Почерковедческая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:16, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть основные виды экспертиз, изучить порядок назначения различных видов криминалистических экспертиз и порядок реализации полученных результатов в уголовном процессе, проанализировать понятие экспертиза и т.п

Файлы: 1 файл

КРИМИНОЛОГИЯ.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Содержание языковых и мыслительных навыков у конкретных лиц проявляется при построении высказываний в виде соответствия определенным речемыслительным нормам и отклонений от них. Несмотря на то, что соблюдение речемыслительных норм считается обязательным для всех членов общества, в речевой практике наблюдается ряд устойчивых отклонений от них, вызванных влиянием диалектов, других языков, расстройством психики и вообще условий, в которых у человека формировались данные навыки.

При получении среднего специального и высшего образования навыки владения языком, научным и публицистическим стилями совершенствуются, при соответствующей практике публичных выступлений может выработаться навык пользования ораторским стилем.

По окончании стадии обучения и формирования личности, когда человек ведет более или менее одинаковый образ жизни, его речемыслительные навыки также приобретают относительную устойчивость. Особенно прочно закрепляются навыки пользования сложными нормами, например стилистическими19. Даже в случаях изменения некоторых речемыслительных норм, что происходит постоянно, в письменной речи зрелых людей довольно часто встречаются устаревшие нормы, характерные для периода, в котором эти люди завершали стадию обучения и становления личности.

В силу своеобразных условий  формирования личности, каждый человек  приобретает индивидуальные речемыслительные навыки, проявляющиеся в том, что  он владеет не всей совокупностью  существующих норм, а лишь определенным их набором, а также использует в  своей речевой практике не всю совокупность свойств нормы, а лишь определенную их часть, которой он обычно привыкает пользоваться. Таким образом, комплекс индивидуальных языковых и интеллектуальных навыков конкретной личности уникален и неповторим в каждой конкретной речевой ситуации и позволяет идентифицировать автора того или иного текста.

Объектами криминалистической автороведческой экспертизы являются тексты различных документов. Текст  как продукт деятельности определенного  лица представляет собой сложное  структурное образование, элементы которого находятся в определенных закономерных отношениях связи.

 

3.2. Признаки  письменной речи

Психофизиологическую  основу индивидуальности и устойчивости признаков письменной речи составляет процесс формирования навыков письма путем воздействия на кору головного мозга одноименных по своему характеру и времени раздражений, вследствие чего образуются связи, которые носят относительно постоянный характер. Поскольку психофизиологический механизм навыков письма относительно неизменен, постольку устойчивы и индивидуальны признаки письменной речи. Эти признаки могут выглядеть в виде соответствия нормам, в пределах которых они формировались, в виде отдельных устойчивых отклонений от принятых норм, являющихся следствием слабого развития, или в виде отсутствия навыка в определенных нормах.

Криминалистическая классификация  признаков письменной речи, используемая в автороведческой экспертизе, состоит  в делении их на общие и частные20. При разработке этой системы признаков установлены количественные критерии их выделения и корреляционная зависимость.

Языковые навыки представляют собой основное умение решить ту или  иную задачу речевого общения, поэтому  общим признаком языкового навыка принято считать характеристику его структурной зрелости, степень его развития. Различают высокую, среднюю и низкую степени развития грамматических, лексико-фразеологических и стилистических навыков письменной речи; высокую, среднюю, низкую и «нулевую» степени развития пунктуационных и орфографических навыков. Характеристика языковых навыков определенного лица устанавливается в двух уровнях – правильности (низший уровень) и культуры речи в собственном смысле (высший уровень) – при условии владения индивидом литературными нормами (критерий оценки: лучше-хуже).

Критерием отнесения названных признаков письменной речи к той или иной степени на качественном уровне служит соответствие их литературным нормам (правильно-неправильно), на количественном уровне (кроме признаков стилистических навыков) используются объективные критерии статистического анализа.

Частные признаки языковых навыков отображают различные свойства, особенности структуры этих навыков, проявляющиеся в определенных нарушениях правильности речи, в использовании  определенных языковых средств, в устойчивых соотношениях языковых средств, используемых индивидом в типичных ситуациях письменного общения21.

Грамматические (орфографические, синтаксические, пунктуационные) признаки представляют собой степень соблюдения автором системы грамматических норм языка.

Признаки орфографических навыков характеризуются только на уровне правильности речи, так как правила орфографии русского языка жестко и однозначно рекомендуют написание слов. В то же время признаки пунктуационных навыков могут характеризоваться на уровнях правильности и культуры речи. Нормы русской пунктуации представляют известную свободу в использовании знаков препинания, так как существует возможность использования знака в разных функциях, их взаимозаменяемость.

Под лексико-фразеологическими  признаками письменной речи понимаются совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности их использования для изложения своих мыслей на бумаге. К языковым средствам относятся лексика (словарный запас), фразеология (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова) и изобразительно-выразительные средства (выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение) и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Кроме того, в богатой лексике могут быть выявлены особенности, которые будут иметь значение идентификационных признаков: устаревшие слова (архаизмы), новые слова (неологизмы), историзмы, профессионализмы, арготизмы (жаргонная лексика), диалектизмы, варваризмы, вульгаризмы, идиомы.

Стилистические признаки характеризуют стиль письменной речи, который представляет собой  совокупность приемов использования  лексических, фразеологических, изобразительных  средств языка: манера выбора слов, речевых оборотов, структура фраз, построение текста в целом. Стиль письма отражает личность пишущего, характер его мышления, глубину знаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки.

Это частные признаки пунктуационных, орфографических, лексико-фразеологических, грамматических и стилистических навыков. К ним, в частности, относятся22:

- постоянные ошибки  в буквенном составе слова,  родах, падежах, склонениях, спряжениях;

- ошибки или своеобразные  композиции в построении предложений,  согласовании слов и оборотов  речи, неоправданное соединение нескольких простых предложений в одно сложное, неоправданное употребление причастных и деепричастных оборотов;

- ошибки или своеобразное  использование синтаксических конструкций;

- повторяющееся использование  слов в несвойственных им значениях и связях с другими словами, слов из необщеупотребительной лексики (архаизмы, профессионализмы и т.п.);

- способ сокращения  слов, авторские обозначения, выделения  слов;

- приемы внесения исправлений  в текст, способы нумерации  страниц, разделов, абзацев.

В среднем возрасте, как  правило, признаки письменной речи наиболее устойчивы и могут подвергаться изменениям лишь под воздействием случайных  факторов (психическая травма, изменения  в профессии, образовании и т.п.).

 

3.3. Методика  проведения автороведческих исследований

Письменная речь автора (составителя) текста является объектом исследования судебной автороведческой  и судебной лингвистической экспертиз. В более широком смысле объектом признаются тексты документов, которые  могут быть рукописными, машинописными, выполненными полиграфическим способом, полученными с помощью множительной техники.

Методика решения диагностических  и идентификационных задач в  ходе судебной автороведческой экспертизы базируется на комплексном использовании  следующих методов исследования письменной речи23:

а) лингвистические методы, связанные с выявлением лингвистической  природы устанавливаемых в процессе исследования языковых элементов, структур, явлений;

б) психолингвистические, предполагающие анализ названных языковых факторов в плане их обусловленности особенностями процесса порождения речи;

в) социолингвистические, связанные с выяснением обусловленности  речи социальными параметрами исследуемой  ситуации письменного общения;

г) психологические, связанные  с анализом обусловленности речи собственно психологическими факторами исследуемой ситуации деятельности и общения;

д) логико-психологические, направленные на анализ логических элементов  и структур текста в плане установления свойств дискурсивного мышления его автора.

При решении идентификационных задач экспертное исследование строится следующим образом: на подготовительной стадии эксперт знакомится с постановлением (определением) о назначении экспертизы и поступившими материалами, оценивает их с точки зрения количества и качества, достаточности для экспертного исследования. На аналитической стадии проводится раздельный анализ исследуемого текста и образцов письменной речи проверяемого лица. При проведении сравнительного исследования выявляются совпадающие и различающиеся общие и частные признаки языковых навыков, отобразившиеся в исследуемом тексте и образцах. Оценка установленных совпадений и различий производится на синтезирующей стадии, затем формируется окончательный вывод.

Особенность классификационно-диагностического исследования в судебно-автороведческой экспертизе состоит в отсутствии проверяемых лиц. Анализу подвергается исследуемый текст24.

Для решения задач  автороведческой экспертизы необходимо иметь текст, минимальный объем  которого 500 слов. В структурных свойствах исследуемого текста содержится информация, используемая для установления автора текста. С одной стороны, это информация о познаваемом объекте, предмете мысли, в которой могут содержаться конкретные сведения о лицах, предметах, явлениях, известных только определенному автору. Для производства автороведческой экспертизы с целью идентификации автора определенного текста необходимо иметь образцы письменной речи проверяемых лиц. Эти образцы, как и в почерковедческой экспертизе, могут быть свободными, экспериментальными и условно свободными.

Свободные образцы письменной речи – это тексты, составленные подозреваемым лицом вне связи  с расследуемым событием и до его  возникновения. Они должны соответствовать  исследуемому тексту по языку изложения, времени выполнения текста, стилю письменной речи, адресату и характеру речевого общения с ним, по состоянию автора25.

Требование о соответствии образцов исследуемому тексту по языку  изложения означает, что образцы  письменной речи должны быть выполнены  на том же языке, что и исследуемый документ. Важность этого требования определяется тем, что синтаксические, лексико-фразеологические, стилистические элементы и структуры в разных языках существенно различаются.

Необходимость соблюдения требования о выполнении образцов и  исследуемого документа в один и тот же период времени связана с тем, что устойчивость признаков письменной речи у человека относительна. По мере становления и развития личности, в результате воздействия множества факторов субъективного и объективного характера (обучение, приобретенная профессия, социальная, национальная и профессиональная среда и т.п.) письменная речь человека претерпевает существенные изменения. Свободные образцы письменной речи должны быть выполнены в том же функциональном стиле и в той же письменной форме, что и исследуемый текст (бытовом, деловом, публицистическом, научном).

Учет при подборе  образцов письменной речи особенности  адресата, связан с тем, что автор  текста обычно отбирает и использует те языковые и смысловые элементы и структуры, которые соответствуют социально-демографической характеристике адресата сообщения. В связи с этим одни и те же описываемые события могут по-разному излагаться, например, в частном письме к другу и в объяснительной записке работнику милиции.

Наконец, необходимость использования в процессе исследования одного и того же состояния автора при составлении исследуемого текста и текстов свободных образцов его письменной речи касается тех случаев, когда известно, что предполагаемый автор исследуемого текста в период его создания страдал психическим или иным тяжким заболеванием, находился в состоянии сильного возбуждения или депрессии и т.п., что приводит к серьезным изменениям в психо-речевой сфере.

Экспериментальные образцы  письменной речи – это тексты, полученные от проверяемых лиц в присутствии следователя или судьи специально для автороведческой экспертизы. К экспериментальным образцам предъявляются те же требования, что и к свободным. Эти образцы выполняются проверяемыми лицами в виде сочинения или изложения сначала на самостоятельно избранную, а затем на заданную тему26. Они помогают более объективно оценивать признаки письменной  речи проверяемого лица.

В некоторых случаях  используются так называемые условно-свободные  образцы письменной речи. Это –  тексты, выполненные уже в период расследования, содержащиеся в материалах дела (объяснения, собственноручно выполненные показания и т.п.). Они являются дополнительным сравнительным материалом для проведения автороведческой экспертизы и самостоятельно использоваться не должны.

Судебная лингвистическая  экспертиза - самостоятельный род  судебных экспертиз, объектом исследования которого являются продукты речевой  деятельности (от отдельного слова  до текста или группы текстов), зафиксированные  в письменной форме27.

В рамках судебной лингвистической экспертизы решаются следующие задачи: а) проводится анализ текста с целью выявления выраженных в нем смыслов и характера воздействия текста на адресата или аудиторию (смысловые (семантические) исследования); б) анализ наименований как средства обозначения продуктов человеческой деятельности (исследования наименований).

Семантические исследования имеют целью: а) выявление смыслов, выраженных в исследуемых текстах, и анализ этих смыслов с разных точек зрения; б) установление объема и содержания понятия, выражаемого словом или словосочетанием, употребленным в тексте; в) установление степени адекватности передачи в одном тексте содержанию другого текста.

Информация о работе Почерковедческая экспертиза