Следственный эксперимент при расследовании фальшивомонетничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - изучение сущности следственного эксперимента, его процессуальных и теоретических аспектов.
В соответствии с поставленной целью задачами работы является:
Рассмотреть тактические особенности проведения следственного эксперимента при расследовании преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ.
Подробно на одном из примеров рассмотреть возможность проведения следственного эксперимента, при расследовании ст. 186 УК РФ, процессуально закрепить полученный результат.
Провести анкетирование, среди выпускников ОмА МВД России, по вопросу касающемуся возможности проведения следственного эксперимента при расследовании ст. 186 УК РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, сущность и виды следственного эксперимента……….…5
Глава 2. Особенности производства следственного эксперимента при расследовании фальшивомонетничева…………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………38
Список использованных источников………………………………………40

Файлы: 1 файл

Готовая.docx

— 88.93 Кб (Скачать файл)

Вторая группа экспериментов, состоящих в реконструкции событий, проводится для установления:

 а) возможности  наступления какого-либо явления  или факта (например, может ли за данное время образоваться ржавчина на представленном железном предмете);

 б) механизма  события в целом или отдельных  его деталей (влекут ли определенные  действия расцепление монтажного  пояса); в) механизма образования следов (какие инструменты, изъятые у обвиняемого, оставляют сходные следы взлома).

В специальной литературе встречаются иные точки зрения. Так, С.А. Шейфер считает, что определение механизма образования следов выходит за пределы целей следственного эксперимента, так как для достоверной идентификации предмета по оставленным им следам необходимо экспертное исследование с соблюдением процессуальной формы4.

Действительно, следователь может с помощью обнаруженных предметов совершить определенные действия для получения пробных следов и сделать умозаключение о том, что они сходны со следами, выявленными, например, в результате осмотра. Однако в некоторых случаях такое умозаключение является предположением следователя и не будет иметь доказательственной ценности.

В то же время нельзя и полностью согласиться с мнением С.А.Шейфера, так как в каждой отдельной ситуации следователем должен рассматриваться вопрос, сумеет ли он установить механизм следообразования самостоятельно или на эти вопросы может ответить только эксперт и для этого требуется производство экспертного исследования.

Следует отметить, что любая классификация видов следственного эксперимента условна, поскольку с развитием знаний происходит ее уточнение и изменение. Однако деление экспериментов на виды целесообразно как в методических, так и в учебных и практических целях.

В зависимости от расследуемого преступления в юридической литературе выделяют виды следственного эксперимента, которые обусловлены определенными особенностями производства.

Для наиболее успешного выполнения эксперимента требуется последовательная реализация следующих мероприятий5.

1. Принятие решения  о производстве эксперимента  лицом, производящим следствие (в том числе судом - в стадии судебного следствия).

2. Определение  цели и способов проведения  следственного эксперимента.

3. Выбор места  и времени.

4. Определение  количества участников и роли  каждого из них.

5.Создание условий  проведения следственного эксперимента (реконструкция обстановки, подбор объектов, предметов и т. п.).

6. Практическое  осуществление опытных действий.

7. Фиксация хода  и результатов следственного  эксперимента, его оценка.

Как известно обязательным участником и организатором действия является следователь (лицо, производящее дознание, начальник следственного отдела или прокурор, в случае принятия ими дела к своему производству; суд в процессе судебного следствия)6.

Следователь принимает решение, определяет место, время, обстановку, необходимые предметы, участников эксперимента и др., планирует ход эксперимента, обеспечивает выполнение необходимых условий, гарантирующих достоверность результата; проводит следственный эксперимент, руководит всем процессом его производства, фиксирует ход и результаты эксперимента, оценивает последние.

Ранее наряду со следователем было обязательным присутствие понятых, в силу изменений на данный момент законодатель усматривает участие понятых при производстве данного следственного действия по усмотрению следователя, при этом применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись. 

Вопрос об участии обвиняемого и подозреваемого в следственном эксперименте в практике решается следующим образом. Если в процессе следственного эксперимента проверяются показания обвиняемого или подозреваемого, то, как правило, его привлекают к участию в этом следственном действии. Это объясняется, во-первых, тем, что обвиняемый или подозреваемый сам полно воспроизведет свои действия; во-вторых, если следственным экспериментом будут опровергнуты его показания, то, присутствуя при этом лично, он скорее сообщит правдивые сведения.

Если следственный эксперимент не связан с показаниями обвиняемого (подозреваемого), то последнего обычно не привлекают к участию в этом следственном действии.

Следователь не может принуждать обвиняемого ( подозреваемого ) к участию в эксперименте вопреки его желанию или заставлять обвиняемого проделывать опытные действия, совершение которых он отрицал. В таких случаях  рекомендуется «составить и приобщить к делу протоколы об отказе обвиняемого участвовать в эксперименте».

Уголовно-процессуальный закон не регламентирует количество лиц, участвующих в эксперименте (в том числе и обвиняемых, подозреваемых). Однако не целесообразно привлекать к участию в эксперименте сразу несколько обвиняемых (подозреваемых) в силу чрезмерного усложнения и без того непростого действия. Кроме того, в подобных условиях всегда возможны сговор между обвиняемыми (подозреваемыми) или воздействия одного обвиняемого (подозреваемого) на другого. Если показания всех обвиняемых в чем-то различны, то в таких ситуациях целесообразнее проводить или очные ставки, или эксперименты с каждым из обвиняемых в отдельности. Если же их показания одинаковы, то проводить эксперимент со всеми обвиняемыми одновременно также нет смысла, достаточно будет провести один эксперимент с одним из обвиняемых (подозреваемых).

Другими лицами, могущими принимать участие в производстве эксперимента, является свидетель и потерпевший. Закон особо не регламентирует участие указанных лиц в данном процессуальном действии, но, если следователь считает, что такое участие необходимо, он может пригласить их.

Свидетель (потерпевший) участвует в проведении эксперимента в двух случаях:

  1. при проверке их показаний;
  2. при оказании помощи следователю в воссоздании обстановки происшествия, проверки версии, иных предположений следователя или показаний других заинтересованных лиц.

По поводу одновременного участия в эксперименте свидетеля или обвиняемого в научной литературе существует две точки зрения. Некоторые авторы считают, что такое участие обязательно в тех случаях, когда показания свидетеля изобличают обвиняемого и могут привести к правдивым показаниям последнего. Другие авторы, которые, предлагают проводить следственный эксперимент по проверке показаний свидетеля (потерпевшего) без участия обвиняемого, а «результат его использовать в надлежащий момент в ходе расследования».

В отдельных случаях в проведении эксперимента может участвовать и защитник. Он может принимать участие в проведении следственного эксперимента только в следующих случаях:

1) по своей  инициативе вместе с несовершеннолетним  или лицом, страдающим физическими  или психическими недостатками, либо с иным лицом с момента  предъявления обвинения;

2) по разрешению  следователя при проведении следственного  действия, проводимого по его или обвиняемого ходатайству.

В ходе эксперимента защитника, прежде всего, интересует выявление обстоятельств, свидетельствующих о невиновности обвиняемого или смягчающих его вину, а также соблюдения требований закона, прав и законных интересов обвиняемого. Защитник может обратить внимание следователя, понятых и на факт применения при производстве эксперимента несовершенных научно-технических средств, использование которых может, в конечном счете, нанести ущерб законным интересам обвиняемого.

Участвовать в производстве следственного эксперимента могут также педагог и законные представители несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) или его близкие родственники.

Эти лица должны помочь следователю установить контакт с несовершеннолетним свидетелем (потерпевшим), уяснить сущность его объяснений.

В проведении эксперимента может участвовать и переводчик, если лицо, чьи показания проверяются опытным путем не владеет языком, на котором ведется судопроизводство. Переводчиком может быть лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для производства по делу, и незаинтересованного в исходе дела.

При расследовании преступления довольно часто используются специальные познания сведущих лиц в различных областях науки и техники.

При осуществлении следственного эксперимента специалист не дает каких-либо заключений, его участие выражается в том, что он:

1) оказывает следователю  помощь в реконструкции обстановки  и расстановки участников эксперимента перед производством опытов;

2) помогает следователю  технически правильно провести  задуманные опыты с тем, чтобы  были соблюдены все необходимые  условия эксперимента;

3) консультирует  следователя при фиксации результатов  следственного эксперимента;

4) помогает следователю  в подборе необходимых объектов  и предметов;

5)по поручению следователя производит киносъемку, фотографирование и т.д.

В проведении следственного эксперимента может участвовать и эксперт. Он участвует при производстве следственного эксперимента только в случаях, когда такое участие является содержанием его экспертной деятельности и влечет за собой впоследствии в обязательном порядке дачу им заключения по поставленным перед ним вопросам.

Среди участников эксперимента следует выделить в отдельную категорию работников полиции, осуществляющих охрану места проведения эксперимента или обеспечивающих его безопасность. Первым на это указал Р.С.Белкин, который предложил называть их «вспомогательными участниками эксперимента». Ф.В.Глазырин и А.П.Кругликов называют таких участников следственного эксперимента «иными лицами», а Н.И.Жукова и А.М.Жуков - «дополнительными участниками», а уголовно-процессуальный закон вообще не предусматривает для них специального названия.

Особую группу участников эксперимента представляют собой  руководитель следственного отдела (подразделения).

Как правило, чаще всего прокуроры участвуют в производстве эксперимента, осуществляя надзор за соблюдением законности следователем. Однако прокуроры могут лично проводить отдельные следственные действия, в том числе и следственный эксперимент. В случае, когда при производстве эксперимента в порядке надзора участвует прокурор, следователь должен обязательно делать в протоколе пометку об этом.

Таким образом, всех участников следственного эксперимента можно классифицировать следующим образом:

1. Основные, обязательные участники эксперимента -

-   следователь (работники органа дознания),

2.  Факультативные  участники:

-   подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель;

-   специалист, эксперт;

-   защитник;

- педагог, законные представители или близкие родственники несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего);

- переводчик.

3. Дополнительные участники:

- работники органов внутренних дел;

- представители общественности (граждане, приглашенные для проведения опытных действий и т.п.).

4. Особые участники:

-  руководитель следственного органа;

Подводя итоги, можно отметить, что в первой главе были отражены теоретические аспекты проведения следственного эксперимента, а именно определено понятие, следственный эксперимент – это следственное действие, сущностью которого является проверка имеющихся в деле фактических данных путем проведения опытов и испытаний в условиях, максимально приближенных к расследуемому событию, суть следственного эксперимента заключается в производстве опытов, а так же являясь самостоятельным следственным действием, следственный эксперимент представляет собой способ проверки доказательств по уголовному делу, а также возможность получения новых доказательств, кроме того были отмечены характерные особенности присущие данному следственному действию, отличие от других следственных действий, виды СЭ, лица, которые могут участвовать при проведении эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности производства следственного эксперимента при расследовании преступлений, связанных с изготовлением, хранением, перевозкой или сбытом поддельных денег или ценных бумаг (фальшивомонетничество)

Необходимость проведения следственного эксперимента заключается в определении у лица наличия навыков в изготовлении фальшивых денежных знаков. Его производство позволяет проверить возможность изготовления фальшивых денег в условиях, названных подозреваемым (обвиняемым), его способности с помощью соответствующих приемов и средств осуществить изготовление банкнот, установить, использовались ли в процессе подделки инструменты, аппаратура, сырье, изъятые в ходе расследования.

Итак, следственный эксперимент при расследовании фальшивомонетничества проводится в целях:

1. проверки наличия у обвиняемого (подозреваемого) определенных навыков  по изготовлению фальшивых денежных  знаков или подделке государственных ценных бумаг. В данном случается целью уже проведения мероприятия является  выявление навыков и умений у обвиняемого по изготовлению фальшивых денег и ценных бумаг в соответствии с установленным способом их подделки);

Информация о работе Следственный эксперимент при расследовании фальшивомонетничества