Индивидуальное преступное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 14:54, контрольная работа

Описание работы

При криминологическом анализе причин совершения преступления важно учитывать роль социально-психологического механизма поведения личности. Под таким механизмом понимается последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный.
Основной целью данной контрольной работы является изучение механизма индивидуального преступного поведения, его стадий и звеньев, а также взаимодействия личности и ситуации как основных причин, движущих личностью при совершении преступления.

Файлы: 1 файл

КРИМИНАЛОГИЯ.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

   2.  экономического характера;

   3.  социального и социально-психологического характера;

   4. организационно-правового  характера (факторы, связанные  с принятием новых законов,  предусматривающих уголовную ответственность  за совершение преступлений; с  пробелами в уголовном и другом  законодательстве; с недостаточно высокой эффективностью отдельных правовых норм, регламентирующих порядок назначения и исполнения наказания; факторы, связанные сдеятельностью органов, осуществляющих контроль над преступностью; с принятием актов об амнистии; практикой помилования преступников и т.п.);

   5.  другие факторы, не относящиеся к вышеназванным четырем группам. [3 ст 48-53].

     Заметим  здесь же, что диапазон факторов, оказывающих влияние на преступность, весьма широк. Для их всестороннего  и глубокого изучения необходимы  специальные криминологические исследования.

 

 

 

  1. Механизм совершения преступления.

 

Каждый человеческий поступок, в том числе преступление, имеет определенный механизм совершения преступления. Социально-психологический  механизм  преступления складывается из ряда элементов и этапов. Элементами психологического механизма конкретного поступка являются нравственные свойства личности, среди которых с этим поступком непосредственно связаны потребности, интересы, мотивы, цели. Этапами функционирования механизма являются: формирование нравственных свойств, их актуализация, принятие поведенческого решения, его реализация.

Криминальная  направленность поступка обусловлена  не особым характером психологического механизма его совершения, отличного  от механизма правомерного поведения, а дефектами отдельных звеньев общего механизма и искажениями на различных этапах его формирования. Аналогичные дефекты и искажения, превращающие поступок в преступление, могут относиться к любому названному звену психологического механизма, к одному или нескольким этапам его функционирования, иметь  различную продолжительность действия. Однако нельзя сбрасывать со счета, что дефекты и искажения в условиях нравственного формирования обычно отдалены по времени от самого преступления и в момент его совершения, особенно взрослыми лицами, уже отсутствуют.

В то же время  не так часто и в меньшем  масштабе «сдвиг во времени» в действии причин и условий индивидуального  преступного поведения имеет  место и применительно к этапам актуализации потребности и принятия решения: они тоже иногда отстоят от преступления на определенный промежуток времени, в течение которого происходят обдумывание, подготовка, приискание средств, выжидание удобного момента и т.д. Для этапа осуществления преступного решения, который обычно совпадает с самим преступлением, подобный разрыв во времени нехарактерен.

При изучении этапов психологического механизма преступного  поведения можно выявить его  дефекты и искажения, приводящие к 

 

преступлению, определить, в чем кроются причины  и условия подобного искажения, и на этой основе осуществить необходимые предупредительные меры. Психологический механизм совершения  преступления отчетливо обнаруживает социальную природу подобного поведения.

Как всякий поступок, преступление представляет собой акт сознательной волевой человеческой деятельности. Каждый такой акт связан с удовлетворением какой-либо испытываемой лицом потребности. Потребности людей многочисленны и разнообразны – от элементарных, жизненно необходимых биологических и физиологических потребностей в самосохранении (пища, тепло, одежда) и размножении (любовь, материнство, дети) до сложного переплетения социальных потребностей материального и духовного характера (информация, знания, труд, творчество, общение, самовыражение, самоутверждение, общественная деятельность и др.).1

Осознанная  и осмысленная человеком потребность, признанная им существенной, лично  значимой и подлежащей удовлетворению, обретает значение интереса. Интерес  – это непосредственная субъективная причина конкретного поступка или определенной линии поведения.

Следовательно, непосредственной психологической  причиной отдельного преступления является стремление лица удовлетворить свою потребность вопреки и в ущерб  общественным интересам.

Исходя из социального  содержания и значимости для общества, все потребности можно классифицировать на следующие:

1. жизненно необходимые,  обеспечивающие условия существования  человека (еда, тепло, самозащита  и т.п.);

2. нормальные, социально  одобряемые (приобретение знаний, общение,  самовыражение, стандартные бытовые условия);

3. деформированные,  искаженные за счет гипертрофирования  жизненно необходимых нормальных  потребностей;

4.  извращенные,  антисоциальные потребности, удовлетворение  которых объективно противоречит  как общественным интересам, так и подлинным интересам личности (пьянство, паразитизм, сексуальная распущенность, наркомания, токсикомания и др.).

Наиболее общественно  опасны и чреваты криминальными  проявлениями антисоциальные, извращенные  потребности. Однако, их удовлетворение в общей массе всех преступлений составляет не более 15 %. В подавляющем большинстве случаев преступность деяния связана не с содержанием потребности, а с характером, способом ее удовлетворения. [4.ст 202-204].

С целью получения  желаемого результата в своей потребности индивид осмысливает имеющиеся для этого объективные возможности, оценивая все, что способствует и препятствует этому, и ставит перед собой конкретную цель, для достижения которой он избирает определенные пути и средства. Важной особенностью такого психологического процесса, ведущего человека от ощущения потребности и осознания интереса к конкретному поступку, является то, что на всем его протяжении индивид неоднократно осуществляет выбор соответствующего решения: удовлетворить потребность или воздержаться, каким путем ее удовлетворить, какие средства для этого избрать и т.п. Возможность данного выбора определена наличием различных вариантов решения. Если их нет, поступок вынужден в некоторых случаях не являться преступным. Необходимость выбора связана с различной социальной значимостью этих решений, а сам выбор зависит от нравственной сущности человека. 

Так, любой человек  в большей или меньшей мере испытывает потребность в самовыражении  и самоутверждении. На основе этой потребности  у него формируется интерес проявить себя, привлечь к себе внимание, заставить считаться с собой. В этой связи один поставит перед собой цель занять престижное служебное или общественное положение, другой пойдет иным путем – попытается выделиться среди окружения озорными действиями, хулиганством и т.п. Но и тот, кто решит занять престижное положение, может избрать для этого социально одобряемые, легальные средства (овладение знаниями, профессиональное совершенствование, активную общественную деятельность и т.п.), а может добиваться этого путем обмана, взяток, различных злоупотреблений и превышения власти.

Выбор зависит  от ряда объективных обстоятельств, в которых находится человек, в частности от наличных возможностей для удовлетворения испытываемой потребности. Но в еще большей степени выбор зависит от нравственных свойств индивида. При этом преступность совершаемого деяния определяет преимущественно не сам по себе характер испытываемой потребности, а то, что она удовлетворяется недозволенными способами и средствами, ценой существенного нарушения общественных интересов.

Например, в  основе присвоения или растраты лежит  стремление к приобретению материальных благ, которое само по себе не является антисоциальным. Но удовлетворение данной потребности должно согласовываться с возможностями общества, производиться в соответствии с установленными принципами распределения. Игнорирование такого положения, получение материальных благ обходным путем нарушает общественные интересы и образует криминал. Даже жизненно необходимая потребность, если она удовлетворяется ценой существенного нарушения общественных интересов (например, приобретение средств на существование путем разбоя, спасение собственной жизни за счет причинения смерти другому и т.п.), как правило, не исключает преступности содеянного. В еще большей степени это относится к случаям удовлетворения гипертрофированных потребностей, хотя и социально приемлемых, но не соответствующих общественным возможностям, и тем более потребностей антисоциальных.

Отсюда следует, что важным направлением профилактики преступлений является надлежащее нравственное формирование личности, выработка у каждого индивида социально оправданных потребностей, умения регулировать и согласовывать их с общественными интересами, подчинять требованиям социальной необходимости.

Таким образом, нравственные свойства человека, влияющие на совершение им конкретного поступка, не даны ему от рождения и не возникают  неожиданно, а складываются на протяжении всей предшествующей жизни индивида, под влиянием совокупности условий, в которых эта жизнь протекает. От того, какими окажутся эти условия, с чем и с кем сталкивается индивид на своем жизненном пути, зависит формирование его личности. Случайность, конечно, не исключена. В ряде случаев ее бывает достаточно много, но в этой случайности проявляется определенная закономерность, состоящая в том, что пока в социальной действительности сохраняются условия, способные питать и поддерживать индивидуалистическое сознание и различные нравственные пороки, лежащие в основе преступного поведения, определенные лица становятся его носителями. Задача состоит в том, чтобы устранить подобные условия или максимально ограничить их отрицательное воздействие, обеспечив тем самым формирование высоконравственной личности, не только не способной совершить преступление, но и противостоять издержкам, встречающимся в общественных отношениях. Важная роль в этом принадлежит органам внутренних дел. [4.ст 202-204].

 

 Социальная  среда и формирование личности.

 
     Оперирование термином  “личность правонарушителя” означает, что речь идет о “социальном лице” человека, совершившего правонарушение. При социологическом изучении важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку противоправное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие. 
     Социальная среда — это общество, не только объективные условия и обстоятельства, определяющие поведение человека, но и непрекращающаяся деятельность людей, которые создают и изменяют указанные обстоятельства, — людей как продукта и источника социального развития. Таким образом, связь социальных условий с противоправным поведением носит сложный характер, причем всегда социальные условия проявляются в правонарушении, преломляясь через личность. В ряде случаев они в процессе длительного специфического социального взаимодействия накладывают относительно стойкий отпечаток на личность и порождают не отдельные преступные акты, а устойчивую противоправную ориентацию, которая проявляется в комплексе правонарушений. Такая личность способна совершать правонарушения даже при меняющихся условиях, если не изменилась она сама, приспосабливая при необходимости для себя среду и преодолевая возникающие препятствия [6.ст 304]. Представляется, что отличие противоправного поведения от правомерного коренится в системе ценностных ориентации, взглядов и социальных установок, т. е. в содержательной стороне сознания. Сами по себе правонарушения нельзя рассматривать с точки зрения их внешней характеристики на какие-то особые деяния, которые требуют необходимых физических и психических возможностей индивида. Общепризнано, что именно в координатах ценностно-нормативной системы личности и социальной среды, их взаимодействии надо искать непосредственные причины противоправного поведения. Конечно, речь идет не столько о декларируемых, желаемых морально-правовых идеалах и поступках, сколько о непосредственных житейских представлениях, которые закрепляются общественной практикой в сознании и деятельности человека. Кроме того, система ценностей общества и личности рассматривается не только как исходная сторона социального взаимодействия, но и как его результат, влияющий на последующее взаимодействие. Не остаются без внимания и условия их формирования, реализации, функционирования. Таким образом, при исследовании возникает необходимость комплексной оценки взаимосвязи различных характеристик среды и личности. [7. ст 133]. 
     Негативные условия социальной среды способны активно порождать многоплановые личностные деформации (искажение интересов, потребностей, ценностных ориентаций), которые при определенной жизненной ситуации могут выразиться в форме противоправного поведения. А это означает, что ни один социальный фактор не может определять поведение, не преломляясь через психологию субъекта, не приобретая психологического статуса. Таким образом, психология представляет собой как бы «арену», на которой происходит взаимодействие социального и биологического, а эту арену не может миновать ни один фактор. В связи с вышесказанным целесообразно отметить, что отрицательные влияния социальной среды не приводят фатально к формированию противоправной личности, точно так же как и наличие таких взглядов у данного индивида не обязательно приведет его к совершению противоправного деяния. Для этого необходимо функционирование целого комплекса экзогенных и эндогенных факторов, так как каждый индивид находится в точке пересечения различных влияний, формирующих его как личность и определяющих его поведение. Приведенные положения в полной мере объясняют социально-психологическую природу факторов, детерминирующих формирование личности правонарушителя, и позволяют сделать следующий вывод: социально-психологические детерминанты формирования личности правонарушителя представляют собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, внутри которого неблагоприятные условия социальной среды, взаимодействуя с психолого-возрастными особенностями личности, продуцируют у нее устойчивые деформации, способные в сочетании с конкретной жизненной ситуацией выразиться в совершении противоправного деяния. 
     Социологический анализ исследуемых социально-психологических факторов требует представить их расширенную классификацию. С этой целью, рассмотрим некоторые результаты научных исследований. Так, еще в начале века ученый Коротнев А.Д. называл следующие главные факторы формирования личности правонарушителя: 
 
• пренебрежение нравственным и умственным воспитанием детей; 
 
• нищета и неудовлетворение самых насущных жизненных потребностей;  
 
• развращенность родителей значительного числа преступных детей;  
 
• невежество в широком смысле этого слова;  
 
• тюремное заключение, которое для ребенка делается великолепной школой разврата и развития преступных наклонностей. Далее он утверждал, что для детей, выросших в такой обстановке, невозможна нравственная оценка поступка [8. ст 120]. Другой, не менее выдающийся его соотечественник Маковский А.Н. считал особенно мощными факторами, детерминирующими противоправное поведение, неустойчивое экономическое положение и окружающую житейскую обстановку [9. ст 105]. Американские ученые - супруги Шелдон и Элеонора Глюк еще в первой половине XX века составили прогностические таблицы, описав в них три группы факторов: так называемый «социальный фон», психологические особенности личности и психиатрические характеристики. Сочетание этих факторов, по мнению авторов, должно было свидетельствовать о повышенной вероятности того, что такое лицо встанет на преступный путь. Современный японский ученый Уэда Кан, утверждая, что «общество - это парник для выращивания делинквентной молодежи» акцентирует внимание на следующих аспектах проблемы: семья и делинквентность, школа и делинквентность, локальное общество и делинквентность, культурная среда и делинквентность, умственная и психическая ущербность [10. ст 225]. Выдающийся российский криминолог, Президент криминологической ассоциации Долгова А.И. в качестве важнейшей детерминанты формирования личности правонарушителя называет неблагоприятную социальную среду, в структуре которой особо выделяет семейное неблагополучие и концентрированное отрицательное влияние различных групп лиц, характеризующихся антиобщественным поведением, при недостатках воспитательного воздействия со стороны социализирующих институтов, неэффективности преодоления последними отрицательных влияний. В структуре факторов профессор Кузнецова Н.Ф. отдает предпочтение негативным сдвигам в сознании и психике личности, вызывающим противоправное поведение, за что оппоненты упрекают ее в излишней психологизации криминогенной причинности. Вышеуказанное свидетельствует об отсутствии в литературе единства мнений о концептуальной сущности причинности. Вместе с тем, исследования, проведенные во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения правонарушений Ермаковым В.Д., Гуськовым Н.М. и Савинковой Е.Н., демонстрируют значительно изменившийся подход к пониманию факторов, детерминирующих формирование личности правонарушителя. Эти исследования потребовали осознания не только комплексности действия многих факторов, но и признания системного взаимодействия всего набора субъективных и объективных элементов, образующих единый причинный комплекс. 

     Суммируя  сказанное, можно сказать, что  личность и социальная среда  находятся в функциональной взаимозависимости  между собой. Устойчивость системы  «личность - социальная среда» проявляется в соответствии характеристик, свойств и форм поведения человека требованиям общества, социальной среды. Нарушение этого равновесия есть, кроме прочего, свидетельство несовершенств в работе компенсирующих механизмов, призванных обеспечивать устойчивость данной системы. При определенных условиях нарушение равновесия проявляется в виде акта противоправного поведения. В подобных случаях речь может идти о нарушении нормального процесса социальной адаптации, т.е. процесса приспособления индивида к окружающей среде. 

 

  1. Ситуация совершения преступления. Роль поведения жертвы в ее развитии.

 

      Совокупность отрицательных свойств личности дает о себе знать в определенных жизненных ситуациях или так называемых криминогенных ситуациях. Отсюда ситуация совершения преступления – это особый уровень взаимодействия личности и конкретной социальной микросреды. В ней отрицательная направленность личности реализуется в действительность. Причем ситуация может быть на обширной территории, например, дефицит некоторых товаров, невозможность удовлетворить спрос. Она может иметь длительный характер (кризис семейных отношений, разлад в семье), либо кратковременный характер ( внезапно возникающая ссора).

     В последних  примерах в одном случае возникновение ситуации отделено от преступления определенным промежутком времени, в течение которого она воздействует на лицо, как бы психологически «подготавливает» его к совершению преступления. В другом случае данный промежуток сокращается до минимума и ситуация как бы сливается с самим преступлением.

     По объему  своего действия ситуация может  быть локальной, т.е. затрагивать  только данное лицо или несколько  лиц (болезнь, гибель близких,  ссора), а может касаться многих (интриги в коллективе, стихийное  бедствие и т.п.).

     По источнику  возникновения ситуации можно  подразделить на созданные людьми  и вызванные действием стихийных  сил природы, посторонних явлений  (землетрясение, наводнение, пожар,  ливневые дожди, молния и т.д.). Причем ситуации, созданные людьми, могут быть связаны с действиями самого виновного или иных лиц. Но и в том, и в другом случаях эти действия могут быть правомерными, противоправными или даже преступными, хотя возможны и смешанные ситуации – связанные как с действиями людей, так и проявлением стихийных сил природы (например, автоавария, совершенная в условиях непогоды).

Информация о работе Индивидуальное преступное поведение