Разработка средств контроля по дисциплине «Визажистика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработка средств контроля по дисциплине «Визажистика».
Объектом работы является процесс обучения по дисциплине «Визажистика».
Предметом изучения является методическое обеспеченье.
Проблема: средства контроля по дисциплине «Визажистика» разработаны не в полном объеме, и без использования наглядности. Данные методические указания будут способствовать структурному, поэтапному выполнению тестовых заданий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ВИЗАЖИСТИКА»………………………………………………………..…..6
1.1 Анализ ФГОС ВПО…………………………………….............................6
1.2 Понятие «Средства контроля»………………………………………..…17
2 РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ, ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВИЗАЖИСТИКА»…………………………………………………………..28
2.1 Анализ рабочей программы дисциплины «Визажистика»………….....28
2.2 Разработка средств контроля по дисциплине «Визажистика»…….….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..42

Файлы: 1 файл

курсач мпо.doc

— 469.00 Кб (Скачать файл)

- для использования  группой учителей или администрацией  образовательного учреждения; - для  целей отбора и формирования  групп; - для аттестации учащихся. 11. По форме: - тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых); - тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым).

Решение задач контроля диктует следующие 4 принципа:

Принцип цели – определение цели контроля.

Формулировка цели контроля должна быть ориентирована на то содержание учебного курса или те или иные его аспекты, усвоение которых будет  контролироваться.

2.Принцип объективности  вывода результатов – установление  конкретных объективно необходимых результатов обучения. При контроле результатов усвоения учащимися того или иного материала должно предусматриваться по- возможности не только выявление этих результатов, но и их диагностика, т.е установление причин ошибок и пробелов в знаниях учеников.

Необходимыми результатами усвоения (НРУ) могут различаться по сложности в зависимости от состава умения. В зависимости от цели контроля тот или иной итог обучения может выступать как самостоятельное НРУ, так и в качестве показателя более комплексного НРУ.

3.Принцип организации  – организация контроля.

По мере изучения учебного материала идет углубление и расширение знаний. Поэтому при определении  необходимыми результатами усвоения следует  принимать во внимание место контроля.

В зависимости от места  контроля различают следующие его виды:

По месту в учебном  процессе:

Вводный – актуализация опорных или остаточных знаний по теме

Текущий – контроль усвоения учебного материала в самом ходе познавательного процесса

Тематический – итоговый по теме (или другой логически завершенной части учебного материала

Итоговый - контроль усвоения учебного материала за весь курс обучения

По форме:

2.1) Индивидуальный

2.2) Фронтальный (массовый)

По способу:

3.1) Устный

3.2) Письменный

3.3) Практический

 

Требования, предъявляемые  к преподавателю при составлении  тестовых заданий.

Учитель играет важную роль при контроле грамматических навыков, так как учитель должен следить  за дисциплиной, правильным оформлением  и выполнением, а для этого  он должен обладать следующими умениями для осуществления контроля:

-Умение определять актуальность контроля и его характер (выбрать правильные формы и методы контроля, подходящие для данного класса и данной темы);

-Умение наблюдать, фокусируя свое внимание на конкретных моментах обучения, на объектах контроля (выделять главные, основные, самые важные моменты зрения и акцентировать на них как свое внимание, так и внимание учеников);

-Умение концентрировать внимание учащихся на существенных моментах, значимых для владения школьной культурой, то есть выбрать правильную форму и метод контроля, подходящие для данного класса и данной темы (объяснить правила и основные моменты школьной культуры);

-Умение осуществлять контроль за состоянием учащихся и за их действиями с учетом собственного влияния на них (следить за собственным поведением и речью);

-Умение соотнести конкретное задание с личностью конкретного ученика, а также регулировать объем заданий (требовать от учащихся такого поведения, какой пример им показывает учитель);

-Умение внести в обучение дух соревновательности, невозможный без творческой активности каждого обучаемого (индивидуальный подход к учащимся);

-Умение провести тест (подготовить детей к тесту, соблюдая все правила проведения теста, проверить его и оценить);

-Умение соотнести оценку с конкретно выставляемой отметкой (выставить отметку, соответствующую оценке теста, не затрагивая межличностных отношений).

Таким образом, если преподаватель  обладает всеми этими качествами, то тест сможет стать отличным методом контроля, адекватно оценивающим знания учащихся, может стать главным помощником преподавателя в контроле знаний учащихся.

 

Тесты действительно  являются эффективной формой контроля, но чтобы провести тест, необходимо множество сложившихся условий: учитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему для эффективности результата, тест должен быть тщательно подготовлен и продуман, должны быть учтены недостатки данной формы контроля. При правильности использования тестов, учитель получит объективные правдивые результаты.

Широкое разнообразие форм контроля позволяет учителю проверить  именно те, знания и умения, которые  его интересуют в момент проведения контроля, а также выявить эффективность  методов и приемов обучения. Виды контроля помогают провести своевременный контроль, в зависимости от цели и момента поведения контроля.

Методы контроля

При проведении контроля очень важным аспектом является выбор  метода контроля, так как от этого  зависит эффективность проводимого  контроля.

По словам П.И. Пидкасистого современная дидактика выделяет следующие методы контроля:

Методы устного контроля

Методы письменного  контроля

Наблюдение (методы училищного контроля)

Дидактические тесты

Рассмотрим подробнее  характеристику основных методов контроля, которую дает П.И. Пидкасистый:

Методы устного контроля - беседы, рассказ ученика, объяснение, чтение текста и т.д. Основу устного  контроля составляет, в основном, монологический ответ учащегося.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика.

Выполнение практических работ (лабораторных опытов, в основе которых лежит наблюдение за процессом  и результатом) можно считать  эффективным, но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Указанный метод больше подходит к профессиональной школе.

Дидактические тесты  являются методом проверки результатов  обучения. Обычно они довольно объемны  и эффективны. Тесты, по своей сути, отличаются от других методов педагогического контроля. Вот как Н.В. Рыбакова и Т.В. Григорьева объясняют устройство тестов: "В школьной практике чаще всего используют тесты, в которых задание требует ответа на вопрос. При этом ответ может представлять собой в одних случаях заполнение промежутка в тексте, в других - выбор одного из предложенных ответов. В современных тестах преобладают последние задания. Ответами на вопрос являются утверждения, которые образуют ядро, дают правильный ответ и рассеянность. Правильный ответ является дополнением ядра, то есть отличного ответа, рассеянность дает неправильный ответ, составленный так, что от учащегося требуется хорошо знать суть дела, чтобы отличить его от ядра и правильного ответа". По уровню усвоения знаний, умений и навыков тесты классифицируют на 3 уровня.

Тесты первого уровня усвоения подразделяют на:

тесты опознания;

тесты различения;

тесты соотнесения;

тесты-задачи с выборочными  ответами.

В тесте опознания  обучающемуся задается вопрос, который  требует альтернативного ответа: «да» или «нет», «является» или «не является», «относится» или «не относится» и т. п. В задании обязательно фигурирует объект, о свойствах или характеристиках которого должен иметь представление учащийся.

Тесты различения вместе с заданием содержат ответы, из которых учащийся должен выбрать один или несколько.

Тесты соотнесения предлагают найти общности или различия в  изученных объектах, причем сравниваемые свойства или параметры обязательно  фигурируют в задании. Оформленные  таким образом тесты называют выборочными.

Тесты-задачи с выборочными  ответами. В задании формулируется  условие задачи и все необходимые  исходные данные, в ответах представлено несколько вариантов результата решения в числовом или буквенном  виде. Учащийся должен решить задачу и  показать, какой ответ из представленных он получил.

Применение тестов первого  уровня целесообразно для промежуточного контроля знаний студентов в рамках чтения одного определенного курса.

Проверку усвоения на втором уровне можно проводить с  помощью следующих тестов:

-воспроизведения информации;

-решения типовых задач.

 

По оформлению тесты  воспроизведения информации подразделяются на:

-тесты на «подстановку»;

-конструктивные тесты.

 

Тесты на «подстановку» могут иметь в задании разнообразные виды информации – словесный текст или формулу, чертеж (схему) или график, в которых пропущены составляющие (существенная часть слова или буквы, условные обозначения, линии или изображения элементов схем). Получив задание, обучающийся должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места («пропуски»), а также выполнить другие указания, содержащиеся в задании.

Задания конструктивных тестов не содержат ни намеков, ни подсказок. Они требуют от учащегося самостоятельного конструирования ответа (решения): воспроизвести формулировку, дать характеристику, написать формулу, выполнить чертеж или график.

Таким образом, тесты  второго уровня целесообразно использовать при промежуточном контроле знаний обучающихся по основным разделам курсов, без знания которых общее понимание дисциплины либо затруднено или вообще невозможно.

Тесты третьего уровня при  ответе на вопрос требуют применения усвоенных умений и навыков в  новых условиях, в неизученной  ситуации, в практической деятельности. Тесты третьего уровня можно принять в качестве заданий на практических занятиях или при итоговом контроле за весь пройденный курс, хотя создать такой текст весьма сложно.

За основу определения  оценки принимают коэффициент (K) усвоения и уровень усвоения, на котором проводится контроль и выводится оценка по пятибалльной шкале.

Материал считается  усвоенным на первом уровне, если K ≥ 0,7.

При K=0,9 – 1 выставляется оценка «5»

При K=0,8 – 0,9 выставляется оценка «4»

При K=0,7 – 0,8 выставляется оценка «3»

При K<0,7 выставляется оценка «2».

К выполнению тестовых заданий  второго уровня.

Материал считается  усвоенным на 3-ем уровне при K≥0,5.

При K=0,7 – 0,8 выставляется оценка «5»

При K=0,6 – 0,7 выставляется оценка «4»

При K=0,5 – 0,6 выставляется оценка «3»

При K<0,5 выставляется оценка «2».

Бесспорно, тесты дают нам вполне эффективный инструмент, который может быть использован  в учебном процессе, в том числе  и для итоговой оценки знаний.

Таким образом, можно  сделать вывод о широком разнообразии методов и форм контроля, о том, что множество ученых и педагогов рассматривают вышеуказанные методы и формы контроля и о том, что тест является одним из наиболее объемных и эффективных методов педагогического контроля, о чем нам говорят доказательства, приведенные педагогами и учеными, рассматривающими этот вопрос.

Процесс обучения не может  существовать без контроля обучения. Каждому процессу передачи знаний необходима проверка полученных учащимися знаний в целях надзора за эффективностью усвоения знаний. Множество различных методов и форм контроля дает учителю возможность выбора, в зависимости от индивидуальных особенностей класса. Контроль имеет семь разносторонних функций, при выполнении которых можно добиться высокоэффективного результата.

 

2. РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ, ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВИЗАЖИСТИКА»

 

2.1 Анализ рабочей программы дисциплины «визажистика».

 

Рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным педагогом для своей деятельности) документом образовательного учреждения. Она показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа.

Дисциплина «Визажистика» изучается  студентами специальности Профессиональное обучение (дизайн), специализаций «Парикмахерское  искусство и дизайн прически».

Основной целью  преподавания дисциплины «Визажистика»  является формирование будущих специалистов, способных на практике применять полученные знания по различным технологиям парикмахерского искусства, грима, визажа, свойствам и составу парфюмерно-косметической продукции.

Знания и практические навыки, полученные в процессе изучения дисциплины, помогают студентам свободно ориентироваться в мире моды, позволяют правильно подбирать пакет материалов с учетом индивидуальных особенностей человека и выбирать наиболее эффективные и экономичные технологии применяемые в гримёрном искусстве.

Информация о работе Разработка средств контроля по дисциплине «Визажистика»