  обстановку, в которой уменьшается  вероятность коррупционных действий. Усиление роли законов в действиях  чиновников неизбежно способствует ограничению коррупции. Для этого могут понадобиться, в частности, следующие меры:

-разграничение компетенций и защита компетенции чиновников;

-уменьшение сферы действия личного усмотрения;

-установление жесткого порядка взаимодействия чиновников и граждан, при котором гражданам всегда и полностью известны их права и обязанности чиновников;

-введение в ряде важных случаев уголовных мер ответственности для чиновников за факт нарушения закона (не только при наличии доказуемого злого умысла);

-ужесточение контроля над государственными служащими и ответственности за отклонения от предписанного законами поведения.

 

Победить коррупцию можно только с привлечением институтов гражданского общества, поскольку именно оно более  всего заинтересовано в такой  победе. Это тем более необходимо в условиях серьезного отчуждения общества от власти. Привлекая общественные организации к полноценному сотрудничеству при решении проблемы подобного  масштаба, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит, шанс на достижение поставленных целей.

Без привлечения общественности нельзя обуздать низовую коррупцию, поскольку  на нижних уровнях управления коррупция  малочувствительна к властным импульсам, идущим сверху, но может быть потеснена только при напоре снизу, усилиями граждан и институтов гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Коррупция представляет собой серьезную  угрозу для современного российского  государства и общества. Непринятие кардинальных мер по противодействию  данному явлению может привести к негативным последствиям для государства  и общества. Противодействие коррупции  должно состоять в совершенствовании  экономического законодательства и  законодательства о государственной  службе.

Законодательство должно быть ориентировано  на борьбу, главным образом, с коррупцией как с негативным явлением, а не с коррупционерами. Антикоррупционная  политика должна представлять собой  комплекс мер и процедур, применение которых именно в совокупности принесет ожидаемый положительный результат. Необходимым представляется создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на федеральном  и региональном уровнях с наделением их особыми полномочиями.

Конкретными мерами должны стать: исключение коррупционных преступлений из перечня  статей, по которым объявляется амнистия, установление достаточного срока для  надлежащего рассмотрения коррупционных  преступлений, установление запретов на занятие в дальнейшем государственных  должностей теми, кто был уличен в коррупции, формирование положительного образа российского чиновника и  государственной службы, повышение  престижа государственной службы, уменьшение наличного оборота, использование  метода провоцирования, системы многоканального  получения информации о совершенных  и готовящихся коррупционных  преступлениях.

Должна существовать система мониторинга  возможных точек возникновения  коррупционных действий; распределение  и ротация государственных служащих должна стать нормой для современного российского государственного аппарата.

Неотъемлемой частью антикоррупционной  политики должна стать также ратификация  и исполнение международных договоров  и конвенций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:                                                      

  1. Конституция Российской Федерации.Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

3. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти и служебных полномочий, халатности и должностном подлоге».

4. Федеральный закон от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации объединённых Наций против коррупции»

5. Конвенция ООН против коррупции.

6. Федеральный закон № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».

7. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

8. Указ Президента «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации».

9. Указ Президента «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». 

10. Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению эффективной работы Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией».  

11. Указ Президента «О мерах по противодействию коррупции»

12. Указ Президента «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

13. «Словарь иностранных слов». Комлев Н.Г., 1999.

14. Полубояринова, А.Н. Криминологическое понятие преступности против интересов службы в органах местного 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………...……….….……1

Криминологическая характеристика коррупции……………….……….……..2

Меры по профилактике коррупции…………………………….………….……7

Заключение………………………………………………………………...…….11

Список используемых источников и  литературы……………………...…..….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Криминологическая характеристика коррупции