Развитие уголовно исполнительной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:14, реферат

Описание работы

О развитие уголовно-исполнительной системы начали задумываться еще в 90-х годах 20-го века. В 1996 году Президентом РФ была одобрена концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 года. В 1997 году был подписан указ Президента №1100 О реформировании Уголовно-исполнительной системы МВД РФ, а в 1998 году тоже указ Президента №904 был подписан о передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение министерства юстиции РФ. Такая реформа - уголовно-исполнительной системы в конце 20-го века в целом не повлияла на е качественное содержание.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

О развитие уголовно-исполнительной системы начали задумываться еще  в 90-х годах 20-го века. В 1996 году Президентом  РФ была одобрена концепция реорганизации  уголовно-исполнительной системы МВД  России на период до 2005 года. В 1997 году был подписан указ Президента №1100 О реформировании Уголовно-исполнительной системы МВД РФ, а в 1998 году тоже указ Президента №904 был подписан о передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение министерства юстиции РФ. Такая реформа - 
 
уголовно-исполнительной системы в конце 20-го века в целом не повлияла на е качественное содержание. В начале 21-го века достаточно быстро стало расти количество лиц, находящихся в уголовно-исполнительных учреждениях. Это в основном лица, лишенные свободы, а также лица, в отношении которых еще нет приговора суда. В 2000 году их количество составило 925 000 человек, а в 2001 уже примерно 980 000 человек. Всего в мире порядка 8 000 000 таких лиц. В 2001 году было принято постановление Правительства РФ № 636. О Федеральной целевой программе реформирования Уголовно-исполнительной системы министерства юстиции РФ 2002 – 2006. В послании Президента РФ от 2002 года было указано, что крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний. В 2002 – 2004 годах в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство было внесено ряд изменений, направленных на такую гуманизацию. Был изменен порядок статистического учета. В результате, в 2002 году стало 877 000 лиц, находящихся в уголовно-исполнительных учреждениях, в 2003 примерно 844 000, в 2004 – 763 000.  
 
По прошествии ряда лет с этого заявления Путина стало понятно, что гуманизация стала не стратегической целью, а скорее тактической задачей. В 2005-м году количество лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы составило уже 823 000 человек и далее продолжило рост. 2006 год – 871 000, 2007 – 873 000, 2008 – 877 000. В 2006 году было принято постановление Правительства О Федеральной целевой программе развития уголовно-исполнительной системы 2007 – 2016. Таким образом, государство признало необходимость развития уголовно-исполнительной системы, но анализ задач и мероприятий программы свидетельствует о том, что в ее рамках реализуются только меры по реконструкции и строительству исправительных учреждений. Она не затрагивает многие проблемы исполнения уголовных наказаний. В конце 2009 года в очередной раз был поднят вопрос о необходимости реформирования уголовно-исполнительной системы. На заседании Президиума Государственного совета Медведев заявил, что главная цель состоит достижение необходимого уровня гуманизма в системе исполнения наказаний. В конце 2009 года следом за этим заседанием произошли серьезные кадровые перестановки в Федеральной Службы исполнения наказаний. К оставшимся были применены меры дисциплинарного взыскания. Новое руководство разу же разработало концепцию реформирования Уголовно-исполнительной системы России 2009 – 2020. Утверждена эта концепция была Распоряжением Правительства от 14-го декабря 2010 года. В соответствии с концепцией предусмотрено три этапа реформирования уголовно-исполнительной системы. Первый – это 2009 – 2012 год. Он связан с принятием целевых программ, внедрение в законодательство и судебную - 
 
практику альтернативных лишению свободы наказаний, создание государственной службы пробации и т.д.  
 
Второй этап 2013 – 2016 годы – Перепрофилирование большей части учреждений уголовно-исполнительной системы в тюрьмы, создание новых колоний – поселений, создание сети социальных центров постпенитенциарной адаптации. Третий этап 2017 – 2020 – завершение плановых программных мероприятий. Таким образом, в концепции делается попытка решить базовые проблемы исполнения уголовных наказаний.  

  1.  
    Проблему альтернативных наказаний. 
  2.  
    Проблему эффективных методик работы исправительных учреждений
  3.  
    Проблему эффективности мер ресоциализации осужденных, в том числе посредством их постпенитенциарной адаптации. 

 
В результате эти реформы начались в ноябре 2009 года. К концу 2009 года количество лиц, содержащихся в уголовно-исполнительных учреждениях составило 864 000 человек, в 2010 уменьшилось и составило 833 000 человек. Отчасти это связано с введением наказания в виде ограничения свободы (Федеральный закон 27.12.2009 №377). Ограничение свободы относилось к числу отложных наказаний и почти не применялось. В соответствии с этим законом суть этого наказания поменялась. Суд может назначить осужденному ограничение не менять место работы, учебы, места жительства, не покидать место жительства, отмечаться в уголовно-исполнительных учреждениях.  
 
По оценкам специалистов к такому новому ограничению свободы должно быть приговорено примерно 100 – 110 тысяч человек, примерно треть из них уже на первом году ограничения свободы получит реальные сроки лишения свободы. Таким образом, основное направление российской уголовно-исполнительной политики – это гуманизация системы исполнения наказаний носит во многом цикличный характер. В настоящее время в стране пока еще отсутствует единая долгосрочная научно обоснованная и эффективная уголовно-исполнительная политика. 

 

Основные тенденции уголовно-исполнительной политики

Российской Федерации в XXI веке

В основе формирования и развития правовой системы каждого государства, отраслей законодательства, правовых форм и направлений деятельности

находится социальная политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей.

Цели социальной политики РФ закреплены в общей форме в ст. 7 Конституции  Российской Федерации: «Российская  Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Статья 7 Конституции Российской Федерации  предусматривает, что общая цель социальной политики Российской Федерации  имеет иерархию, кото-

рая зависит от характера и направленности деятельности государства и его органов по реализации данной политики.

Одним из направлений социальной политики РФ является политика в 

сфере борьбы с преступностью.

В данном направлении социальной политики в концентрированном виде

выражены задачи и методы контроля государства за преступностью.

Политика в сфере борьбы с  преступностью призвана выражать интересы

граждан РФ и обеспечивать защиту их прав и законных интересов от преступных посягательств.

Политику в сфере борьбы с  преступностью принято подразделять на уголовную политику, политику в сфере предупреждения преступности уголовно-исполнительную политику.

Такое структурное разделение единой по своей цели, принципам и стратегии  политики контроля за преступностью  условно; отдельные ее направления 

могут объединяться между собой, например уголовная политика и политика в сфере исполнения наказания, или напротив разъединяться.

Нередко из политики профилактики преступлений выделяется пенитенциарная политика (политика предупреждения рецидивной преступности).

Основные формы и методы реализации политики в различных сферах

борьбы с преступностью различаются  между собой, но в любом случае, все направления этой политики едины  с точки зрения целей, принципов  и стратегии и тесно взаимосвязаны между собой.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права

и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и  защита прав

и свобод человека и гражданина – обязанность государства».37

Политика в сфере борьбы с  преступностью направляет деятельность государства, органов государственной  власти и управления по профилактике преступлений, по предупреждению их совершения, реализации ответственности 

лиц, совершивших преступления, исполнению наказаний в отношении осуж-

денных и т.д.

Одной из составляющих многоплановости  политики государства в сфере 

борьбы с преступностью является политика в сфере исполнения уголовных  наказаний.

Политика в сфере исполнения наказаний определяет цели, принципы,

стратегию, направления деятельности государства, ее основные формы и  методы при исполнении наказания.

Являясь составной частью политики в сфере борьбы с преступностью,

политика в сфере исполнения уголовных наказаний базируется на нормах Российского уголовно-исполнительного законодательства и нормах, выработанных

международным сообществом.

Таким образом, мы можем сегодня  говорить о стабильном уголовно-

исполнительном законодательстве и четко сформулированной политике в сфере 

исполнения уголовных наказаний.

Одним из ключевых направлений современной  уголовно-исполнительной политики Российской Федерации является соблюдение прав и свобод осужденных.

Согласно ч. 3 ст. 3 УИК РФ: «В соответствии с общепринятыми принципами и  нормами международного права и  Конституции Российской Федерации

уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика

его применения основываются на строгом  соблюдении гарантий защиты от пы-

ток, насилия и другого жестокого  или унижающего человеческое достоинство 

обращения с осужденными».

Лица, отбывающие наказания, будучи гражданами Российской Федерации, обладают правами  и свободами человека и гражданина и, как ранее отмечалось, в соответствии со ст. 2 Конституции являются высшей ценностью 38

государства. Это положение обусловливает наличие особых требований,

предъявляемых к нормативным актам, закрепляющим правовое положение 

осужденных.

Согласно ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказания.

При исполнении наказания осужденным гарантируются права и свободы 

граждан Российской Федерации, но с  изъятиями и ограничениями, установленными уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства так  же пользуются правами и несут  обязанности, которые установлены  международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о

правовом положении иностранных  граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовно- исполнительным законодательством Российской Федерации.

Основные права и обязанности  осужденных закреплены в ст. ст. 11. 12

УИК РФ.

Согласно ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные 

законодательством Российской Федерации  обязанности граждан Российской

Федерации, соблюдать принятые в  обществе нравственные нормы поведения,

требования санитарии и гигиены.

Осужденные обязаны:

соблюдать требования федеральных  законов, определяющих порядок и 

условия отбывания наказания, а  также нормативные акты;

вежливо относиться к персоналу, другим лицам, посещающим учреждения, исполняющие  уголовные наказания;

являться по вызову администрации учреждений и давать объяснения по

вопросам исполнения требований приговора  суда.39

Основные права осужденных закреплены в ст. 12 УИК РФ:

осужденные имеют право на получение  информации о своих правах и 

обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания;

осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала 

учреждений, исполняющих наказание;

независимо от их согласия – осужденные не могут быть подвергнуты медицинским  или иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье;

осужденные имеют право на обращение с предложениями и заявлениями

в органы, исполняющие наказание;

осужденные граждане Российской Федерации  дают объяснения, ведут переписку, обращаются с жалобами и заявлениями в  правоохранительные органы

и в суд; имеют право на охрану здоровья, включая получение необходимой медицинской помощи в специализированных и в амбулаторных медицинских учреждениях.

Они могут пользоваться услугами адвокатов, а также лиц, имеющих право  на оказание юридической помощи.

Осужденные имеют право на личную безопасность. Данные права и обязанности осужденных являются обязательными для органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, независимо от вида учреждения, вида режима исправительных учреждений и вида условий отбывания наказаний осужденными.

Администрации исправительных колоний  общего, строгого, особого ре-

жимов, тюрем общего и  строгого режимов выстраивают свою работу в соответствии с действующим  уголовно-исполнительным законодательством  и правилами внутреннего распорядка, опираясь, прежде всего на нормы – принципы,

провозглашающие и закрепляющие права и обязанности осужденных. По данным международных общественных организаций существующие в Российской

Федерации тенденции уголовно-исполнительной политики соответствуют требованиям  международного законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний и являются прогрессивными и демократическими.40

Несмотря на отдельные  случаи, свидетельствующие о ряде нарушений 

прав заключенных в  отдельных исправительных учреждениях, отраженные в 

ежегодном докладе Уполномоченного по права человека в Российской Федерации за 2009 г., общие тенденции на соблюдение прав и свобод человека и гражданина в условиях заключения в исправительных учреждениях Российской Федерации позитивны и положительны.

Информация о работе Развитие уголовно исполнительной политики