Криминалистическая характеристика преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – дать криминалистическую характеристику преступлений в отношении сотрудников учреждений исполняющих наказания.
Достижение указанной цели осуществлялось путем решения следующих задач:
1. Выделить проблемы квалификации посягательств на жизнь сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания.
2. Дать характеристику насильственных преступлений, совершаемых осужденными в отношении сотрудников УИН.
3. Привести криминалистическую характеристику осужденных, совершивших насильственные преступления в отношении сотрудников учреждений исполняющих наказания.

Файлы: 1 файл

Криминалистич.характеристика преступлений в отношении сотрудников - курсовая.doc

— 503.00 Кб (Скачать файл)

 

Психологические проблемы

Специфика психологических проблем  работников УИС. Особо актуальным является решение проблем, связанных с профилактикой профессионально-нравственной деформации сотрудника. Часто это понятие связывают со снижением эффективности профессиональной деятельности, изменениями человеческих качеств, и прежде всего нравственных, когда сотрудник теряет верное представление о смысле службы, не уважает себя за то, что работает в правоохранительных органах, воспринимает службу как средство достижения узкоэгоистических целей. Иногда в это понятие включают утерю способности самостоятельно мыслить, принимать решения, нешаблонно действовать. Пропадает инициатива, возникает мелочная регламентация своих действий. Одной из главных сторон деформации является утеря способности к самооценке. Происходит огрубление чувств, развивается черствость, конфликтность, раздражительность, нарастает неуравновешенность. Кроме того, явно снижается ориентировочная активность познавательных функций [10].

 

Вероятно, в связи с такой  неопределенностью понятия, А.В. Буданов  полагает, что в первую очередь  требует уточнения сам термин. Опрос практических работников ИТУ, в том числе заместителей начальников ИТК, ВТК по воспитательной работе с осужденными, показал, что под профессиональной деформацией ими понимаются негативные изменения личностных качеств работников ИТУ (ВТК, ЛТП) под влиянием условий их работы [11]. Однако такое определение носит слишком общий, неконкретный характер. Анализируя те изменения негативного порядка, которые могут произойти с некоторыми работниками ИТУ, точнее было бы говорить о трех видах подобных изменений: 1 – профессиональная девиация; 2 – профессиональная деформация; 3 – профессиональная деградация.

 

Профессиональная девиация

Термин «девиация» применяется  в ряде наук для обозначения отклонения от нормы или какой-то заданной величины. Он может быть вполне применим и для обозначения тех изменений, которые могут произойти с работником ИТУ под влиянием профессиональной деятельности.

 

Профессиональная девиация состоит  в незначительных, не носящих ярко выраженного негативного характера изменениях личностных качеств работника ИТУ. Как правило, это явление не приводит к отрицательным изменениям в основных личностных характеристиках, не влияет значительно на эффективность профессиональной деятельности.

 

Профессиональная деформация

Профессиональная деформация – это изменение профессиональных возможностей и личностных характеристик работника ИТУ в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности.

 

Феномен профессиональной деформации персонала заслуживает особого внимания. Когда говорят о профессиональной деформации, то имеют в виду влияние условий и содержания профессиональной деятельности на негативное изменение личностных качеств и поведение сотрудников. Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без должной необходимости – это крайние формы проявления профессиональной деформации. На более ранних этапах службы личностные изменения проявляются лишь в усвоении профессионального жаргона, подражании некоторым манерам поведения осужденных, а в последующем – в потере способности к сопереживанию чужому горю, в формировании установки на ужесточение наказания.

 

Профессиональная деформация –  это общечеловеческий социально-психологический  феномен.

 

Вполне благопристойные люди, когда  им поручают общественно значимую деятельность и наделяют властными полномочиями, одновременно снимая индивидуальную ответственность за последствия своих действий, склонны к проявлению неоправданной жестокости ради выполнения поставленной перед ними задачи. Поэтому закономерно, что и в условиях пенитенциарного учреждения, где объектом карательно-воспитательного воздействия являются преступники (т.е. люди, нарушившие закон и зачастую имеющие выраженные человеческие пороки), по отношению к ним могут проявляться жестокие действия со стороны сотрудников. Здесь действует своеобразный психологический механизм «дегуманизации противника» – по отношению к преступнику можно применять любые средства.

 

Стереотипная социальная роль (например, «надзиратель») меняет психологию и  поведение человека, побуждая действовать на основе социальных стереотипов и экспектаций. Надзиратель – должностное лицо в дореволюционной России, занимавшееся надзором, наблюдением за кем-либо. Надзирать – иметь надзор, присмотр; «насматривать», наблюдать, наглядывать. Короче – в обязанность надзирателя входило не упускать из виду, держать под контролем. Постепенно слово обросло негативными значениями и смыслами и стало обидным для человека, к которому оно обращено.

 

Деградация: профессиональная и личностная

Профессиональная деградация может быть определена как крайняя степень профессиональной деформации, когда встает вопрос о профессиональной пригодности работника ИТУ вообще.

Причинами такой деформации являются частое взаимодействие (по роду службы) с криминальной средой, лицами с  аморальным поведением; испытание больших физических и эмоционально-психологических перегрузок. Профессионально-нравственная деформация опасна как для сотрудников, прослуживших много лет, так и для молодых специалистов. У 60% из более чем 500 обследованных сотрудников обнаружились различные нарушения стрессового характера, возникающие в результате постоянного воздействия преступной толпы. Около 20% обследованных сотрудников, имеющих дезадаптационные расстройства, нуждались не только в психологической коррекции, но и в силу углубления и тяжести имеющихся нарушений – в медико-психиатрической помощи [12].

 

Личностная деградация возникает  как результат долговременной деятельности в экстремальных условиях. В ряде случаев можно говорить уже о  профессиональной деформации и деградации, доходящей до деградации личности, когда происходит значительное сужение круга интересов, потребностей и снижение их уровня, «огрубление» личности в целом. Часто это проявляется в обычных межличностных отношениях. Стиль профессионального общения с осужденными переносится на контакты с другими людьми, когда это не обусловлено ситуацией. При этом типично обеднение лексикона, заимствование и употребление жаргона. Можно сказать, что страдает и так называемая языковая личность. Общение с носителями уголовной лексики приводит к заражению тюремно-лагерно-блатным жаргоном [13].

 

Специфика нравственной сферы

В целом у начальников отрядов  ИТУ слабая представленность творческих и эстетических ценностей в ценностно-потребностной  сфере [14], хотя это еще не говорит о личностной деформации. У сотрудников в целом выражены особенности нравственной сферы, которые отличают их не только от осужденных, но и от законопослушных граждан [15]. Хотя эмоционально они действительно часто отчуждены от ситуации, но отрицательными остальные особенности назвать нельзя; это внутренний локус контроля (личная ответственность за себя и свои действия), отрицание «анархизма» в морали, недопустимость достижения «добрых» целей «злыми» средствами (в этих аспектах они, как отмечено выше, отличаются как от осужденных, так и от законопослушных). Вероятно, отчасти это вызвано прямым противопоставлением морали осужденных, для которых типичны «анархизм» в морали (каждый сам может определять, что хорошо, и что плохо), приверженность позиции «цель оправдывает» и сведение нравственности к этикету. Поэтому говорить о тотальной негативной деформации (профессиональной и личностной) во всех сферах нельзя. Скорее, в последнем случае можно говорить о профессионально позитивной деформации, имеющей приспособительное значение. Хотя проблемы в целом это, вероятно, не снимает.

 

Пики профессиональной деформации

Пики проявлений профессиональной деформации приходятся на 3–4-й и 6–7-й  годы работы в ИТУ [16]. При этом сходные  проблемы интернациональны. По данным специальных изданий в США, у сотрудников исправительных учреждений отмечаются также кризисные явления, вызываемые жестким режимом работы, обилием жалоб и заявлений заключенных, постоянной возможностью нападения с их стороны, возникновением конфликтов, низкой престижностью профессии.

 

В ряде исследований настойчиво подчеркивается, что профессиональная деятельность при определенных условиях (повышенная опасность или эмоционально-психологическая  напряженность в процессе деятельности, неблагоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в коллективе, неверный стиль руководства и ряд других) может оказать отрицательное воздействие на личность, однако специальных исследований на эту тему явно недостаточно. Тем более слабо разработана эта проблема применительно к практике профессиональной деятельности работников ИТУ.

 

Психологические требования к личности сотрудников УИС

Экстремальные условия профессии  требуют обсуждения специфики психологических  требований к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений.

 

Общепризнано, что эффективность  функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической  пригодности персонала. Поэтому  в пенитенциарной психологии, как  отечественной, так и зарубежной, уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых к сотрудникам данной системы.

 

В числе профессионально значимых качеств отмечают нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных [17].

 

Личностный профиль

Установлено, что усредненный личностный профиль сотрудников пенитенциарных учреждений существенно не отличается от профилей личности работников других правоохранительных органов. Это опровергает достаточно распространенный стереотип общественного сознания о том, что в уголовно-исполнительной системе работают люди с садистскими наклонностями, высоким уровнем агрессивности, низким интеллектом и т.п. Подобный стереотип чаще всего формируется на основе отдельных ситуаций, связанных с нарушением законности и получивших общественный резонанс, а порой и целенаправленным искажением событий в средствах массовой информации.

 

Причины нарушений законности

В связи с общественным резонансом изучение причин нарушений законности стало объектом пристального внимания пенитенциарных психологов и педагогов [18].

 

В качестве причин противоправных действий сотрудников отмечают следующее: несоответствие личностных качеств требованиям профессиональной деятельности; слабый профессионализм; эмоциональную несдержанность в ситуациях провокации (оскорбление чести, достоинства и т.п.); влияние менталитета, выработанного в тоталитарном государстве; слабую материальную обеспеченность сотрудников; профессиональную деформацию персонала.

 

Надзиратель – жертва системы

Отмечая реальность действия в исправительных учреждениях данного механизма  деформации персонала, исследователи  приходят к выводу о том, что «надзиратель тюрьмы – такая же жертва системы, как и заключенные». Однако какими бы ни были сложными ситуации, как бы ни «давили» на человека внешние факторы, он всегда сам принимает решения и сам несет за них ответственность [19].

 

Деятельностный подход

Большинство современных юридических психологов придерживаются традиционной объектно-деятельностной методолого-теоретической платформы, связанной с использованием прежде всего целенаправленно организованных внешних воздействий.

Деятельность работников уголовно-исполнительной системы протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, в опасных для жизни обстоятельствах. Подобные условия создают большие сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности действий, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, умения адекватно действовать при любых экстремальных условиях.

 

Экстремальные условия объективно содержат в себе различные факторы, оказывающие психологическое воздействие  на сотрудников УИС. Выделяют следующие  группы факторов:

 

1 – экстремально психологические;

 

2 – экстремальные морально-психологические;

 

3 – экстремальные профессионально-психологические  [20].

 

На возможную деформацию личности сотрудников исправительных учреждений указывают многие исследователи. Речь идет об изменениях и нарушениях в личности сотрудников, вызванных специфическими факторами деятельности и отрицательно влияющими на ее осуществление.

 

Условия, определяющие деформацию личности

Деформирующее влияние на личность сотрудников исправительных учреждений оказывает специфическая среда, в которой осуществляется профессиональная деятельность. При этом следует учитывать сопутствующие факторы: 1 – закрытость исправительных учреждений; 2 – идентификация сотрудниками себя с «властью», а осужденных с «невольниками»; 3 – постоянный, неизбежный контакт с криминальной средой (особенно в отдаленных и лесных исправительных учреждениях); 4 – стрессогенность профессиональной деятельности, связанной с постоянной угрозой эмоциональной и физической агрессии со стороны осужденных; 5 – высокий уровень эмоционального напряжения в общении.

 

Показано, что под влиянием воздействия  отрицательных факторов среды у  сотрудников исправительных учреждений постоянно снижается требовательность к себе, своим поступкам, действиям, решениям.

 

Проявления профессиональной деформации

Профессиональная деформация проявляется: 1 – в стремлении ужесточить условия  отбывания наказания; 2 – в завышении  требований к осужденным; 3 – в  позиции собственной правоты; 4 –  в правовом нигилизме (сознательное игнорирование правовых предписаний, регламентирующих служебную деятельность).

 

Профессиональная деформация сотрудников  проявляется в понижении доброжелательности, коммуникативности, в снижении позитивного  эмоционального отношения ко всем людям, не только осужденным.

 

При этом повышаются агрессивность, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность. Все изменения подспудно побуждают  развитие чувства вины.

 

 

    1. Характеристика механизма следообразования по преступлениям, совершаемым в отношении сотрудников учреждений, исполняющих наказание.

    1. Во время совершения преступления, до и после него, поскольку материя обладает свойством отражения и всеобщей связи, взаимосвязи и взаимообусловленности всего существующего, в реальной действительности происходит необходимый, закономерный процесс возникновения многочисленных и многообразных следов преступной деятельности виновного, действий и поступков других - как прямых, так и косвенных -участников преступного события и связей между ними.
    2. А.Ф. Кони в одной из своих речей заметил, что "если бы пришлось судить только тех убийц, которых застали с ножом над жертвою, только тех отравителей, у которых в руках остатки только что данной ими кому-либо отравы, то большая часть виновников подобных преступлений осталась бы без законного возмездия" (15, с.418). Эти слова особенно актуальны в наше время, когда преступники все более вуалируют свою преступную деятельность, используют все более ухищренные приемы подготовки, совершения я сокрытия преступного события. Это справедливо не только для убийств, но и для хищений чужого имущества путем кражи, грабежа, разбойного нападения, мошенничества и других преступлений. Если бы механизм преступного события не отражался в следах, уголовному наказанию подвергались бы лишь те преступники, которых захватили с поличным.
    3. Однако справедливо также и то, что если бы в процессе возникновения следов преступной деятельности субъекта я действий, поступков других участников преступного события не было определенного порядка, если бы при их возникновении не проявлялись закономерности, то выявление, раскрытие преступления и установление объективной истины во уголовному делу также оказалось бы делом весьма проблематичным.
    4. В свое время Б.И. Шевченко ставил перед собой задачу "изучить основные явления, способные вызвать образование следов, и факторы, воздействующие на их формирование, а также выявить те закономерности, которым подчинено как образование следов вообще, так и отображение в них внешнего строения образующих их объектов" (16, с.5-6).
    5. Современные задачи криминалистики - это осуществление комплексных исследований, связанных с познанием закономерностей механизма преступления и закономерностей, обусловивших возникновение следов отображений преступной деятельности и других процессов, происходящих во время его формирования. Все элементы механизма преступления, будучи взаимосвязаны и отражаясь в окружающей среде, образуют многочисленные следы преступления, содержащие информацию о нем и его участниках, поэтому другой немаловажной задачей является изучение системы процессов взаимодействия, обусловливающих возникновение этой криминалистически значимой информации.
    6. Носители криминалистически значимой информации о способах подготовки, совершения и сокрытия преступления, о действиях других участников преступного события и о самих участниках создают принципиальную возможность а каждом конкретном случае, если компетентные лица закрепят их в процессуальные формы, стать источниками судебных доказательств для достижения объективной истины по уголовному делу в целом. Прячем такая возможность открывается не в результате самого факта возникновения и наличия изменений, следов-отображений на объектах взаимодействия, а благодаря тому, что возникновение информации о самом преступлении и его участниках подчинено строгим объективным закономерностям. В связи с этим заслуживает большого внимания мысль Р.С. Белкина о том, что "процесс возникновения доказательств, как и всякий процесс отражения, является ситуационным, то есть зависит от условий, в которых он протекает, от ситуации. Ситуационность процесса возникновения доказательств и обуславливает то, что управляющие этим процессом закономерности проявляются (что вообще присуще проявлению объективных закономерностей) как тенденция" (17, с.12-14). Степень осуществления этой тенденции зависит от конкретных условий, в которых под воздействием объективных и субъективных факторов проистекает поэтапное формирование механизма совершенного преступления.
    7. Под механизмом следообразования в криминалистике понимается процесс взаимодействия двух и более материальных или идеальных объектов в общей системе преступления, завершающийся образованием следов - отображений (или частиц}, содержащих криминалистики значимую информацию о преступном событии и его участниках.
    8. Элементами механизма следообразования являются:
    9. - следообразующий объект (преступник, орудия преступления и т.д.);
    10. - следовоспринимающий объект (потерпевший предметы обстановки и т.п.);
    11. - формы или вид движения, развития, воздействия материальных объектов друг на друга в результате которого прилагаются различные виды энергии (механическая, тепловая и т.д.);
    12. - следовый контакт ( т.е. непосредственное соприкосновение материальных объектов);
    13. - следы - отражения или частицы вещества.
    14. Следствием поэтапно складывающегося механизма преступления как системы процессов взаимодействия участников криминального события между собой и с материальными объектами, оказавшимися в орбите преступления, являются материальные и идеальные отображения (следы) в широком их понимании, следы преступления.
    15. Следы преступления - это прежде всего:
    16. 1. Результаты действий и контактов виновного. Приготавливает ли будущий преступник по месту своей работы орудия или иные средства для совершения или сокрытия преступления; изучает ли он маршрут движения будущей жертвы, опрашивая об этом его знакомых; выслеживает ли он жертву, проходя по маршруту его движения до места жительства или работы; нападает с целью ограбления в темном месте парка на жертву без какой-либо подготовки; взламывает ли он преграду для дальнейшего проникновения в хранилище; перемещает ли виновный мебель или иные предметы на месте преступления, отыскивая денежные или материальные средства; унесет ли преступник, изъяв из тайника ценности или имущество, либо случайно в ходе поиска ценностей, может изменится характер жизнеспособности организма и даже наступить летальный исход - смерть человека. Все это в целом зависит от характера и содержания механизма совершенного преступления.
    17. При механическом процессе взаимодействия следообразуюший (преступник, орудие или средство преступления, предмет обстановки, потерпевший и др.) и следовоспринимающий объекты; потерпевший, объекты преграды, иные предметы окружающей материальной обстановки, сам преступник в момент сопротивления жертвы и др.) под действием силы (причины) приводятся в контакт, вследствие чего обмениваются энергией и субстанцией (частицами) материала объектов. Чем больше сила взаимодействия и плотнее соприкосновение поверхности объектов, тем больше обычно признаков и свойств отражают они друг на друге. Следы при этом взаимодействии образуются вследствие деформационных изменений объектов.
    18. По мнению Н.Д. Кучерова, для возникновения следа-отображения необходимо наличие ряда условий:
    19. а) энергия отображаемого не должна быть ниже предела, способного вызвать изменения в состоянии отображающего;
    20. б) отношения между свойствами взаимодействующих объектов должны быть такими, чтобы один из них был способен воспринимать воздействие другого;
    21. в) взаимодействие должно обеспечивать возникновение отображения (18, с.27.28).
    22. Рассмотрим некоторые примеры механического процесса взаимодействия:
    23. а) когда преступник ступает на снег (влажный грунт), то и счет спрессовывания снежинок (микрочастиц грунта) образуется объемный след обуви виновного;
    24. б) при совершении разбойного нападения в случае применения огнестрельного оружия преступником, когда следообразующий объект-пуля проникает или внедряется в следовоспринимающий объект (жертву, деревянную преграду), в результате разрушения поверхности объекта образуется отверстие-пробоина;
    25. в) для изготовления тайника или средств совершения преступления на подготовительном этапе квартирной кражи преступник, используя столярный инструмент, осуществляет разруб, разрез или распил следовосприннмаюшего объекта, при этом последний расчленяется на части и перестает существовать как целое, а на его поверхности образуется в месте контакта с инструментом след скольжения, разруба, разреза и т.п.;
    26. г) преступник, чтобы проникнуть в хранилище, слесарным инструментом убирает, отводит запирающий элемент замка, в результате чего на преграде и замке инструмент оставляет объемный след; следовос-принимающий объект теряет какую-то свою часть (стружка, щепа, опилки), но продолжает существовать как целое;
    27. д.) совершая угон автомашины, преступник, чтобы быстро ее сбыть, перебивает номера двигателя и рамы, в результате такого взаимодействия образуются невидимые следы (за счет глубинной деформации структуры следовоспринимающего объекта) и т.д.
    28. Под физическим процессом взаимодействия понимается термическое, электромагнитное, лучевое и иное подобное воздействие и его результаты, которые связаны с молекулярными процессами, происходящими в материальных телах. Процессы, происходящие в результате таких действий, как поджоги, убийство с использованием электрического тока, проникновение в сейф при помощи газо- или электросварки, сопровождаются тепловыми, электрическими, магнитными внутримолекулярными и внутриатомными изменениями в твердых, жидких и газообразных объектах. Например, в результате короткого замыкания на концах проводов, когда они разрушаются, или в результате сварки в местах контакта образуются следы оплавления и окисления металла. При ударе или в результате трения шерсти о металл (пластмассу), при многоразовом соприкосновении обуви с поверхностью паласа (ковровой дорожки) на поверхности следовоспринимающего объекта образуются в Местах контакта электрические заряды, которые обнаруживаюгся при помощи специально разработанного порошка и дают возможность определить, например, направление движения следообраэующего объекта.
    29. Здесь надо отметить, что исследование технологии образования изменений на молекулярном уровне, выявление и изучение его физических, химических, механических и других закономерностей, на наш взгляд, относятся к компетенции теоретической механики, химии, биологии и других естественнонаучных отраслей знания. Основная задача криминалистики состоит в определении видов и характера следов преступления, их локализации, причин возникновения или отсутствия, распространенности и мест сосредоточения определенных видов следов, их повторяемости и обусловленности механизмами различных видов (групп) преступлений, а также механизма следообразования на определенном уровне.
    30. Наиболее сложным с точки зрения производства судебных исследований являются химические и биологические процессы взаимодействия. Так, химические процессы взаимодействия протекают на молекулярном либо атомном уровнях. В результате соответствующих процессов наряду с поглощением либо выделением энергии происходит превращение одного либо нескольких веществ в другое. Судебное исследование следов химического процесса позволяет установить взаимодействующие объекты. Так, по химическому составу можно определить исходный продукт отравления жертвы, травления документов, состава бумаги, из которой были изготовлены фальшивые деньги, и т.д.
    31. Биологические процессы взаимодействия объектов протекают в живых организмах. В результате соответствующих процессов происходит взаимодействие живого организма либо с растениями, либо с неорганическим объектом или наоборот. Судебные исследования такого рода последствий могут определить сроки гниения трупа или животных, старения предметов или капель крови, но требуют участия специалистов в соответствующих областях знаний.
    32. Сущность этих процессов взаимодействия объектов, характеризуя прилагаемую к ним энергию и способ ее приложения, отражается в следовых контактах, которые всегда обоюдны, так как являются результатом самого процесса взаимодействия, но в рамках идентификационного поля.
    33. Следовый контакт (непосредственное соприкосновение объектов) можно классифицировать по различным параметрам (например, по виду прилагаемой энергии по способу ее приложения и т.д.). Он, в частности, может быть:
    34. а) по виду прилагаемой энергии: активным - когда энергия исходит из самих следообразующих объектов (например, след отжима металлическим ломиком замка в дверной раме, след удара обухом топора по поверхности автомашины, след разруба ножом на глине и т.д.), и пассивным - когда энергия находится вне объекта (например, микрочастицы пыли оседают по периферии следообразуюшего объекта);
    35. б) по способу приложения энергии: непосредственным - когда объекты непосредственно в процессе взаимодействия соприкасаются между собой (например, ладонная поверхность руки располагается на гладкой поверхности стола), и опосредованным - когда отсутствует непосредственное соприкосновение объектов (например, след выгорания бумаги под воздействием солнца по периферии следообразуюшего объекта, когда он находится на определенном расстоянии от следовоспринимаюшего объекта);
    36. в) но количеству соприкоснувшихся объектов: поверхностным -когда след возникает на одном следовоспринимающем объекте (например, след пальцев руки на рукоятке пистолета), и объемным - когда следы возникают на нескольких следовоспрннимающих объектах одновременно (например, след Протектора автомашины на одежде и теле потерпевшего, образованный в результате наезда на пешехода).
    37. Взаимодействие материальных объектов “ это внешняя форма проявления одного или нескольких видов процессов (движений). Так, механический процесс (движение) выражается в деформации почвы или предметов при образовании объемного следа обуви человека, покрышки (колеса) транспортного средства, орудия взлома или в переносе вещества одного объекта на другой и т.п. В процессе взаимодействия происходит передача (обмен) энергии или перенос определенных веществ, частиц или микрообъектов на поверхность другого объекта, необходимых для следообразования, например, перенос потожирового вещества с ладонной поверхности руки человека на поверхность стола в процессе перемещения преступником мебели по квартире. В этом случае в основе следообразования лежит один вид движения - механический, поэтому, на наш взгляд, подобное взаимодействие можно считать простым.
    38. Другое взаимодействие может считаться сложным - когда в следообразовании участвуют несколько видов процессов (движений). Так, след голоса или других звуков на магнитофонной ленте или видеокассете образуется за счет механического и физического движений, а изображения отдельных фрагментов на фотографин - в результате химического, физического и механического движений (процессов). Безусловно, что такое расчленение условно, но оно позволяет понять механизм следообразования и находить конечные и промежуточные следы-отображения.
    39. Помимо механических, физических и химических процессов (движений) необходимо с научной и практической точки зрения уделить внимание описанию психического процесса взаимодействия между участниками преступного события. Так, в ходе совершения преступления между участниками возникает сложная форма взаимосвязи - психологические процессы взаимодействия, например, угроза убийством при разбойном нападении, психическое насилие при грабеже, создание психологического контакта при мошенничестве, восприятие свидетелем-очевидцем события преступления.
    40. Взаимодействие объектов приводит к появлению результатов -это бывает чаще всего в виде изменения контактирующих объектов (они меняют свою форму, место в пространстве и т.д.). Результат, в свою очередь (при совершении определенных групп преступлений), может обнаружиться и впоследствии, когда взаимодействие проявляет себя через относительно длительное время после его завершения.
    41. Результат действия механизма преступления - совокупность механических, химических, биологических, психических и иных процессов, приводящих к отражению преступления в материальной обстановке и в сознании людей, где следы-отображения являются источниками криминалистически значимой информации. В данном аспекте следы-отображения (и частицы веществ) можно классифицировать на:
    42. а) следы, отображающие сведения об участниках (как прямых, так и косвенных) преступного события, их социалью-демографические, анатомо-физиологические и психологические характеристики;
    43. б)) следы, отображающие сведения об отдельных действиях, условиях их выполнения и совокупности средств выполнения действий, признаках орудий, средств и инструментов, с помощью которых совершено преступление;
    44. в) следы, отображающие взаимосвязи участников преступления с иными субъектами, не являющимися участниками преступного события.
    45. Особенности механизма совершенного преступления приводят к появлению особенностей и в системе следов-отображений. Знание закономерностей возникновения следов, зависимостей между ними позволяет реконструировать форму, свойства, проявления взаимодействующих объектов, сам процесс взаимодействия и сформировать модель механизма совершенного преступления, а на ее основе - определить программу дальнейшего расследования.
    46. Следы процессов взаимодействия остаются всегда и сохраняются определенный период времени. Обнаружив и исследовав их, следователь уже в начале расследования уголовного дела на основе заключенной в следах и в последующем расшифрованной информации о самом преступлении и его участниках может построить модель механизма совершенного преступления и по ней выдвинуть версии, а затем, отрабатывая их производить поиск преступника, похищенного имущества, а также поиск потерпевшего или свидетеля-очевидца. В процессе расследования, обнаруживая новые последствия преступления, он, дополнительно исследовав их, может установить обстоятельства совершения преступления и в целом механизм исследуемого преступного события.
    47. Чтобы получить информацию о расследуемом событии, следователь прежде всего выявляет изменения в обстановке места происшествия, которые объективно отражают действия преступника и других участников преступного события (как прямых, так и косвенных), направленные на достижение преступной цели или противодействие этому. Известно, что действия преступника, потерпевшего и других участников преступного события нарушают связи между предметами обстановки места происшествия, в которой происходят различные изменения, содержащие информацию о самом расследуемом событии и его участниках. Задача следователя - обнаружить, зафиксировать и изъять следы-отражения, связанные с преступлением, а уже затем, предварительно с помощью эксперта-криминалиста или других специалистов исследовав и оценив их, смоделировать механизм совершенного преступления и использовать эту модель для поиска еще необнаруженных следов и других источников доказательств.
    48. Из изложенного можно сделать вывод о том, что механизм преступления есть системе различных процессов взаимодействия людей и предметов материального мира, вследствие которых образуются следы* отражения. Следы (в широком их понимании), как источники криминалистически значимой информации, позволяют устанавливать механизм совершенного преступления, расшифровывать процессы взаимодействуя, решать при этом многие идентификационные и диагностические задачи расследования.
    49. Особенности механизма совершенного преступления приводят к появлению особенностей и в системе следов-отображений. Знание закономерностей возникновения следов, зависимости между ними позволяет реконструировать форму, свойства, проявления взаимодействующих объектов, сам процесс взаимодействия и сформировать модель механизма совершенного преступления, а на этой основе определить программу дальнейшего расследования.
    50. Проведенное автором диссертационное исследование проблем выявления, расследования и предупреждения должностных преступлений в УИС, дало возможность сформулировать некоторые выводы, предложения и рекомендации по совершенствованию практики правоохранительных органов.
    51. 1. Существующая статистика должностных преступлений в УИС ведется разобщенно, закрыта для широкой общественности, что неизбежно порождает многочисленные злоупотребления и коррупцию среди лиц, наделенных властными полномочиями. Знание реального состояния преступности в среде федеральных служащих является залогом правильного определения, постановки и поиска путей решения важнейших проблем выявления, раскрытия, расследования и предупреждения этой категории преступлений.
    52. 2. Должностное преступление в УИС понимается как предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, совершенное путем действий (бездействия) сотрудником УИС, являющимся представителем власти либо наделенным организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, с использованием своего служебного положения или предоставленных ему служебных полномочий, вопреки интересам службы с целью незаконного получения материальных или иных благ, выгод и преимуществ в своих интересах либо в интересах третьих лиц.
    53. К должностным преступлениям в системе ФСИН относятся как непосредственно составы преступлений, содержащиеся в гл. 30 УК РФ, так и ряд иных, в частности, ч. 3 ст. 159 УК РФ - мошен<span class="dash041e_04

Информация о работе Криминалистическая характеристика преступлений