Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:25, доклад

Описание работы

Закон устанавливает ответственность за совершение финансовых операций и других сделок, с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.\
Квалифицирующие признаки разделяются на две группы. Первая — совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения*. Вторая — совершение деяния организованной группой или в крупном размере. Наличие последних определяется судом.

Файлы: 1 файл

Легализация денежных средств или иного имущества.docx

— 139.12 Кб (Скачать файл)

Волженкин Б.В., Отмывание  денег, С.-Пбг., 1998г.

Апель А., Гунько В., Соколов  И., Обналичивание и оффшорный  бизнес в схемах, С.-Пбг, 2002г.

Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности, М., 1998.

Горбунов Н.Р. Налоговое  планирование и создание компаний за рубежом, М., 1999.

Зорин Г.А., Танкевич О.В. Стратегия  борьбы с транснациональной преступностью, Гродно, 1997.

Иванов Э.А. Отмывание  денег и правовое регулирование  борьбы с ними. М., 1999.

Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег: Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М., 1996.

Дата добавления: 30.09.2003

Понятие, сущность и криминалистическая характеристика «легализации денежных средств или  иного имущества, добытого заведомо преступным путем»

Один из руководителей  Группы международных финансовых действий (GAFI) Э.Янг, выступая на конференции  стран – членов Совета Европы по проблеме отмывания денег в странах  с переходной экономикой (Страсбург, 29 ноября – 1 декабря 1994г.) отметила следующие  негативные последствия отмывания  денег:

- у преступников создается  ощущение безнаказанности. Это  делает преступление привлекательным  занятием, а высокий уровень преступности, прежде всего организованной, подрывает  устои общества и угрожает  правовым нормам;

- преступные организации  получают возможность финансировать  свою дальнейшую деятельность;

- неконтролируемое использование  преступными организациями отдельных  финансовых учреждений в конечном  итоге причиняет вред всей  финансовой системе, особенно  в странах с развивающейся  экономикой;

- сосредоточение экономической  и финансовой власти в руках  преступных организаций в конечном  счете может подорвать национальную  экономику этих стран и демократические  системы их власти и управления.

В самом общем виде «отмывание грязных денег» можно определить как «перевод незаконно полученных наличных денег в другой актив, сокрытие истинного источника или собственности, от которых незаконным образом получены деньги, и создание характера законности для источника и собственности».

Легализация по своей сути – преступная деятельность по выведению  денежных средств («грязных» денег) из сферы «теневого» капитала и введение их в сферу законного обращения, т.е. придание денежным средствам или  какому-либо имуществу статуса законной собственности определенного юридического или физического лица.

Следовательно, приобретенное  незаконным путем становится фактически законной собственностью. Процесс легализации  еще в 20-х годах прошлого столетия с легкой руки «крестного отца» чикагской  мафии Аль Капоне получил название «отмывание».

Легализация имеет две  формы: простую и сложную. Простая  форма по своей структуре является всего лишь стадией сложной легализации, представляющей собой многоходовую мошенническую финансовую операцию, в которой участвуют легальные  коммерческие финансово-банковские структуры. В Украине по оценкам некоторых  экономистов «теневой» капитал  составляет около 60% всего оборота.

Отсутствие легальных  источников дохода у физических лиц  либо явное несоответствие их операциям  с большими денежными суммами, приобретение недвижимости, совершение иных сделок на суммы, значительно превышающие  доходы юридического либо физического  лица, - все это признаки легализации.

Предметом непосредственного  посягательства этого преступления являются денежные средства или имущество. Под денежными средствами подразумевают  не только деньги и валюту, но и банковские и дорожные чеки, денежные переводы, инвестиционные ценные бумаги, облигации, сертификаты, товарораспорядительные документы, предъявление которых является достаточным для вступления в  права, договора купли-продажи, займа, документы кредитования. Имущество  – это недвижимость, а также транспортные средства, драгоценности, благородные и редкие металлы.

По способу совершения легализация как действие по выведению  денежных средств из незаконных доходов, из «теневой» экономики и придание им законного статуса осуществляется посредством:

1.финансовых операций;

2.сделок купли-продажи,  займа, кредитования;

3.предпринимательской деятельности;

4.подставной экономической  деятельности (открытие фиктивных  фирм, предприятий).

Способы легализации непосредственно  связаны с совершением других преступлений, например, взяточничество, злоупотребление служебным положением, коррупция, вымогательство, захватом заложником (пример Березовского), финансовым мошенничеством, терроризмом. Приведем некоторые из них по классификации В.И.Куликова:

участие должностных лиц  государственных учреждений в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной прибыли;

«перекачка» государственных  средств в коммерческие структуры  и «обналичивание» денег;

предоставление льгот  для своей корпоративной группы (политической, религиозной, национальной) с отвлечением государственных  ресурсов;

воздействия на средства массовой информации для получения личной или корпоративной прибыли;

использование государственными служащими подставных фирм, чаще всего  оформленных на родственников, в  коммерческих структурах;

использование служебного положения  для манипулирования информацией )искажение, затягивание сроков выдачи и т.п.) с целью извлечения личной выгоды;

бюрократический «рэкет», выражающийся в вымогательстве материальных средств  для их «переброски» в другие коммерческие структуры, политические партии, благотворительные  фонды с прямой личной выгодой;

лоббизм при принятии нормативных  актов в интересах определенных групп;

представление государственных  финансовых ресурсов в избирательные  фонды отдельных претендентов.

Необходимо добавить также  такие способы как:

создание благотворительных  фондов лицами, имеющих цель скрыть источник своих доходов, и анонимное  « пожертвование» этих денег в  свои же фонды;

неконтролируемое введение в коммерческий оборот денежных средств  с помощью образования легальных  хозяйственных структур на территории Украины;

участие в приватизации;

создание предпринимательской  оболочки, видимости высокой рентабельности предприятия для прикрытия осуществляемых операций;

приобретение ценных бумаг  через подложные счета;

использование банковских механизмов, усложненных схем финансовых отношений  и движения денежных средств;

перечисление средств  на ЛОРО-счета нерезидентов;

инвестиционная деятельность;

обналичивание с использованием оффшорных фирм и др.

Нередко самым сложным  в расследовании легализации  становится установлении личности преступника. Это лица так или иначе участвующие  в политической, экономической и  общественной деятельности, среди которых  – депутаты, работники министерств  и иных государственных учреждений, директора, экономисты, бухгалтера предприятий  с государственной либо коллективной формой собственности, руководители предпринимательских структур, работники таможни, банков, налоговой службы и т.п.

В настоящее время по вопросу  субъекта данного преступления имеются  две точки зрения. Согласно первой – субъектом этого преступления может быть любое лицо, в том  числе и совершившее первичное  преступление, согласно второй – субъектом  может быть только лицо, которое  не совершило первичное преступление. Для решения данного вопроса  необходимо обратиться к п.2ст.6 Страсбурской конвенции 1990г., предусмотривающему возможность, но не обязательность, указания в национальном законодательстве на то, что ответственность  за легализацию доходов не распространяется на лиц, совершивших основное правонарушение (преступление). Поскольку принятие окончательного решения по данному  вопросу является прерогативой национального  законодателя, а в ст.209 УК Украины  указание на специальный субъект  отсутствует, то субъектом данного  преступления может быть любое лицо, то есть как лицо, совершившее первичное (основное) преступление, так и  лицо, которое не совершало первичное преступление. Соответственно, лицо, которое совершило первичное преступление, а затем легализовало средства, полученные от совершения этого преступления, подлежит уголовной ответственности по правилам реальной совокупности.

 

 


Информация о работе Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем