Криминалистическая портретная экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:19, реферат

Описание работы

Портретная экспертиза (Габитоскопия) (от лат. habitus – внешний облик человека, его телосложение + греч. skopeo – смотрю, изучаю) - это отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности запечатления внешнего облика человека в различных отображениях и разрабатывающая технико-криминалистические средства и методы собирания, исследования и использования данных о внешнем облике в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений (отождествления личности).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
§1.Система элементов и признаков внешнего облика человека………….........5
§ 2.Отображения внешнего облика человека…………………………………..11
§3. Использование информации о внешнем облике в целях розыска и установления личности……………….…………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Кыргызской Республик6.docx

— 52.41 Кб (Скачать файл)

1.         Привычная поза человека описывается по взаимному расположению частей тела в различных положениях - стоя, сидя, лежа и т.д. Частным проявлением привычной позы является осанка (в основном положение головы и туловища).

2.         Походка определяется через признаки ходьбы. При этом учитываются ее скорость, темп; отмечается длина и ширина шага, положение и степень поднимания стоп. Для характеристики походки используется несколько или совокупность перечисленных признаков, а также характеристики положения и движения головы, туловища, рук.

3.         Мимика - это совокупность движений мускулатуры лица, отражающая эмоциональные состояния. Отмечается обычно выраженность мимики - живая, малая, отсутствие ее. Кроме мимики имеет значение выражение лица. Оно определяется по относительному положению элементов лица, привычному для данного человека.3

4.         Артикуляция - движение губ при воспроизведении звуков. Указывается выраженность артикуляции.

5.         Жестикуляция - движения головы, плеч, рук, которыми человек сопровождает спою речь. Указываются вид движений головой, плечами, руками; их выраженность (например, вялая) и содержание (например, указательная, изобразительная).

6.         Болезненные движения головы, лица, туловища, конечностей отмечаются в качестве особой приметы. Причины таких движений связаны с различными заболеваниями (дрожание рук, подергивание век и др.)

7.         Бытовые привычки (манеры) - это действия, совершаемые человеком в связи с удовлетворением каких-либо постоянных бытовых потребностей (привычки, связанные с приемом пищи, курением и т.п.). При этом указываются вид движений, наименования анатомических и сопутствующих элементов внешности, в отношении которых совершаются движения (например, разглаживание одежды).

8.         Специальные навыки - это действия, совершаемые человеком при осуществлении определенной работы. Наиболее наглядны признаки владения инструментами, использования определенных предметов.

Также при описании признаки внешнего облика человека используются сопутствующие элементы и признаки одежды и мелких носимых вещей  можно разделить на производственные, образующиеся в процессе их изготовления, и отражательные, проявляющиеся при использовании, эксплуатации вещи. Одежда и мелкие носимые вещи определяются по виду и разновидности, материалу, назначению и особенностям изготовления.

1.         Вид и разновидности одежды являются наиболее наглядными признаками, формирующими внешний облик человека. Предметы одежды распределяются по следующим группам: головные уборы, верхняя одежда, легкая одежда, обувь. При составлении описания отмечают видовое наименование (шапка, шляпа, пальто, плащ, костюм и т. д.), указывают принадлежность одежды мужчине, женщине, ребенку и т. д.

2.         Размеры предметов одежды обычно (но не всегда) соответствуют размерам анатомических элементов человека.

3.         Материал одежды, предметов характеризуется по признакам, которые легко определяются на вид (например, светлый или темный, доминирующий цвет, основной рисунок и т.п.).

4.         Назначение одежды - комплексный признак, отражающий ее применение (гражданская, форменная, специальная, зимняя, летняя и т.п.). Этот признак имеет большое значение в парадоксальных ситуациях, когда назначение одежды не совпадает с обстановкой, в которой человек наблюдается.

5.         Особенности изготовления предметов одежды способствуют выделению данного предмета одежды из числа ему подобных. Анализируются силуэт, размеры, форма составляющих частей данного предмета одежды, их конструкция, материал. Аналогичные признаки отмечаются и при изучении мелких носимых вещей.

Отражательные признаки одежды и мелких носимых вещей могут  оказаться весьма наглядными и индивидуализирующими. Их можно подразделить на группы по происхождению.4

6.   Элементы и признаки степени и характера ношения одежды отражают утрату первоначального вида вещи, приданного ей при производстве. Так, обувь в процессе носки приобретает фиксированные складки (заломы), потертости, трещины на сгибах.

7.   Элементы и признаки ухода за одеждой и ремонта определяются по ее общему виду (вычищенная, не глаженная и т. п.), заплатам и пр.

8.   Следы посторонних веществ на предметах и вещах анализируются в основном по месту их расположения, размерам, цвету.

 

 

§ 2.Отображения внешнего облика человека

Отображения внешнего облика человека, используемые в практике раскрытия и расследования преступлений, принято делить на субъективные и объективные.

Субъективные отображения возникают в результате непосредственного зрительного восприятия (наблюдения) человека или его останков другим лицом. Нередко наблюдение впоследствии дополняется воспроизведением возникшего мысленного образа в материально-фиксированном виде (описанием, рисунком). Иными словами, субъективными являются отображения, достоверность которых зависит только от индивидуальных качеств воспринимающего лица и условий восприятия.

Объективные отображения возникают в результате восприятия внешности человека с помощью инструментальных методов; поэтому степень их достоверности гораздо выше. К субъективным отображениям относятся: мысленный образ; описание; субъективный портрет.

Объективные отображения - это  фотоснимки; киноленты; видеоизображения; рентгеновские снимки и флюорограммы; маски и следы человека и т. д.

Субъективные отображения. Наиболее распространенным субъективным отображением являетсямысленный образ. Он формируется под воздействием множества факторов, таких как пол, возраст, общее развитие, острота зрения, профессия, зрительная память, эмоциональность, состояние человека в момент наблюдения (субъективные факторы), расстояние от наблюдателя до наблюдаемого, освещение, длительность наблюдения и т.д. (объективные факторы).

Мысленный образ может  использоваться непосредственно (при  опознании нападающего потерпевшим) и опосредованно, когда он материализуется  в виде субъективных отображений (описания, изготовления субъективного портрета).

Описание субъективно по своей природе. Оно обычно содержится в различных документах (заявлениях, письмах о готовящихся или совершенных преступлениях; в протоколах следственных действий, рапортах, справках и других документах).

В криминалистической практике используют произвольное и систематизированное(упорядоченное) описание.

Произвольное  описание - это описание, данное свидетелем-очевидцем и словах и выражениях, используемых в обыденной речи.

Информацию о признаках  внешности преступника или иного  лица, полученную в процессе свободного рассказа очевидца, следует уточнить.

Нередко возникают ситуации, при которых требуется охарактеризовать так называемые «средние», «нормальные» значения признаков внешности. В  этих случаях целесообразнее использовать вспомогательные средства (справочную литературу, наглядные пособия, наборы таблиц и т.п.).Например, хорошие результаты дает показ справочного альбома-пособия «Типы и элементы внешности».

Систематизированное (упорядоченное) описание - это описание по методу словесного портрета. Существует множество различных определений названного метода, но в основном они сводятся к следующему: словесный портрет - это систематизированное, научно обоснованное описание внешнего облика человека по определенной методике при помощи специальной стандартизированной терминологии.

Такое описание должно быть достоверным (надежным, не вызывать сомнений), полным (включать достаточное для  установления человека количество признаков), определенным (однозначным), единообразным (выполненным с использованием единой терминологии).

Описание по методу словесного портрета производится при соблюдении следующих правил:

- признаки внешности определяются  применительно к «нормальному»  положению тела человека;

- элементы внешности характеризуются  как анфас, так и в профиль,  а при необходимости и в  других ракурсах;

- описание составляется  последовательно: от общего к  частному; сверху вниз; сначала общефизические, затем анатомические, функциональные  и сопутствующие элементы и  признаки;

- выделяются особые приметы.

Особые приметы характеризуются  редкой встречаемостью и высокой  устойчивостью. К ним относятся: признаки, резко отличающиеся от групповых  -характеристики непостоянных, случайных элементов; крайние степени выраженности определенного элемента - характеристики заметных следов травм и операций; признаки и содержание татуировок. Особые приметы, отличающиеся особой выраженностью, наглядностью называются броскими.

Иногда по описанию трудно воссоздать внешний облик устанавливаемого лица. В таких случаях целесообразно  изготовить субъективный портрет.

Субъективный  портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами). Значение субъективных портретов велико, поскольку они позволяют составить целостное представление о внешнем облике человека, по сути дела, заменяют фотоснимки. Однако необходимо помнить, что это субъективное отображение внешности и, следовательно, дает только приблизительное, похожее представление о ней.

Современной криминалистической практике известны четыре основных вида субъективных портретов:

-      рисованный;

-      композиционно-рисованный (составленный из типизированных комплектов рисунков);

-      композиционно-фотографический (изготовленный из фрагментов фотоснимков различных лиц);

-      комплексный, или «живой».

Название последнего вида субъективного портрета связано  с особой методикой его изготовления: по показаниям очевидцев гримируется  похожий на разыскиваемого человека, который затем фотографируется  или снимается на видеопленку.

Для изготовления субъективных портретов применяются различные  технические средства.

При получении композиционно-фотографических портретов в современной практике наиболее часто используют полипроекторы.

Композиционно-рисованные портреты получают с помощью устройств, в основу которых положен принцип «Айдентикит»: ИКР-2 (идентификационный комплект рисунков) и его модификации - «Портрет». Все чаще для изготовления субъективных портретов используются и компьютерные системы («Фоторобот», «Портрет»). Независимо от вида субъективного портрета и применяемых технических средств весь процесс его изготовления складывается из трех этапов: подготовительного, собственно изготовления и оформления.

В рамках подготовительного  этапа изучаются личностные характеристики очевидца, условия восприятия, создаются  по возможности комфортные условия  для работы, фиксируется произвольное описание внешности разыскиваемого, осуществляется техническая подготовка к изготовлению.

Этап собственно изготовления субъективного портрета складывается из подготовки первоначального варианта портрета, уточнения и «доводки»  его деталей, получения второго  варианта портрета и, наконец, утверждения  его очевидцем.

На заключительном, оформительском этапе производится фиксация действий по изготовлению портрета: составляется справка с приложением к ней  фототаблицы, на которой помещаются фотоснимки промежуточного и окончательного вариантов портрета. Справка подписывается всеми участниками работы.

В последнее время сфера  применения субъективных портретов  расширилась. Они стали изготавливаться  в целях опознания обезображенных, разложившихся трупов, при собирании  и систематизации информации о признаках  внешности по черепу (графический  способ реконструкции).

Объективные отображения. Наиболее полно и объективно информация о  внешности человека может быть зафиксирована  посредством фотосъемки. В зависимости  от ее условий, характера проводимых оперативно-розыскных мероприятий  и следственных действий, видов накопителей  информации, куда будут помещены снимки, используется сигналетическая либо оперативная фотосъемка.

Сигналетическая (опознавательная) фотосъемка применяется для фиксации признаков внешности лиц, подлежащих регистрации, постановке на учет, опознанию и т.п. Она производится по специальным правилам.

Для фиксации функциональных признаков внешности целесообразнее использовать видеозапись.

Рентгеновские снимки и флюорограммы также отражают сведения о внешности. Они фиксируют наряду со строением черепа и иных костей скелета контуры внешнего строения тела, особенно лица и головы.

Маски и слепки применяются  для фиксации признаков внешности  умерших, погибших, если посмертные изменения  незначительны. Их получают по поручению  следователя или работника органа дознания специалисты в области  судебной медицины. Перед получением негативной отливки (формы), лицо очищается, а при необходимости проводится его туалет. Затем с формы получают позитивную отливку (маску). Так же изготавливают  модели и с других элементов внешнего облика (кисти, уха и т.д.).

Особый вид  отображения - реконструкция лица по черепу, которая используется для фиксации информации о признаках внешности при обнаружении костных останков человека, в том числе черепа. Методика реконструкции лица по черепу, предложенная ученым-антропологом М.М. Герасимовым, основана на существовании определенных зависимостей между строением костей черепа и толщиной, а также формой мягких тканей. Хотя эти закономерности имеют определенное статистическое обоснование, в каждом конкретном случае возможны те или иные отклонения от средних параметров; сходство изображения, которое получает специалист, производящий реконструкцию, с оригиналом в известной мере зависит от индивидуального восприятия специалистом особенностей конкретного объекта (черепа) и даже от случайных факторов (был ли человек худым или упитанным, были ли у него на лице шрамы и т.д.). Иными словами, метод позволяет осуществить реконструкцию лишь в известном приближении к действительности; поэтому он является как бы промежуточным между субъективным и объективным отображениями.

Информация о работе Криминалистическая портретная экспертиза