Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение и определение законности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств в уголовном процессе.
Цель предусматривает решение задач.
- выявление природы и сущности оперативно-розыскной деятельности;
- рассмотрения порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- выработки практических рекомендаций при передаче результатов оперативно - розыскных мероприятий органу дознания, следователю, в суд.

Содержание работы

Введение
Оперативно-розыскная деятельность
Понятие, задачи, принципы, правовая основа, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД
Виды оперативно-розыскных мероприятий
Использование (реализация) результатов ОРД в уголовном процессе
Результаты оперативно-розыскной деятельности
Результаты оперативно-розыскной деятельности, как повод и основание для возбуждения уголовного дела
Порядок передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в орган дознания, следователю, в суд.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Доказывание осуществляется не любыми, а только определенными  законом средствами, т.е. путем производства следственных и иных процессуальных действий, и с соблюдением установленного законом порядка их проведения. Использование иных, не указанных в законе, средств и порядка производства следственных, иных процессуальных действий влечет признание полученной таким путем информации недопустимой для использования в качестве доказательств.

Результаты оперативно-розыскной деятельности сами по себе не являются доказательствами, а нарушения норм оперативно-розыскного законодательства не находятся в прямой связи с производством следственных или процессуальных действий, они не влияют на содержания этих действий и характер данных, полученных при их проведении.

Не отрицая  принципа законности для оперативно-розыскной деятельности, не уделяя значения указанным процессуальным требованиям и не призывая к нарушению норм оперативно-розыскного законодательства, необходимо отметить, что положения Закона об оперативно-розыскной деятельности не регулируют уголовно-процессуальные отношения, а следовательно, и не могут определять допустимость доказательств, которые могут быть получены только в порядке и способами, предусмотренными нормами УПК РФ. Требование допустимости может предъявляться только к результатам оперативно-розыскной деятельности, представленным в документах или в виде вещественных доказательств. Что касается иных результатов оперативно-розыскной деятельности, то они, являясь лишь сведениями о фактах, не изменяют содержания фактических данных, полученных в результате производства следственных действий.

В судебно-следственной практике иногда признаются недопустимыми доказательства, полученные на основе результатов проведения проверочной закупки предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, при условии, что постановление о проведении данного оперативно - розыскного мероприятия утверждено ненадлежащим должностным лицом органа - субъекта оперативно-розыскной деятельности.

Фактические данные, в том числе полученные по результатам оперативно-розыскной деятельности, исходя из требований ст. 88 УПК, необходимо оценивать в качестве доказательств с учетом их относимости, допустимости и достоверности. Представляется, что результаты оперативно-розыскной деятельности не влияют на достоверность, допустимость и тем более на относимость доказательств, полученных в рамках уголовно-процессуального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 74 УПК РФ в качестве доказательств допускаются «иные документы», если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.

К иным могут  быть отнесены документы, которые содержат сведения, зафиксированные в письменном или другом виде. Это могут быть материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи либо иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом (ст. 84 и ст. 86 УПК РФ).

Поскольку при  проведении оперативно-розыскных мероприятий Законом об оперативно-розыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, такого рода документальные материалы как результаты оперативно-розыскной деятельности являются нередкими и могут быть использованы в уголовном процессе. Существенным и основным условием допущения их в качестве доказательств является лишь процессуальный способ получения, истребования или представления в порядке, установленном ст. 86 УПК («Собирание доказательств»).

Важное процессуальное значение имеют такие документальные материалы, как справки непроцессуального (оперативного) исследования предметов  и документов, в том числе об отнесении обнаруженного вещества к наркотическим средствам, психотропным веществам и их аналогам, о принадлежности предмета к огнестрельному или холодному оружию, об отнесении предметов к боеприпасам, о наличии подчисток или следов подделки в документе и т.д. Такие документы служат основаниями для назначения соответствующих экспертиз.

Доказательствами  они могут стать только после  проведения следственных и судебных действий: осмотров, проведения при  необходимости криминалистических экспертиз, допросов лиц, проводивших соответствующие оперативно-розыскные мероприятия, и др.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий не исключается обнаружение предметов, которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления либо на которые были направлены преступные действия; иных предметов и документов, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств, значимых для уголовного дела. Данные предметы в соответствии со ст. 81 УПК РФ признаются вещественными доказательствами. При проведении оперативно-розыскных мероприятий могут быть обнаружены и изъяты предметы или вещества, изъятые из гражданского оборота. Отдельные предметы, например помеченные денежные знаки, могут быть использованы при документировании преступных действий разрабатываемых лиц. Свойством вещественного доказательства обладает кино- или видеозапись, фиксирующая событие преступления. Таким же качеством могут обладать предметы контролируемой поставки при документировании незаконных действий с ними и т.д. Специфика оперативно-розыскной деятельности, некоторая несогласованность норм УПК РФ и Закона об оперативно-розыскной деятельности порождают немалые трудности при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании и признании их доказательствами. В частности, нормы УПК РФ, определяющие основания и порядок проведения следственных действий, не содержат указаний на то, что для их проведения могут быть использованы сведения, полученные в процессе оперативно-розыскной деятельности.

 

 

 

 

2.3 Порядок передачи  результатов оперативно-розыскной  деятельности в орган дознания, следователю, в суд. 

 

Закон об оперативно-розыскной деятельности в ст. 11 закрепляет, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться дознавателю, в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Таким образом, Закон определил перечень органов, которым представляются результаты оперативно-розыскной деятельности, общее основание (постановление руководителя) и порядок их представления, который носит отсылочный характер. В целом Закон об оперативно-розыскной деятельности лишь в общей форме регулирует представление результатов оперативно-розыскной деятельности и отражает только его оперативно-розыскной аспект, да и то относительно, поскольку порядок передачи материалов должен быть определен в ведомственных нормативных правовых актах.

В настоящее  время такой порядок регламентируется указанной выше межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

В соответствии с Инструкцией (п. п. 9, 14 - 16) представление результатов включает в себя: рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах оперативно-розыскной деятельности, и их носителей; оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов оперативно-розыскной деятельности.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

При необходимости  рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты оперативно-розыскной деятельности, руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. В иных случаях результаты оперативно-розыскной деятельности, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

Способ фактической  передачи результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (пересылка по почте, передача с нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

          Постановление о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд должно включать в себя его наименование, место, время и основания вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Постановление должно конкретизировать вид материалов, а также содержать сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, в результате которых они получены, когда и кем санкционировалось конкретное оперативно-розыскное мероприятие, наличие судебного решения на его проведение. В нем также подробно должны быть перечислены подлежащие направлению (передаче) конкретные документы, а также полученные (выполненные) при проведении оперативно-розыскных мероприятий фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.

Допускается представление  материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, если они не были в дальнейшем истребованы дознавателем, органом дознания, следователем, прокурором или судом (судьей), хранятся в органе, осуществившем оперативно-розыскное мероприятие, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу, либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования) (п. 18 Межведомственной Инструкции).

При представлении  дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного оперативно-розыскного мероприятия, утвержденное руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальником или его заместителем).

              Привлечение к участию в производстве следственных и судебных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, в том числе штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, представляется допустимым только при условии обеспечения их безопасности, соблюдения конспирации и конфиденциальности.

Исходя из требований норм Закона об оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с которыми приоритетными являются требования конспирации и безопасность участников оперативно-розыскных мероприятий, результаты оперативно-розыскной деятельности не могут быть представлены, если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно-розыскной деятельности в связи с представлением и использованием результатов в уголовном процессе; если использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Законом об оперативно-розыскной деятельности).

К тому же следует  учитывать, что предание гласности  сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных  сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поэтому если отсутствует  письменное согласие штатного негласного сотрудника, нештатного конфидента или лица внедренного в организованную преступную группу, то материалы (результаты) оперативно-розыскной деятельности, содержащие сведения об этих лицах, не могут быть не только рассекречены, но и преданы какой-либо огласке без их письменного согласия. Безусловно, здесь идет речь только о конкретных лицах.

          Исходя из требования нормы Закона об оперативно-розыскной деятельности о соблюдении правил конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, представление информации законодатель ограничивает требованиями конспирации и неразглашения государственной тайны. Это означает также, что органу дознания, следователю, прокурору или суду может быть представлена только информация, а не оперативные материалы (документы), причем такого объема и содержания, из которых неясен источник и способ ее получения, а также невозможно их определить при сопоставлении представленных сведений с имевшими место реальными событиями.

Информация о работе Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе