Контрольная работа по "Криминалистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

1.Понятие и научные основы почерковедческого исследования. Общие и частные признаки почерка.
2.Задача.
2.1. У следователя возникла необходимость допросить в качестве свидетеля Петренко, который по имеющимся данным был единственным свидетелем совершения расследуемого убийства.
Какие вопросы должен решить следователь на подготовительном этапе допроса Петренко?

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 34.32 Кб (Скачать файл)

Методика почерковедческого  исследования. Криминалистическое исследование почерка складывается из следующих  этапов:

а) подготовка к исследованию; б) выявление признаков необычного выполнения рукописи; в) раздельное и  сравнительное исследования спорной  рукописи и образцов; г) оценка обнаруженных совпадений и различий и вывод.

При подготовке к исследованию эксперт проверяет правильность оформления представленных ему на экспертизу документов  образцов почерка, их достаточность, наличие необходимых сведений об обстоятельствах выполнения рукописи и личности предполагаемых исполнителей.

Методика исследования почерка  и его результаты во многом зависят  от того, выполнены ли изучаемые  документы обычным почерком или  измененным. Во втором случае возможности  исследования суживаются. Для идентификации  могут быть использованы лишь те признаки обычного письма, которые сохранились  в измененной рукописи. Задача исследователя  здесь состоит в том, чтобы  установить факт изменения почерка, признаки, которые подвергались умышленному  и непроизвольному изменению, и  выделить сохранившиеся в рукописи признаки обычного почерка.

Факт исполнения рукописи измененным почерком устанавливается  путем ознакомления с характером и назначением документа, материалами, использованными при его составлении, по ряду специфических признаков, среди  которых наиболее характерны признаки сниженной координации и замедленности  движений. Последние обычно чередуются с признаками более высокой координации  и быстрого темпа письма. Выделив  сохранившиеся в рукописи признаки обычного письма, эксперт использует их для идентификации.

Раздельное исследование необходимо для установления присущих пишущему особенностей письменного навыка. С этой целью производится последовательный анализ признаков по всей рукописи. Вначале исследуются признаки письменной речи, а затем общие и частные признаки почерка.

В зависимости от условий  выполнения рукописи навык пишущего проявляется в виде того или иного  видоизменения, варианта признака. Задача эксперта состоит в том, чтобы  путем анализа различных вариантов каждого признака и условий их проявления в рукописи установить соответствующую особенность навыка. Например, исследуя такой признак, как точка начала буквы «а», эксперт устанавливает, что в соединении с предшествующей буквой она начинается слева на среднем уровне, при свободном же начале она располагается справа, причем пределы отклонений в первом и втором случаях одинаковы.

Установив по исследуемой  рукописи определенные особенности  навыка, эксперт на стадии сравнительного исследования сравнивает их с соответствующими особенностями навыка предполагаемого  исполнителя рукописи.

Результаты раздельного  и сравнительного исследований фиксируются  в так называемых разработках  почерка. С левой стороны листа  бумаги графически обозначают основные варианты каждого признака, дающего  представление о соответствующем  навыке исполнителя исследуемой  рукописи. С правой стороны указываются  соответствующие варианты признаков  предполагаемого исполнителя. Разработки облегчают анализ вариантов признаков  и установление особенностей навыка, а также делают процесс сравнительного исследования более удобным.

Установленные в результате сравнительного исследования различия и совпадения подвергаются итоговой оценке, на основе которой эксперт  формулирует свой вывод. Совокупность различий может быть положена в основу отрицательного вывода лишь в том  случае, если они являются устойчивыми  особенностями навыка, а не результатом  естественных вариаций или умышленного  изменения почерка. Совокупность совпадений может быть основой положительного вывода только тогда, когда эта совокупность особенностей навыка индивидуальна, т.е. неповторима в письме различных  лиц.

Исследование намеренно  измененного почерка. В практике расследования преступлений нередки  случаи, когда при выполнении рукописи преступники стремятся сделать  свой почерк неузнаваемым или выдать свою рукопись за рукопись другого  лица (исследование анонимных писем  или надписей, текстов или подписей, выполненных от имени других лиц, и др.). Возможности и особенности  исследования таких рукописей требуют  специального рассмотрения.

Как уже отмечалось, добиться полного изменения письменного  навыка, как правило, не удается. Искажению  подвергаются главным образом общие  и тесно связанные с ними частные  признаки почерка, меняющие внешний  вид рукописи. Наряду с этим в  рукописи обычно сохраняются менее  заметные, но более устойчивые соотношения  и частные признаки почерка, обусловливающие  возможность идентификации.

Известны три основных способа умышленного искажения (маскировки) почерка: скорописный, печатными буквами и левой рукой.

При скорописном искажении  почерка подражают почерку школьника  или малограмотного либо произвольно  искажают общие и частные признаки почерка: выработанность, наклон, размер, общее строение письменных знаков и т.д. Искажение почерка приводит к деавтоматизации процесса письма и появлению в рукописи признаков сниженной координации движений. Темп письма замедляется. Часто при этом исчезают скорописные упрощения, снижаются выработанность и связность почерка.

В процессе исследования рукописей, выполненных с подражанием печатному  шрифту, возможность идентификации  зависит от степени проявления в  рукописи признаков обычного почерка  пишущего, от устойчивости его навыка печатного письма. Признаки обычной  скорописи при письме печатными  буквами проявляются вследствие ослабления контроля над собой при  утомлении или убыстрении темпа  письма. Если письмо печатными буквами  является для пишущего привычным  и представляет вариант его почерка, могут быть использованы в целях  идентификации устойчивые особенности  и такого письма. Для экспертизы в этих случаях необходимо представить  образцы письма заподозренных лиц, выполненные с подражанием печатному  шрифту.

Одним из распространенных способов маскировки почерка является выполнение рукописи левой рукой. Факт маскировки почерка при написании  левой рукой (если обычным для  исполнителя является письмо правой рукой) распознать нетрудно, письмо левой  рукой является непривычным и  потому ведет к значительной утрате автоматизма движений. В рукописи проявляются признаки замедленного письма и сниженной координации движений. Специфическим признаком, указывающим на письмо левой рукой, является зеркальное, т.е. как бы отраженное в зеркале, письмо. Зеркальность при письме левой рукой объясняется взаимной противоположностью симметрических движений левой и правой рук человека. Так, движению правой руки слева направо соответствует движение левой руки справа   налево. Зеркальность может выразиться полностью отраженным воспроизведением отдельных буквенных знаков, а также в изменении направления отдельных движений, например левоокружное на правоокружное и наоборот, что, в свою очередь, приводит к изломам штрихов в месте изменения направления движения.

Возможности идентификации  по рукописям, выполненным левой  рукой, зависят от объема рукописей  и степени овладения навыком  письма левой рукой. Чем больше объем  текста, выполненного левой рукой, и  прочнее навык такого письма, тем  в большей степени проявляется  обычный навык пишущего и шире возможности его идентификации.

Наряду с маскировкой  встречаются случаи подделки почерка. Таким путем обычно воспроизводятся  подписи и соответствующие им слова: «принял», «председатель комиссии»  и др. Подделыватель стремится  не только устранить из рукописи признаки собственного почерка, но и воспроизвести  в ней все признаки подделываемого почерка. В исполняемую им рукопись он аккуратно перерисовывает с имеющегося у него образца отдельные буквы  и слова.

Тщательное воспроизведение  размеров, формы и других особенностей буквенных обозначений возможно лишь при значительном снижении темпа  письма. Поэтому в поддельной рукописи неизбежно проявляются признаки замедленного письма. Если же подделыватель  переходит на свободное, непринужденное письмо, неизбежно возникают отклонения от воспроизводимого образца и типичные для пишущего признаки письма. Последние  являются обычно результатом утомления  и снижения контроля над собой  при имитации сколько-нибудь значительных по объему текстов. В этих случаях  путем экспертизы может быть не только установлен факт подделки рукописей, но и идентифицирована личность подделывателя.

При назначении экспертизы в распоряжение эксперта кроме обычных  образцов почерка подделывателя  и лица, чей почерк имитируется, следует  представить рукописи, которые могли  быть использованы подделывателем при  имитации почерка.

Подготовка к криминалистической экспертизе почерка. Успех криминалистической экспертизы почерка в значительной мере зависит от того, насколько  тщательно она подготовлена. В  процессе подготовки экспертизы следователь  должен собрать необходимые для  эксперта сравнительные материалы  и сведения об объектах исследования.

Для правильной оценки признаков  почерка эксперт должен  располагать следующими сведениями о предполагаемом исполнителе рукописи: возраст, образование, какими языками владеет и какой письменностью может пользоваться, пишет ли левой рукой (если да, то с какого времени и в связи с чем начал так писать), не страдает ли какими-либо нервными болезнями или заболеваниями рук и глаз. Кроме того, эксперту необходимо сообщить сведения (если они имеются) о необычном выполнении исследуемого документа и образцов почерка, например: по показаниям потерпевшего, исследуемая записка была выполнена шариковой ручкой незнакомым ему гражданином на оштукатуренной стене коридора при слабом электрическом освещении.

Помимо рукописного документа, исполнитель которого должен быть установлен, на экспертизу представляют образцы  почерка предполагаемых исполнителей. Различают свободные и экспериментальные  образцы почерка. Под свободными образцами понимают рукописи, выполненные  вне связи с расследуемым событием до возбуждения уголовного дела. Основные свойства свободных образцов почерка  состоят в том, что они выполнены  нормальным, «свободным» почерком и  гарантированы от намеренного искажения  рукописи с целью избежать идентификации. Экспериментальные образцы письма – это рукописи заранее определенного  содержания, выполненные по предложению  следователя предполагаемым исполнителем специально для предстоящей экспертизы. Такие рукописи не гарантированы  от умышленного искажения. Промежуточное  положение занимают рукописи (их иногда называют условно свободными образцами), выполненные после возбуждения уголовного дела, но не специально для экспертизы, например, объяснения по факту недостачи материальных ценностей.

Основным общим требованием  для любой из указанных категорий  образцов является их подлинность, т.е. действительное выполнение тем лицом, которое значится исполнителем.

Следующим общим требованием  к образцам письма является их сопоставимость с исследуемой рукописью. Образцы  почерка должны отображать тот комплекс признаков, который проявился при  написании исследуемого документа. Поэтому образцы почерка должны по возможности соответствовать  языку, времени написания, способу  исполнения, характеру содержания и  целевому назначению исследуемого документа, а также условиям его составления  и материалу письма.

Другим важным общим требованием, предъявляемым к образцам, является их полнота. Письмо отдельных лиц  имеет варианты, проявляющиеся лишь при определенных условиях выполнения рукописи, например: письмо печатными  буквами – при заполнении бланков  некоторых документов, сокращенный  вариант подписи – при подписании большого количества документов. Образцы  почерка должны отражать все варианты почерка предполагаемого исполнителя. Поэтому помимо документов, однотипных с исследуемым, образцы почерка должны содержать и документы, отличающиеся по способу выполнения, материалам письма и содержанию, в которых могли бы проявиться иные варианты письма. Каждый вариант письма (а также подпись, если она подлежит исследованию) необходимо представить в нескольких образцах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Задача.

 

2.1.  У следователя  возникла необходимость допросить  в качестве свидетеля Петренко, который по имеющимся данным  был единственным свидетелем  совершения расследуемого убийства.

Какие вопросы  должен решить следователь на подготовительном этапе допроса Петренко?

 

2.2. Следователю  предстоит допросить шестилетнюю  Симонову, подвергшуюся сексуальному  насилию со стороны неизвестного  мужчины.

Где должен быть произведен ее допрос? Кто должен участвовать, и может присутствовать при производстве этого допроса? В чем состоят  психологические и тактические  особенности допроса малолетнего  потерпевшего (свидетеля)?

 

 

2.1.

Первоначально необходимо выяснить отношение Петренко к потерпевшему и лицу, совершившему преступление, то есть родственник он, друг, знакомый? Так же важно раскрыто или нет  убийство, т.е.  известно ли следствию  лицо, совершившее преступление. В  зависимости от этого ставятся конкретные вопросы.

Вопросы свидетелю (стандартные):

- кто он по отношению  к потерпевшему и подозреваемому, в каких отношениях с ним  находится?

- как он может охарактеризовать  потерпевшего и подозреваемого, в каких отношениях последние  находятся между собой (родственники/ друзья)?

- когда, как он оказался  на месте совершения преступления, чем занимался?

- что именно он видел,  слышал, как именно произошло  убийство по хронологии событий,  действия каждого из участников, что происходило непосредственно  перед убийством, что говорил  каждый из участников, чем был  вооружен? Описывается подробно, с  привязкой по времени.

Информация о работе Контрольная работа по "Криминалистике"