Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

Целевые задачи перевоспитания состоят в формировании:
- способности осуществлять нравственный самоконтроль;
- самоопределять свои социальные обязанности.
Прежде чем что-то исправлять, необходимо знать, что нарушено. Без квалифицированной психодиагностики невозможно никакое исправление личности. Да и требуется ли ее исправление? Ряд базовых психических качеств личности преступника следует не исправлять, а заново формировать. Исправить провинившуюся личность - это значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушаемую до этого социальную ценность. Задача, как видим, не из легких и не под силу только внутренним войскам.

Содержание работы

Введение

1. Предмет, задачи, методы и история создания исправительной (пенитенциарной) психологи.

2. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

юрид псих.docx

— 41.85 Кб (Скачать файл)

 

Кризис нравственного  самоанализа - это не только индивидуальный порок. Эта психическая деформированность личности имеет широкую социальную базу. Прошедшие десятилетия нашей истории были малочувствительны к душевным проблемам личности, нравственные категории были переведены в разряд второстепенных по сравнению с «политической грамотностью», т.е. способностью прикрыть душевную наготу текущей партийной директивой. Проблемы психической организации личности мало волновали тех, кто создавал моральный кодекс строителя коммунизма. Тюремная система внешне была отлажена очень хорошо. Пенитенциарной же системы не было вовсе. Само понятие пенитенциарности возникло в США как противопоставление внутреннего внешнему, пенитенциарность - это исправление преступника через его раскаяние. Другого пути подлинного исправления не существует. Между тем деятельность ИТУ связана с нивелированием в этой системе всего личностного, всех индивидуальных проявлений человека.

 

Стратегическая задача ИТУ - оторвать преступника от условий  его криминализации, разрушить его  преступные связи и установки. Однако эта задача оказывается менее  всего разрешаемой в местах лишения  свободы. Развращающее влияние криминализированной  среды здесь не только не преодолевается, но получает некоторые дополнительные стимулы: скученность, бесконтрольность досуга, ничем не искорени-мое господство преступной идеологии, принуждение среды к асоциальному поведению, подчинению «закону». Тюремные обычаи и традиции в большинстве случаев превалируют над требованиями администрации. Тюрьма (читатель понимает, что под этим собирательным понятием мы подразумеваем все места лишения свободы, в том числе и те, которые фарисейски называются лагерями) переполнена теми униженными «опущенными», которые наказаны так неизмеримо жестоко, что худшей кары вообразить невозможно.

 

Эта иерархия тюремного сообщества, конечно, известна администрации. Нередко  она используется для «эффективности»  управления. Отсюда нежелание администрации  к дифференцированному содержанию заключенных, приверженность ее к «барачному»  способу управления. О трудовой мотивации, как и над другими тонкостями человеческой психики, администрация  в большинстве случаев просто не задумывается. Работа делает человека хорошим - таков простой принцип  всей деятельности нашей пенитенциарной системы. Воспитателей в тюрьме мало, а их познания в тонкостях воспитания или ничтожны, или антинаучны и  архаичны.

 

Назначая наказание, суд  не интересуется тем, где и как  оно будет исполняться. Между  тем лишение свободы в наших  условиях стало лишением человека последней  возможности его ресоциализации. Ни для кого не секрет, что наша тюрьма стала «академией» преступности. «Большинство сотрудников колоний и тюрем... попросту не знают, что такое перевоспитание, в чем оно заключается и как его осуществлять... По существу, осужденных помещают за колючую проволоку, и только...» Как отмечают исследователи, сотрудники ИТУ почти не располагают информацией о личности осужденных. Они просто не обучены получать и анализировать эту информацию. Более того, они чуждаются доверительных отношений с осужденным. Сокровенные стороны его души, интимных переживаний им не ведомы, а стало быть, им не ведом и принцип пенитенциарности. По сей день идет невидимая война между администрацией ИТУ и осужденными. «Согнуть их в баранку» - вот главное устремление большинства начальников. Но фронт обороны у «противника» тоже хорошо отлажен - там полный порядок и строжайшая дисциплина, правда, дисциплина своя, а не общесоциальная. В этой «фронтовой» обстановке нравственные проблемы не только не решаются, они даже не возникают. «...Тема совершенного преступления, личной вины, ответственности весьма непопулярны в следственных изоляторах, тюрьмах и колониях. Ее редко касаются даже представители администрации, и не в последнюю очередь в связи с тем, что обычно не могут сказать ничего существенного по поводу причин преступного поведения, соотношения виновности и наказания, перспектив дальнейшей жизни... Представители администрации совершенно не подготовлены к тому, чтобы проникнуть в душу осужденных, в ее сокровенные глубины и интимные переживания, вызвать исповедь и покаяние, а тем самым и очищение. В таких «боевых» условиях, которые имеют место в большинстве ИТУ, никто не намерен заниматься «самокопательством». Наоборот - личность стремится быть цельной, уравновешенной и боеспособной. А что касается душевных драм и трагедий прошлой жизни - их лучше вытеснить, самооправдать и забыть. Так закрепляются, консервируются все личностно-психологические структуры, характерные для личности преступника. Идет отбывание срока, идет процесс приобщения к тюремной субкультуре, но никак не идет процесс ресоциализации личности преступника. Более того, личность в большинстве случаев еще больше криминализируется. В этом и состоит основной парадокс тюрьмы.

 

И для того чтобы современные  ИТУ стали учреждениями ресоциализации осужденных, они сами должны быть ресоциализированы. Необходима принципиальная их реорганизация, переподчинение их более гуманитарно компетентным органам, насыщение их психолого-педагогически грамотным персоналом. Не исключен здесь ритуал и церковного покаяния (равно как и аналогичные ритуалы других конфессий).

 

В качестве общих направлений  ресоциализирующей деятельности ИТУ можно указать следующие:

 

Ш психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции;

 

Ш разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;

 

Ш осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений психологической защиты;

 

Ш разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;

 

Ш всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально положи тельной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе социально положительных ценностных ориентации.

 

Заключение

 

 

Ресоциализация личности осужденных связана, прежде всего, с их ценностной переориентацией, с формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, с отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения. Все факторы, механизмы внутриличностной перестройки, необходимые условия формирования социально адаптированного поведения личности должны учитываться исправительным правом.

 

Между тем понятия наказания, кары, раскаяния - фундаментальные психолого-этические  проблемы, глубокая ориентация в которых  необходима каждому юристу.

 

Наказание - отрицательная  социальная санкция, возникающая как  следствие допущенной индивидом  или социальной группой провинности, правового нарушения и заключающееся  в ограничении его возможностей или понижении его (ее) социального  статуса. Не всякая мера принуждения  является наказанием и не всякое наказание  принудительно. И нет ничего действенней  самонаказания - «угрызения совести». Различными могут быть и цели наказания: месть, устрашение, исправление провинившегося, превентивное наказание в назидание  другим.

 

Искупление - психологическое  условие возвращения человека к  людям. Предпосылкой искупления являются раскаяние и покаяние. (Отбывание  же срока тюремного заключения само по себе отнюдь не является искуплением  вины и не все «отсидевшие» становятся людьми с чистой совестью.)

 

Раскаяние - искреннее самоосуждение, провинившимся своей вины, своей причастности к содеянному злу, готовность (и даже желание) нести наказание, глубокое самопорицание личностью своего антисоциального поведения. Чистосердечное раскаяние, - а не чистосердечного раскаяния не бывает - обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность за совершенное преступление. Раскаяние - психический акт самооценки индивидом своего поведения, основа его исправления в будущем, проявление совести и стыда.

 

В настоящее время в  связи со вступлением России в  Совет Европы пенитенциарная система  в нашей стране должна соответствовать международным стандартам. В решении всех этих задач первостепенную значимость приобретает научная и практически ориентированная современная пенитенциарная психология - наука о внутренних, психических механизмах самореорганизации личности.

 

Эффективность воспитательного  воздействия в значительной мере зависит от установления психологического контакта с осужденным. Такой контакт  возможен лишь на основе знания его  индивидуальных особенностей, предпочтительных ориентаций и актуализированных  интересов. Существенна также адекватная диагностика личностных психологических  барьеров, системы психологической  защиты индивида.

 

Взаимодействуя с личностью, необходимо рассматривать ее в системе  групповых связей. Личность всегда представляет определенную малую группу. Группа, сообщество заключенных определяет поведение своих членов. Фундаментальный  принцип пенитенциарности: реализуя карательную функцию, ИУ должны формировать способность осужденных к жизнедеятельности в условиях самоорганизации.

 

Список литературы

 

 

1.Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2007.

 

2.Бондаренко Т. А. Юридическая  психология для следователей. М., 2007.

 

3.Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.

 

4.Васильев В.Л. «Юридическая  психология»: Учебник - СПб., 2006.

 

5.Еникеев М.И. Юридическая  психология. М., 2006.

 

6.Психологические приемы  в работе юриста. Столяренко О.М.  М., 2006.

 

7.Шиханцов Г.Г. Юридическая  психология. М., 2006.


Информация о работе Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников