Журналистская этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:05, дипломная работа

Описание работы

цель данной работы: рассмотреть и подробно изучить проблемы журналистской этики в современном мире.
Для выполнения поставленной цели требуется реализация следующих задач.
В первой главе:
1. Изучить зарождение журналистской этики и его этапы.
2. Рассмотреть главные элементы саморегулирования СМИ на примерах

Содержание работы

ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКИ ………
1.1. Зарождение журналистской этики ………………………………….
1.2. Элементы саморегулирования СМИ ………………………………..
ГЛАВА 2. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ В РОССИИ И США ………………………
2.1. Этические проблемы при работе с государственными органами …
2.2. Этические проблемы при взаимодействии с частными лицами …...
2.3. Защита журналистами своих источников информации …………….
2.4. Ограничения СМИ в разных странах (на примере рекламы) ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………...

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Совет по прессе – это орган, созданный ею для саморегуляции, который дает возможность читателям, оказавшимся в противоречии прессой, найти внесудебное решение.

Совет по прессе является представительным собранием, в которое  привлечены представители массмедиа  и внемедийных секторов. В Совет входит 9 человек.

Совет по прессе обсуждает  жалобы читателей на материалы, опубликованные в печатных СМИ. Заседания совета проходят, как правило, раз в месяц. По сравнению с судом Совет  по прессе предлагает быстрое и бесплатное рассмотрение проблемы. Деятельность Совета возможна благодаря финансовой и моральной поддержке журналистских изданий.

Основные функции совета по прессе в обществе:

1. Принимая жалобы от граждан на работу СМИ, совет по прессе предоставляет общественности право голоса, право быть услышанным, а значит, у населения существует реальная возможность влиять на работу средств массовой информации.

2. Совет по прессе ставит своей целью защиту медиасферы от влияния в первую очередь государственной власти, а также коммерческих корпораций, частных лиц, политических лобби и других заинтересованных в использовании возможностей СМИ групп.

3. Совет по прессе борется с недобросовестными представителями медиаиндустрии, нарушающими в повседневной работе нормы профессиональной этики журналиста.

Среди возможных форм организации советов по прессе мы различаем:

o форму, при которой совет по прессе создается медиасообществом в целом,

o форму, при которой совет по прессе создается частью медиасообщества (только журналистами или только издателями),

o форму «комиссии по этике» при той или иной профессиональной ассоциации (когда совет по прессе создается одним профессиональным журналистским или издательским объединением) и

o государственную форму (сорегулирование СМИ).

Существуют несколько моделей совета по прессе: для классической модели – совет по прессе Швеции, для внутрикорпоративной – Великобритании, закрытой – Германии.

Основные различия европейских  советов по прессе лежат в сфере:

o компетенции,

o состава,

o финансирования,

o порядка процедур,

o отношений с органами государственной власти,

o наличия и степени реализации дополнительных функций,

o степени открытости совета по прессе.

Наиболее значимыми  для работы совета по прессе факторами  представляются состав совета по прессе и объемы его финансирования.

Основные обязанности cовета прессы состоят в следующем:

• принимать жалобы;

• проверять, входят ли они  в сферу действия этического кодекса;

• рассматривать их тщательно  во всех аспектах;

• выступать в качестве посредника между заявителем и средством массовой информации;

• принимать объективные  решения по жалобам на основании  норм и правил;

• выделять СМИ, нарушающие руководящие этические принципы;

• обеспечивать прозрачность и публичность всех принимаемых решений;

• анализировать и  комментировать тенденции в деятельности СМИ и представлять руководство, касающееся требований кодекса;

• предлагать поправки в  этический кодекс (при наличии соответствующих полномочий);

• устанавливать профессиональные стандарты журналистики;

• защищать свободу печати.

Основными факторами, оказывающими значительное влияние на работу совета по прессе, являются состав совета и объемы (но не источники) его финансирования. Что касается состава, то очень важно, какой именно частью профессионального сообщества совет по прессе создается — только ли издателями, только журналистами или и теми и другими в сотрудничестве.

Главные причины отсутствия советов прессы:

• политические: например, когда правительства стремятся осуществлять цензуру СМИ;

• экономические: страны, где средства массовой информации используются только для получения доходов или отстаивания интересов деловой и политической элиты, или там, где рынок СМИ слишком невелик;

• правовые: страны, где  вопросы этики и достоверности рассматриваются в законах о прессе и электронных СМИ;

• культурные: страны, где  профессиональное сообщество выступает против саморегулирования.

В отличие от совета прессы, большинство омбудсменов работают только по конкретному средству массовой информации. Они осуществляют связь между сотрудниками средства информации и его пользователями (читателями, зрителями или слушателями), получают их комментарии и жалобы и пытаются урегулировать разногласия между двумя сторонами.

“Омбудсмен” – шведское слово, означающее “представитель”  – широко вошло в другие языки как название посредника (любого пола), который изучает жалобы граждан. Применительно к прессе его впервые употребила газета “Курьер-Джорнал” в Луисвилле, штат Кентукки, которая в 1967 году поручила бывшему главе отдела местной информации заниматься взаимоотношениями между читателями и журналистами. Следующий шаг был сделан в 1970 году газетой “Вашингтон Пост”, поручившей заместителю заведующего редакцией выслушивать жалобы читателей, составлять внутренние служебные записки и публиковать колонку, в которой ин имел возможность свободно высказывать свое мнение. Постепенно система совершенствовалась, приобретая все более интерактивный характер, поскольку комментарии, критические замечания, наблюдения и сообщения о допущенной ошибке обрабатывались, передавались дальше и возвращались к читателям.

Омбудсмен, как правило, работает только в рамках отдельно взятого средства массовой информации. Он является связующим звеном между редакцией СМИ и его аудиторией, чьи жалобы и комментарии он призван рассматривать, а также решать возникающие между двумя сторонами конфликты.

Омбудсмен собирает критические  замечания и предложения от пользователей СМИ, объяснения от редакционной коллегии, руководства или администрации, а также пытается примирить стороны. Кроме выполнения функций посредника, омбудсмен также изучает деятельность средства информации и указывает на отклонения от подразумеваемого договора с читательской аудиторией. В случае печатных средств массовой информации все эти аспекты освещаются в постоянной колонке.

По данным Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, предшественником омбудсмена, выполнявшим его основные функции, был отдел жалоб, читательских писем в редакцию, впервые появившийся в американских газетах в начале ХХ века.

Сейчас такая схема  получила распространение во всем мире, хотя процент изданий, имеющих омбудсменов, даже в США остается небольшим. Тем не менее, во многих странах мира – от Австралии до Африки, от Южной Америки до Ближнего Востока существуют редакции, в которых работают омбудсмены.

Стоит различать редакционных омбудсменов и национальных омбудсменов СМИ. Последние, как правило, являются частью национального совета по прессе и разбирают жалобы, касающиеся всех СМИ, работающих на территории той или иной страны (при условии, что юрисдикция совета по прессе не ограничивается только печатными СМИ). В мире существует только три национальных омбудсмена СМИ – в Швеции, Ирландии и ЮАР.

Организация омбудсменов средств информации (ONO) – международное объединение в составе 60 членов. Большинство из них находятся в США (35 зарегистрированных изданий), за ними с большим отставанием по численности следуют Соединенное Королевство и Нидерланды (по три), а также Швеция и Турция (по два). Франция представлена одной газетой – «Ле Монд» – и двумя государственными телестанциями – «Франс 2» и «Франс 3». Среди других стран, представленных только одним печатным органом, Бразилия, Канада, Дания, Израиль, Испания, Португалия и Япония.

На сегодняшний день полностью предоставляют свои услуги в США - 37 омбудсменов, в Канаде - 7 омбудсменов, в Бразилии, Франции, Парагвае, Японии, Южной Америке, Англии, Испании, Венесуэле, Израиле - 12 омбудсменов.

Ценные работы, посвященные проблеме саморегулирования российского журналистского сообщества, содержатся в сборнике статей «Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт, проблемы. Перспективы становления в России». Здесь представлены следующие материалы: «Большое жюри СЖР: точность – наша вежливость» М. А. Федотова; «Этическая экспертиза. Идеи саморегулирования “медиацеха”» В. И. Бакштановского; «Регулятивная роль медиакритики» А. П. Короченского; «Плавать необходимо, но плыть – трудно» (об особенностях процесса становления саморегулирования в России) Ю. В. Казакова.

Органы саморегулирования  СМИ в разных странах

В Европе саморегулирование прошло достаточно длительный путь развития от установления отдельных правил и запретов в средние века до создания сложной системы органов и нормативных актов. В начале XXI в. этот процесс в основном затрагивает регламентацию прав и обязанностей субъектов рекламного рынка. Правила предусмотрены достаточно детально и подробно, например во Франции на уровне саморегулирования запрещена реклама табака на радио и телевидении, запрещено сочетание тем алкоголя и спорта.

Практически в каждой европейской стране действуют органы саморегулирования (например, в Великобритании – Комиссия по рекламным стандартам, в ФРГ – Германский совет прессы).

Инициатива создания Совета по прессе возникла и в Молдове. Разработчики данной идеи из Ассоциации Независимой Прессы видят в совете прежде всего «адвоката читателя» — орган, который защитит потребителя информации и заставит СМИ считаться с его интересами. С этой целью состав совета будет сформирован таким образом, чтобы у представителей общественности было на один голос больше, чем у представителей массмедиа.

В чём практическая польза Совета по прессе? И читатели, и СМИ  благодаря совету получают возможность  решать споры, не доводя дело до суда и  экономя тем самым  массу денег, времени, нервов и сил. По статистике, в 2006-2009 годах суды Молдовы  рассмотрели около 1000 гражданских дел о защите чести и достоинства, из которых 200 касались газет и журналистов. За этими цифрами стоят годы тяжб в различных инстанциях, десятки тысяч леев судебных издержек и расходов на услуги юристов, бесконечные заседания в различных инстанциях, аресты счетов изданий и многое-многое другое. Совет по прессе поможет каждой из сторон избежать всех этих судебных мытарств, взяв на себя роль независимого и объективного арбитра, который оперативно изучит ситуацию и вынесет решение.

В настоящее время в США все чаще и чаще раздаются голоса, озабоченные достоверностью и этичностью рекламы, распространяемой через Интернет и требующие вмешательства государства. В ответ бизнес разрабатывает новые кодексы и системы контроля за их соблюдением, ориентированные на новую информационную среду.

Подобные процессы происходят, например, в Великобритании в сфере телекоммуникаций, где стратегической задачей Министерства по телекоммуникациям (Office of Telecommunication, OFTEL) является развитие саморегулирования в этой сфере и передача части своих функций организациям саморегулирования в следующих областях: предоставление потребителям информации о ценах и качестве услуг, которые позволили бы сравнивать различных поставщиков; разработка эффективного Кодекса поведения по отношению к потребителям и системы разбора жалоб потребителей; разработка "внутреннего" кодекса отрасли и технических стандартов и создание системы разрешения споров между компаниями. Надо учесть, что подобная стратегия разрабатывается в условиях серьезного роста конкуренции в Великобритании как в сфере стационарной телефонной связи (с развитием новых технологий и введением новых нормативных актов была разрушена многолетняя монополия British Telecom), так и в новых секторах телекоммуникационной отрасли (мобильная связь, услуги Интернет и т.п.).)

В России должность уполномоченного по правам человека (омбудсмена) учреждена Конституцией РФ 1993 года. 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

Должность уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  учреждена в целях обеспечения  гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

По окончании календарного года уполномоченный направляет доклад о своей деятельности президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную  Думу, правительство России, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Генеральному прокурору РФ, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Кроме того, по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

В специальных докладах обобщаются типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражается деятельность федерального уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.

Назначение и освобождение от должности уполномоченного относится  к ведению Государственной Думы.

В соответствии с законодательством, может учреждаться должность  уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. Учреждение института  уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение по этому вопросу. В настоящее время омбудсмены работают в 48 субъектах РФ.

Шведский Совет по прессе, или Суд чести, основанный в 1916 г., является старейшим в мире и единственным в своем роде. Его учредителями были Национальный Пресс-клуб, Союз журналистов и Ассоциация издателей газет.

Совет по прессе состоит  из судьи, который является председателем, представителей названных выше организаций-учредителей (по одному от каждой) и двух представителей общественности, никак не связанных с издателями газет и их организациями.

Информация о работе Журналистская этика